Социальная защита населения на государственном (на примере РФ) и муниципальном уровнях (на примере Тверской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Темпы экономического и социального развития любой страны, конечно же, во многом зависят от проводимой этой страной социальной политики. Ведь благополучие общества в целом, несомненно, определяется благополучием жизни каждого его гражданина. Исходя из этого, можно смело утверждать, что главная цель социальной политики любого государства - это обеспечение социального благополучия каждого её гражданина (обеспечение высокого уровня и качества жизни, предоставление человеку возможностей для развития и многое другое).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная защита населения на
государственном уровне……………………………………………...….... 6
Глава II. Система социальной защиты на муниципальном уровне.......... 15
Заключение………………………………………………………….............. 23
Список использованных источников……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тверской филиал

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему «Социальная защита населения на государственном (на примере РФ) и муниципальном уровнях (на примере Тверской области)»

 

 

 

 

                                                                      Выполнила студентка группы Тв-ДМЕ-001

                                                       Смирнова Виктория Владимировна

                                                                          Научный руководитель: Заслуженный Деятель

                                                          науки РФ, д.и.н., проф. Славко Т.И.

 

 

 

 

 

Тверь, 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….        3

Глава I. Социальная защита населения на

государственном уровне……………………………………………...…....      6

Глава II. Система социальной защиты на муниципальном уровне..........      15

Заключение…………………………………………………………..............       23

Список использованных источников………………………………………       25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темпы экономического и социального развития любой страны, конечно же, во многом зависят от проводимой этой страной социальной политики. Ведь благополучие общества в целом, несомненно, определяется благополучием жизни каждого его гражданина. Исходя из этого, можно смело утверждать, что главная цель социальной политики любого государства - это обеспечение социального благополучия каждого её гражданина (обеспечение высокого уровня и качества жизни, предоставление человеку возможностей для развития и многое другое).

В Российской Федерации в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты населения в связи с экономическим и социально-политическим реформированием страны. В связи с этим перед россиянами встает целый ряд социальных проблем, которые представляется возможным решить только с помощью государства.

Однако общественное сознание россиян еще не ощутило полностью новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, хотя правительство РФ, несомненно, понимает, что социальная политика имеет определяющее значение для жизни населения страны.

Актуальность данной курсовой работы подтверждают следующие факты: переход российского общества к рыночным отношениям обострил социальные проблемы широких слоев населения и потребовал создания, развития социального института – социальной защиты населения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, говорит о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной системы социальной защиты населения, которая является необходимой платой общества и бизнеса, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.

Приведём слова Председателя Правительства России Дмитрия Медведева: «Мы стали гораздо более сильным государством: Россия вошла в семерку крупнейших экономик по паритету покупательной способности, но это еще не все. Теперь основная задача – конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина»1.

Социальная политика государства и механизм социальной защиты в частности являются одними из основных условий благополучия всего общества в целом.

Объект – социальная защита населения на государственном и муниципальном уровнях.

Предмет – исследование системы социальной защиты на государственном и муниципальном уровне.

Цель курсовой работы состоит в раскрытии сущности, содержания и механизма социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях, рассмотрении основных нормативно-правовых актов, действующих в сфере социальной политики РФ.

Задачи, представленные для рассмотрения:

- изучение системы социальной защиты на государственном уровне;

- рассмотрение основных форм социальной защиты;

- изучение системы социальной защиты на муниципальном уровне.

Анализ литературы: вопрос о социальной защите населения изучался ранее многими учеными. И. Гейц дал понятие социальной защиты и основные её составляющие в РФ2. Т.Ф. Зарембо и А.Н. Савинов рассматривали понятие органов социальной защиты, изучали организацию работы органов социальной защиты населения3. Г.Н.Григорьянц и З.П.Замараева исследовали становление социальной защиты, развитие её в РФ4.

Были использованы следующие источники:

  1. ФЗ-№167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 января 2001 для рассмотрения принципов формирования накопительной части трудовой пенсии;
  2. ФЗ-№195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 (с поправками на 25 ноября 2013) для рассмотрения понятия социальная служба и их деятельности;
  3. ЗО-№83 «Об основах социального обслуживания населения Тверской области» от 29 декабря 2004 для рассмотрения видов социальной поддержки населения в Тверской области;
  4. ЗО-№85 «О государственной помощи в Тверской области» от 29 декабря 2004 для рассмотрения получателей государственной социальной помощи в Тверской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социальная защита на государственном уровне

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий.

Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, т.е. установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться недопустимо. Такие минимальные социальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.

Государственные формы социальной защиты:

  • Доступное здравоохранение.
  • Льготы.
  • Доступное образование.
  • Пенсионное обеспечение.
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг.
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы:

  • Добровольное социальное страхование.
  • Благотворительность.
  • Частные системы здравоохранения и др.5

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.

Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому6.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества7.

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Благотворительность — оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Добровольное личное страхование граждан организовано на контрактной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определёнными видами времени, определёнными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц8.

Система социальной защиты населения, сложившаяся в России, является недостаточно эффективной. Так, эффективность социальных пособий, т.е. ориентация их на самых бедных, составляет в России 19%, тогда как в промышленно развитых странах — 45%. Поэтому совершенствование системы социальной защиты предполагает усиление адресности в оказании социальной помощи, расширение участия работника в уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, создание частных страховых компаний, перемещение тяжести в проведении мер по социальной защите на уровень регионов и др.

Социальное страхование в РФ. Социальное страхование – институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода из-за потери трудоспособности, места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют две формы социального страхования: обязательное по закону и добровольное. Типичные виды социального страхования – пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей9.

Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д10.

Формирование системы социального страхования происходит на законодательной основе. Приняты законы "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", "О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования".

Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования. Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам.

Реформирование пенсионной системы в РФ. Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится факт появления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не только являющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, но и регулирующих финансовые основы пенсионной системы11.

Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервые устанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениями указанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средств для финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховых взносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаются правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядок учета и направления страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом и новацией в пенсионном законодательстве12.

Информация о работе Социальная защита населения на государственном (на примере РФ) и муниципальном уровнях (на примере Тверской области)