Социальная защита населения на государственном (на примере РФ) и муниципальном уровнях (на примере Тверской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Темпы экономического и социального развития любой страны, конечно же, во многом зависят от проводимой этой страной социальной политики. Ведь благополучие общества в целом, несомненно, определяется благополучием жизни каждого его гражданина. Исходя из этого, можно смело утверждать, что главная цель социальной политики любого государства - это обеспечение социального благополучия каждого её гражданина (обеспечение высокого уровня и качества жизни, предоставление человеку возможностей для развития и многое другое).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная защита населения на
государственном уровне……………………………………………...….... 6
Глава II. Система социальной защиты на муниципальном уровне.......... 15
Заключение………………………………………………………….............. 23
Список использованных источников……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены на реализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранение накоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любой человек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибылью для себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые на инвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсами больших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор в большей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а также нехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во внимание мировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительных составляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение о следующем порядке формирования трудовой пенсии13.

Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:

- базовой части, которая  будет иметь фиксированный размер  для каждой категории получателей  государственных пенсий;

- страховой части, зависящей  от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- накопительной части, выплачиваемой  в пределах сумм, отраженных в  специальной части индивидуальных  лицевых счетов застрахованных  лиц14.

Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться путем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальной части его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан15.

Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.

В ст. 39 Конституции РФ упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.16.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.

Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", вступивший в действие в декабре 1995 г17.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь; социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставление временного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационные услуги и т. д.

Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью.

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др18.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры экстренной социальной помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания; геронтологические центры и др.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

 

Глава II. Социальная защита на муниципальном уровне

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Основные направления социальной работы: cоциальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, социальный (неформальный) надзор); объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы и т.д.)19.

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу20.

Во всех муниципальных образованиях Тверской области действуют государственные учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - КЦСОН).

КЦСОН – это многопрофильные учреждения, которые оказывают населению социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социокультурные услуги.

Деятельность КЦСОН осуществляется по трем функциональным направлениям:

- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;

- социальная поддержка  семьи, женщин и детей;

- социальная поддержка  граждан пожилого возраста инвалидов.

Основными задачами центров является: организация социального обслуживания; оказание социальной помощи семьям, детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; содействие в реализации законных прав и интересов, улучшении социально-экономических условий жизни.

В структуре КЦСОН:

- 103 отделения социального  обслуживания на дому,

-11 специализированных отделений социально - медицинского обслуживания на дому,

- 36 отделений срочного  социального обслуживания,

- 17 отделений социальной  помощи семье и детям.

Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность самообслуживания и нуждающихся в посторонней поддержке21.

Кроме гарантированных бесплатных социальных услуг пожилым гражданам, находящимся на надомном обслуживании оказываются и дополнительные платные виды, не входящие в гарантированный перечень.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания направлена на оказание гражданам, вне зависимости от их возраста, нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера: помощь в оформлении документов, оказание услуг психолога, вещевая помощь, услуги пункта проката, консультативная помощь и др.

Для обеспечения равной доступности социальных услуг на территории всей Тверской области реализуется программа «Социальный автомобиль», позволяющая мобильно оказывать социальные услуги гражданам, проживающим в сельской и труднодоступной местности. Услуга «социального такси» предоставляется бесплатно гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным семьям22.

В соответствии с Законом Тверской области от 29 декабря 2004 г. № 83-ЗО "Об основах социального обслуживания населения Тверской области" гражданам Тверской области предоставляются следующие виды социальной поддержки: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта; консультативная помощь; реабилитационные услуги23.

Основанием для получения социальной поддержки является обращение гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы (учреждения) социальной защиты населения, которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых социальных услуг.

Закон Тверской области от 29.12.2004 № 85-ЗО "О государственной социальной помощи в Тверской области".

Получатели государственной социальной помощи:

- малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории Тверской области, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области;

- граждане, находящиеся в  трудной жизненной ситуации.

Основания для назначения государственной социальной помощи:

- заявление гражданина  в письменной форме;

Информация о работе Социальная защита населения на государственном (на примере РФ) и муниципальном уровнях (на примере Тверской области)