Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа
Закрепленное в ст.22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальных отношений 6
§1. Сущность, направления, формы и функции социальной защиты населения 6
§2. Правовые основы социальных отношений 9
§3. Структура органов социальной защиты населения 12
Глава 2.Государственное управление в сфере социальных отношений 18
§1. Сфера социальных отношений в современном обществе 18
§2.Государственное управление в социально-культурной сфере 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Закрепленное в ст.22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.
В настоящее время Российская Федерация столкнулась с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы социальной поддержки населения, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать систему социальной поддержки населения в Российской Федерации.
Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности. Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому достойный жизненный уровень. Многочисленные недостатки современной системы социальной поддержки населения хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой органов социальной поддержки населения по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование системы социальной поддержки населения России и практически полное обновление прежнего советского законодательства в области социального обеспечения представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления, что также говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Актуальность темы определяется также необходимостью перехода российских государственных органов управления по социальной защите населения от традиционных образцов реагирования к эффективному принятию решений, оптимизации управленческих структур, улучшения управленческого стиля.
Одним из наиболее актуальных направлений совершенствования социальной защиты населения на современном этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства является реформа системы поддержки социально незащищенных слоев населения России в целом и, в частности, жителей Москвы, имеющих право на частичную компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Другими актуальными
вопросами, которые будут исследованы
в настоящей работе являются проблемы
обеспечения доступности
Состояние научной разработки темы. В учебной и научной литературе тема исследования практически не освещена, что свидетельствует о необходимости проведения настоящего исследования. Вместе с тем в российской общественной науке в последние годы появился ряд работ, посвященных теме совершенствования деятельности органов государственного управления по социальной защите населения, но в большинстве случаев эти работы касаются лишь некоторых аспектов этой деятельности.
Сущность и содержание социальной защиты населения раскрывается в работах Беличевой С.А., Бобковой П.В., Бондаренко Б.Н. и др. Практические и методологические аспекты социальной работы освещаются Ф. Парслоу, М. Доэлом, С. Шадлоу, Холостовой Е.И., Бурлак Г.Ю., Григорьевой С.И., Гусляковой Л.Г. и др. Вопросам повышения эффективности деятельности органов социальной защиты населения посвящены работы Прониной Л.И., Алексеевой Л.С. и др. Отдельные проблемы социальной защиты населения и пути их преодоления освещены в публикациях Малышевой Н. (Социальная защита. Социономия. - 2004. - №1. - с.2-6), Широва А. (Социальная защита. - 2004. - №2. - с.3-6), Гуринович В. (Социальная защита. Социономия. - 2004. - №2. - с.2-7), Стазаевой И. (Социальная защита. Социономия. - 2003. - №4. - с.7-10), Набатовой И. (Социальная защита. Социономия. - 2004. - №3. - с.6-10), Позднякова С.А. (Гражданин и право. - 2002. - №4. - с.10-17) и др.
Цель работы заключается в изучении государственного управления в сфере социальных отношений.
Задачи работы:
Теоретико-методологическая и источниковая база исследования. Источники и литературу, на изучении которых основана данная работа, можно условно разделить на пять групп.
Во-первых, это официальные документы - федеральное законодательство и законодательство Москвы - осуществляющие нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения РФ.
Во-вторых, это комментарии к действующему законодательству.
В-третьих, это аналитические работы и статьи российских и зарубежных авторов, которые посвящены теоретическим и практическим аспектам социальной поддержки населения. В-четвертых, это публикации, анализирующие актуальные проблемы социальной поддержки населения РФ. В-пятых, это статистические сборники, архивные материалы, статистические отчеты.
Практическая значимость исследования определяется важностью поиска путей совершенствования системы социальной поддержки населения для современной России. Работа позволяет по-новому осмыслить и объяснить комплекс проблем, связанных с неэффективностью функционирования органов государственного управления по социальной поддержке населения, и оценить меры, предпринимаемые для его совершенствования.
Социальная защита - это неотъемлемая часть социальной политики, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека, удовлетворение его социальных потребностей. «Социальная защита проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических социальных гарантий граждан, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижения социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. «1
Социальная защита населения - это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий и средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни. 2
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Социальная защита населения осуществляется за счет федерального, регионального и местного бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и определенным гражданам. В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли правовое закрепление следующие принципы социальной защиты населения: гуманность, социальная справедливость, всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.); применение дифференцированного, адресного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Система социальной защиты
населения выполняет функцию
поддержания реального
Составным элементом социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер единовременных и периодических денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования с вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.
«Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию»3. Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников.
«Проведение такой социальной политики, которая бы обеспечивала достаточный жизненный уровень каждого члена общества, в том числе и в случаях, когда он по независящим от него причинам не может трудиться - одна из задач социального государства. Важнейшим условием ее реализации является создание эффективной системы социального обеспечения. Она включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд»4.
Большое значение для
становления эффективной
Важной положительной чертой законодательства России в области социальной защиты населения является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте (в ряде регионов Российской Федерации), выплату эквивалента льготы по оплате жилья, коммунальных услуг на персонифицированные счета и т.д.
Элементом социальной защиты населения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что в России созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями; денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Частью 2 Налогового кодекса РФ введен единый социальный налог, включающий и уплату сумм работодателями в Пенсионный фонд РФ.