Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Закрепленное в ст.22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальных отношений 6
§1. Сущность, направления, формы и функции социальной защиты населения 6
§2. Правовые основы социальных отношений 9
§3. Структура органов социальной защиты населения 12
Глава 2.Государственное управление в сфере социальных отношений 18
§1. Сфера социальных отношений в современном обществе 18
§2.Государственное управление в социально-культурной сфере 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Алина.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Задача государственной политики в области здравоохранения заключается в том, чтобы остановить развал сложившейся системы, создать условия для реального доступа населения к качественным услугам, перевести массовое здравоохранение на качественно новый уровень развития с широким использованием наукоемких технологий и компьютерного обслуживания. Еще одна важнейшая задача - резко повысить эффективность отрасли путем постепенного перевода на плюралистическую модель развития, с цивилизованным рынком медицинских услуг и многоканальной системой финансирования.

Необходимо создание правовой базы, обеспечивающей разграничение основных функций, прав и обязанностей между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальной инфраструктуры. Государство должно четко обозначить свои функции: выработка основных гарантий, разработка и обеспечение единых социальных стандартов в охране здоровья и образования (с учетом мировых стандартов); создание правовой базы, обеспечивающей доступность социальных благ для всего населения страны; разработка концепции целевых федеральных программ. Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга. Контролироваться должны не только учебные и медицинские учреждения, но и состояние потенциала здоровья, образовательного потенциала, потери общества от их несоответствия потребностям, факторы риска. Это принципиально изменит взаимоотношения органов управления с отраслями.

Заключение

 

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако, каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение  уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Под социальной политикой в узком смысле при анализе управления социальным развитием муниципального образования понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления. Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли образования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержки объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития. Особенностью сферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета. Местное самоуправление составляет одну из важнейших частей механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы. Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.

Правительство совместно с территориальными органами исполнительной власти города создает систему адресной социальной помощи льготным и малоимущим категориям населения, реализует программы социальной помощи. Организуется работа центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, финансируемых за счет средств городского бюджета. Оно организует летний и зимний отдых детей и подростков, оказывает помощь в создании попечительских советов в учреждениях образования, организует школьное питание. Правительство реализует городские и окружные программы в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта,

Подобная нормативная характеристика социальной сферы позволяет видеть все ее контуры и общие горизонты. Взгляд на одну из отраслей не дает полной картины. К тому же их тесные связи между собой и известная однородность, включая и методы управленческого воздействия, позволяют за счет концентрации оценок, решений и действий лучше коррелировать данную сферу со сферой финансово-экономической и комплексно на нее воздействовать.

Возможно, этим объясняется существование  органов, которые комплексно управляют  данной сферой через соответствующие структурные подразделения федеральных министерств финансов, труда и др. А в Республике Калмыкия в рамках единого министерства социальной политики объединены органы управления культурой, образованием, здравоохранением и др. Конечно, меру интеграции нужно обязательно обосновать.

Для обеспечения нормативного единства в развитии социальной сферы и  всех составляющих ее отраслей принципиальное значение имеют социальные стандарты.

Во избежание догматичности  изложения охарактеризуем современное  состояние социально-культурной сферы и негативные тенденции последних лет ее развития. Воспользуемся аналитическими материалами ученых

Во-первых, резкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу  образования и здравоохранения, свело до критического минимума бесплатные услуги. Доля услуг образования и культуры снизилась в ВВП до 4%, здравоохранения - до 2,5%. Перевод здравоохранения на страховую основу привел не столько к дополнительному финансированию, сколько к замещению бюджетных средств небюджетными. В 1994 г. бюджетное финансирование сократилось на 8% из центра и на 20% из региональных бюджетов.

Во-вторых, произошла резкая коммерциализация социально-кулътурных услуг, не обеспеченная соответствующей системой доходов. Она отторгла от качественного обслуживания большую часть населения.

В-третьих, распад инвестиционного  комплекса подорвал материальные основы развития образования и здравоохранения. Продолжается недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий.

В-четвертых, снижение престижности труда  в социальных отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж.

В-пятых, происходящая интенсивная  децентрализация социальных функций  не сопровождалась соответствующим  перераспределением ресурсов между центром и регионами. Это привело к нарастанию региональных диспропорций в развитии образования и здравоохранения, которые в отношении текущих затрат частично сдерживаются с помощью механизмов бюджетного федерализма (система межрегиональных трансфертов).

В-шестых, образование и здравоохранение  не стали элементами общественного  согласия и не входят, в систему  официальных национальных ценностей. В стране отсутствуют организационные  формы выявления интересов населения  и количества занятых в социальных отраслях.

Задача состоит в том, чтобы  сохранить квалифицированное ядро образовательного потенциала, подготовить  условия для развития образования  в условиях рыночной экономики; добиться качественных сдвигов в структуре  образовательного потенциала; повернуть образование к человеку, его потребностям. Государственная политика должна исходить из необходимости создания образовательной среды, благоприятной для развития человека и реализации его созидательных способностей, восстановления и воспроизводства культуры.

Список использованных источников и литературы

  1. Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция РФ от 12.12 1993.
  2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
  3. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
  4. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»

 

  1. Учебная литература

 

  1. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право. - М.: ГУУ, 2008. – 462с.
  2. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: Пресс, 2008.- 138 с.
  3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2008.- 280 с.
  4. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 212с.
  5. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие –М: ИНФРА-М, 2007.-264 с.
  6. Дерябина, М.И. Реформа отношений собственности М.: Политэконом, 2006. - 74с.
  7. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Синяя птица, 2005.  - 183с.
  8. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ- ИНФОРМ, 2008. – 528с.
  9. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 2009. - 160с.
  10. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2008. – 316с.
  11. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2009.-316 с.
  12. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2007.-380 с.
  13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., «Дело», 2009. – 361с.
  14. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.: Народ, 2009. – 354с.
  15. Основы социальной работы: учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2008.- 212 с.
  16. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.- 248 с.
  17. Социальный менеджмент: Учебник / Д.В Воловый (и др.); Отв. ред. Н.Н. Гриценко.-М.: Синтел - Синтез, 2009. - 384 с.
  18. Социальная политика: Учебник / Н.А Волгин (и др.). – М.: Экзамен, 2007. – 452с.
  19. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. – М: ИНИОН-РАН, 2009.- 256 с.
  20. Социальная работа /Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320 с.
  21. Социальная энциклопедия /Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: БРЭ, 2008. - 438 с.
  22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 200 с.
  23. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2009. - 424 с.

1 Социальная политика, уровень и качество жизни. Под общей редакцией В.Н. Бобкова и А.П. Починка, Словарь. - М.: Издательство ВЦУЖ, 2001, стр. 197.

2 Словарь-справочник по социальной работе/ С.А. Беличева, П.В. Бобкова, Б.Н. Бондаренко и др.; Под ред.Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 417 с.

3 Российская Федерация. Законы. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Ответ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1994. - с. 44.

4 Российская Федерация. Законы. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Ответ. ред.В. В. Лазарев. - СПС "Гарант", - 2003. - Комментарий к статье 39.

5 Словарь-справочник по социальной работе/ С.А. Беличева, П.В. Бобкова, Б.Н. Бондаренко и др.; Под ред.Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 417 с.

6 Российская Федерация. Законы. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации \Ответ. ред.О.Е. Кутафин, СПС "Консультант плюс",-2005г. - Комментарий к ст. 39.

7 Постановление от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Собрание законодательства 2005. - № 51. - ст. 5547.




Информация о работе Социальная защита населения