Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Закрепленное в ст.22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальных отношений 6
§1. Сущность, направления, формы и функции социальной защиты населения 6
§2. Правовые основы социальных отношений 9
§3. Структура органов социальной защиты населения 12
Глава 2.Государственное управление в сфере социальных отношений 18
§1. Сфера социальных отношений в современном обществе 18
§2.Государственное управление в социально-культурной сфере 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Алина.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые ученые создали по своей  инициативе несколько академий (Российская академия общественных наук, информатизации, права и др.), действующих на общественных началах. Они тоже присваивают своим членам титул академиков.

В условиях многонациональной России огромное значение имеют федеральные инациональные отношения. Они являются предметом постоянного внимания всех органов государства. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики в 2001 г. упразднено. Его функции переданы другим министерствам и ведомствам (МВД, МИД и др.). Впоследствии была учреждена должность министра, который занимается разработкой и координацией национальной политики, однако соответствующего министерства не создано. 
Понятие культуры многогранно, культура включает многие стороны духовной жизни общества.

§2.Государственное управление в  социально-культурной сфере.

 

В современной экономической науке  закрепились понятия «социально ориентированная экономика» и близкий  к нему термин «социально ориентированное  рыночное хозяйство».

Введенные в научный оборот реформатором послевоенной германской экономики Людвигом Эрхардом, автором книги «Благополучие для всех», эти категории характеризуют экономику, которая по своей структуре, способу распределения доходов, целевым ориентирам государственного управления призвана служить всемерному повышению благосостояния народа, уровня жизни населения.

При этом следует иметь в виду, что воздействие государства  на социальные процессы и его участие  в этих процессах не сводится только к мерам экономической поддержки  слабо защищенных слоев населения, государственного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ. Социальная политика государства означает одновременно обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных конституцией страны, действующими законами. Необходимость участия государства состоит в том, что социальные объекты в своем большинстве приносят гораздо меньше экономической выгоды в виде дохода в сравнении с производственными, торговыми объектами, а зачастую вообще не рентабельны с чисто экономической точки зрения.

Государственное управление социальными  объектами и процессами опирается  на обширную совокупность форм и методов, институтов и инструментов.

Следует различать прямое, непосредственное управление государственными организациями  отраслей социальной сферы и принадлежащими государству ресурсами, направляемыми на социальные нужды, с одной стороны, и косвенное управление - государственное регулирование социальной деятельности, социальных объектов и процессов, на которые государство способно оказывать побочное воздействие, с другой стороны.

Универсальным инструментом государственного управления социальными объектами  и процессами служит социальное законодательство, представленное Конституцией, Гражданским  кодексом, законами, регулирующими  деятельность в отраслях социальной сферы на разных уровнях управления. К правовому регулированию социальных процессов со стороны государства относится и принятие нормативно-правовых актов в виде президентский указов и правительственных постановлений. 

Исходный, отправной пункт государственного управления экономикой представляет социальное целеполагание, воплощаемый в виде установления долго-, средне-, и краткосрочных целевых социальных ориентиров, на достижение которых направлено управление.

Долгосрочные концепции – это  выработка государственной социальной доктрины, опирающейся на всеобщую национальную идею.

В среднесрочной перспективе государственное  социальное целеполагание опирается  на установление целевых социальных нормативов: дохода и потребления, оплаты труда, пенсий, пособий, среднедушевых доходов на члена семьи, прожиточного минимума, объемов потребления основных видов благ, услуг, обеспеченность жильем с учетом динамики этих показателей.

Краткосрочное государственное социальное целеполагание призвано определить гарантируемый государством уровень социального продвижения на ближайший период времени, подкрепленный государственным бюджетом, внебюджетными социальными фондами, мерами проводимой государством социальной политики.

Как свидетельствует мировой опыт, весьма действенным инструментом научного подкрепления социальных целей и обоснования государственных планов и программ социального развития на ближайшую и дальнюю перспективу служит социальное прогнозирование.

Государственные социальные программы  представляют совокупность увязанных во времени и в пространстве, по исполнителям и ресурсам мер, направленных на решение единой, крупной социальной проблемы общегосударственного, отраслевого, регионального масштаба. 

И в заключение, остановимся на наиболее существенном элементе государственного управления в сфере социальных отношений – государственное регулирование трудовых отношений. Трудовые процессы относятся к числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства. Использование труда как определенного фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта.

Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и решение проблемы безработицы. Оно призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление трудом и занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления.

Государственное регулирование трудовых процессов и занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования труда и занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно- политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.

Конституционный принцип приоритета прав и интересов человека является определяющим для деятельности всех государственных органов, организаций, учреждений и предприятий. Ему должны следовать все субъекты права, связана ли их деятельность с экономической, социальной, политической или иными сферами жизни государства и общества. Ориентация, приоритеты, мощное развитие систем жизнеобеспечения человека придают социальной сфере особый смысл, поскольку она непосредственно связана с человеком, с его потребностями и духовным миром. Входящие в эту сферу отрасли культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, экологии объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития. Взаимосвязь отраслей настолько тесная, что каждая в отдельности не может развиваться планомерно, гармоничность человека как целостной личности служит их своеобразным интегратором. Но и специфика отраслей очевидна, и ее нельзя игнорировать. Об этом подробнее расскажем ниже.

Необходимо выделить то общее, что  характерно для организации управления как отдельными отраслями, так и  социальной сферой в целом:

1. Непосредственная ориентация управления на обеспечение и реализацию конституционных прав граждан на труд, на жилище, образование, на пользование достижениями культуры, на медицинскую помощь, на свободу мысли и слова, творчества и др.

2. Децентрализация управления, когда  на федеральном уровне осуществляются стратегические функции в данной сфере, на уровне субъектов Федерации - тактические, на местном уровне- оперативное обслуживание граждан. Гарантируется автономия социально-культурных учреждений.

3. Широкая демократизация управления, опирающаяся на развитие самодеятельности граждан и активное участие добровольных обществ, творческих союзов и др.

4. Сочетание методов государственного  регулирования с методами общественной  регуляции и саморегуляции граждан.

5. Обеспечение комплексного управления развития социальной сферы путем координирующих и интегрирующих функций государственных органов и применения широкого спектра средств общественных согласований, а также механизма взаимодействия всех участников социально-культурных отношений.

В названной программе развития бюджетного федерализма выявлена зависимость  данной сферы и социальной сферы. Отмечается, что с бюджетной реформой непосредственно связаны реформы  социальной сферы. Прежде всего, это  относится к системе социальной защиты населения, которая в настоящее время не только не достигает своих целей, но и крайне негативно сказывается на состоянии бюджетов всех уровней. Огромный груз социальных обязательств, не обеспеченный финансовыми ресурсами препятствует проведению реформы общественного сектора. При этом установленные федеральными законами обязательства по социальной защите населения выполняются лишь частично, а фактически предоставляемая помощь не попадает к наиболее нуждающимся - слоям населения. Радикальное сокращение «нефинансируемых федеральных мандатов», замена натуральных льгот денежными компенсациями (в т.ч. с использованием уже существующих форм адресной социальной поддержки населения, прежде всего адресных жилищных субсидий) одновременно означает резкий рост эффективности расходов на социальную защиту населения.

Аналогичные механизмы могут быть задействованы также в образовании, здравоохранении, культуре. Попытки  их реформирования под административным нажимом «сверху» либо за счет централизации  бюджетных ресурсов обречены на неудачу из-за пассивности региональных и местных властей, разнообразия региональных и местных условий, отсутствия заинтересованности в оздоровлении региональных финансов и бюджетной сферы. Расширение самостоятельности бюджетной сферы. Расширение самостоятельности учреждений, предоставляющих соответствующие бюджетные услуги, внедрение подушевого финансирования, завершение перехода к страховой медицине (с обеспечением бюджетных платежей за неработающее население), использование оценок качества предоставляемых услуг и результативности бюджетных расходов, реструктуризация сложившейся и, как правило, неэффективной бюджетной сети требуют наделения органов власти субъектов и местного самоуправления реальными бюджетными и расходными полномочиями и ответственностью за их использование.

Принятие решений разными субъектами отражает их включенность в процесс  управления и регулирования. В конституциях и уставах указанная сфера  имеет либо общую нормативную  характеристику, либо расчлененную, сообразно  с развивающимися в ее пределах отраслями. В законах о правительствах их полномочия как бы суммарно группируются в рамках данной сферы, равно как и распределение обязанностей между заместителями председателя (премьера) правительства.

Кратко выделим типичные полномочия Правительства РФ в социальной сфере. Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно - культурной сферы.

Это позволяет комплексно оценивать  динамику социальной сферы и вырабатывать краткосрочный и долгосрочный курс социальной политики. Как известно, начало крупных экономических и социальных преобразований совпало со сложной социальной обстановкой в стране. Приоритетными были названы: предотвращение снижения реальных денежных доходов населения и обеспечение их устойчивости, реформирование отраслей социальной сферы, усиление воздействия государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров. К сожалению, не все из намеченного удалось сделать из-за неустойчивости ситуации в стране и депрессивных явлений в экономике.

Достаточно широки и основные полномочия Правительства Москвы в социальной сфере. Оно: разрабатывает и осуществляет в соответствии с перспективными планами развития Москвы политику в  области социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; осуществляет развитие сети учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, хозяйственное, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; обеспечивает развитие образования в городе, координацию деятельности организаций, предприятий, учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, по вопросам развития образовательной системы города, развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, взаимодействие с фундаментальной и педагогической наукой; организует работы по оказанию населению Москвы всех видов лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи, руководит государственными учреждениями и предприятиями; осуществляет координацию и управление аптечным хозяйством города Москвы; организует пенсионное обеспечение, медико-социальные экспертизы, реабилитацию инвалидов; осуществляет жилищную реформу, разработку направлений и методов деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения граждан жилой площадью; осуществляет, государственную политику в области охраны и использования историко-культурного наследия; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль, межведомственную координацию по вопросам физкультуры и спорта, организацию и совершенствование физического воспитания населения, подготовку спортсменов; разрабатывает и осуществляет комплексные меры по регулированию рынка труда, отношений в области труда и занятости населения, формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов в условиях развития различных форм собственности и хозяйствования; взаимодействует с городскими, региональными и международными общественными объединениями и него организациями города, с национально-культурными объединениями и организациями, профессиональными, научными м творческими объединениями (союзами), участвует в работе трехсторонней комиссии; взаимодействует с религиозными организациями; организует поддержку деятельности городских средств массовой информации, книгоиздательства и книжной торговли, координирует работы., связанные с рекламой и оформительской деятельностью; организует развитие туризма и гостиничного хозяйства города.

Информация о работе Социальная защита населения