Социально-экономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Содержание работы

Введение

Место показателей уровня жизни населения в международной статистике

Методологические и статистические характеристики уровня жизни

Количественные показатели

Качественные показатели

Основные показатели уровня жизни принятые в ООН и РФ

Показатели уровня жизни РФ

Современное состояние экономического и социального благополучия в РФ

Факторы экономического и социального благополучия в РФ

Социальная политика РФ: основные принципы, цели и задачи

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая политика России.docx

— 69.16 Кб (Скачать файл)

 

г) Денежные сбережения населения.

  • Сумма денежных сбережений населения.

д) Накопленное имущество и жилище.

 

  • Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.
  • Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.
  • Жилищные условия населения.

 

е) Социальная дифференциация населения.

 

  • Распределение населения  по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  • Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  • Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  • Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  • Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.
  • Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

 

ж) Малообеспеченные слои населения.

  • Прожиточный минимум (порог бедности).
  • Минимальный потребительский бюджет.
  • Минимальный размер заработной платы.
  • Минимальный размер пенсии.
  • Покупательная способность минимальной зарплаты.
  • Покупательная способность минимальной пенсии.
  • Коэффициент (уровень) бедности.
  • Дефицит дохода.
  • Зоны бедности.
  • Социальный портрет бедности.

 

Наиболее важные 12 показателей  из перечисленных 40 включены в систему  показателей для оценки хода экономической  реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана  Министерством экономики РФ и  Госкомстатом России, согласована с  заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями  регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам  исполнительной власти республик в  составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов  Москвы и Санкт-Петербурга для использования  в анализе хода экономической  реформы на соответствующих территориях. К  12 показателям относятся:

 

  • Средняя оплата труда  работников.
  • Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  • Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  • Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  • Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  • Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  • Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
  • Показатели дифференциации населения.
  • Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  • Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  • Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  • Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

 

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья  вызывает потребность в появлении  такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах  после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем "доля обучающихся за плату" и  т. д.

Обобщающие показатели

 

Разработка обобщающего (интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задач социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система  показателей должна завершаться  обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных  показателей системы и однозначную  оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

 

Длительное время в качестве обобщающих характеристик использовались главным образом демографические (ожидаемая продолжительность предстоящей  жизни населения, уровень младенческой смертности) и экономические (валовой  внутренний продукт (ВВП) на душу населения, индекс потребительских цен) показатели.

 

Однако развитие мирового сообщества показало, что экономический рост не всегда сопровождается позитивными  социальными последствиями, проявляющимися в создании благоприятных условий  для повышения уровня образования  населения, доступности услуг здравоохранения, развития физкультуры и спорта, сокращения риска безработицы и т. д. Поэтому  постепенно сформировалась система  показателей уровня жизни населения, содержащая демографические и социально-экономические  показатели. Они отражали различные  важные стороны человеческого развития. Совершенствовалась методика их расчета, были разработаны международные  классификации.

 

В 1978 г. ООН была разработана Система  показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем  возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.Для измерения общественного  развития страны предлагались синтетические  индексы "качества жизни" населения, включающие демографические, социально-экономические  и культурные компоненты. В частности, американским Советом зарубежного  развития был разработан индекс "физического  качества жизни" (PQLI), объединяющий показатели социально-демографического развития (ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотности населения). Этот показатель использовался для классификации стран по уровню развития.

 

Кроме того, разрабатывались другие индикаторы развития человека. В частности, в рамках Программы развития ООН (UNDP) был разработан индекс "качества жизни", объединяющий социально-экономические  и демографические показатели (занятость  населения, покупательная способность, уровень развития здравоохранения  и образования, доступ к политической жизни, ожидаемая продолжительность  жизни и др.).

 

В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП (англ. The Human Development Index — HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг  каждой страны.

 

В данный индекс входят три составляющие: индексы ожидаемой продолжительности  жизни, образования, уровня ВВП на душу населения.

 

Для перевода любого показателя, скажем x, в индекс, значение которого заключено  между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:

 

x-индекс = (x – min(x))/(max(x) – min(x))

 

где min(x) и max(x)являются минимальным  и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.

 

Индекс ожидаемой продолжительности  жизни = (ожидаемая продолжительность  жизни в стране – минимальная  продолжительность жизни в мире)/(максимальная продолжительность жизни в мире – минимальная продолжительность  жизни в мире)

 

На 2008 г. в России расчет индекса  выглядел следующим образом: (67,9 – 25)/(85 – 25) = 0,715.

 

Индекс уровня образования рассчитывается по формуле:

 

 

Индекс уровня образования = (2* доля грамотных в возрасте от 15 лет  и старше + доля охвата образованием населения в школьном и студенческом возрасте)/3

 

При определении индекса продолжительности  предстоящей жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального — 25 лет, для индекса  уровня образования населения соответственно — 0 и 100%. для индекса среднедушевого реального ВВП — 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. ППС. Таким образом, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует  о равенстве составляющих для  характеристики развития человеческого  потенциала.

 

Величина индекса изменяется от 0 до 1, при этом, чем ближе она  к 1, тем выше развитие человеческого  потенциала и короче путь, который  надо пройти данной стране к достижению социально значимых ориентиров. Страны, для которых значение ИРЧП не меньше 0,8, относятся к группе стран с  высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся  те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории  с низким уровнем развития принадлежат  государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.

 

Стоит отметить, что индекс не является всеобъемлющим показателем развития человека. В частности, в него не входят такие важные индикаторы, как  соблюдение прав человека, демократических  свобод и социального равенства.

 

 

 

 

Современное состояние экономического и социального  благополучия в РФ

 

В течение последних десятилетий  возрастает социальная ориентация экономики  всех стран, так как человеческий фактор в современных условиях больше, чем в прошлом, определяет конкурентоспособность  стран в мировом хозяйстве. Ярким  примером служит увеличение расходов на развитие образования и здравоохранения. Повышение уровня и качества жизни  – важнейшее направление экономических  реформ. Улучшение уровня жизни населения  является не только результатом экономического роста, но и его условием, так как  в сфере производства требуются  не только новая техника и технологии, но и квалифицированные работники, интеллектуальные и профессиональные качества которых должны улучшаться.

 

Основные проблемы, с которыми сталкивается наша страна и которые мешают успешно  развиваться населению:

 

  • Дисбаланс в экономике, приводит к неравномерному развитию производства на разных территориях, и  в разных отраслях. Государство не проводит эффективной политики по привлечению  инвестиций в слаборазвитые области  экономики. Также не поддерживается малый и средний бизнес, что  мешает формированию среднего класса, который гарантирует стабильность и воспроизводство здорового  населения.
  • Бедность является одной из самых важных проблем России. Среди факторов, повлиявших на быстрый рост уровня бедности можно назвать сокращение занятости, резкое снижение трудовых доходов, массовую безработицу, неэффективную систему социальной защиты населения, низкие доходы и др. В документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития. Развитие человека рассматривается как цель и критерий общественного прогресса через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода.
  • Уровень образования, образование является одним из основных факторов развития личности, позволяющих человеку ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации. Страна испытывает нехватку квалифицированных сотрудников. При этом образование, полученное в России, за редким исключением, не соответствует международным стандартам.
  • Здравоохранение, проблема заключается в недостаточном финансировании и нехватке кадров.
  • Отсутствие законодательного закрепления в бюджете основных социальных нормативов
  • Проблема экологии, недоработанное законодательство в сфере экологии. Экологическая ситуация ухудшается, большая часть населения проживает в неблагоприятной экологической обстановке, что негативно сказывается на здоровье.

 

Факторы экономического и социального благополучия в РФ

 

Классификация основных факторов социального  благополучия населения. Первая и наиболее существенная группа факторов социального  благополучия определяется темпами  роста и абсолютными величинами прироста внутреннего валового продукта. В 2006 г. ВВП на душу населения составил 13,205 $, а в 2007 г. – 14,690 $, при этом продолжительность  жизни увеличилась с 65,2 лет до 66,2, индекс уровня образования остался неизменным (0,933). Значение ИРЧП увеличилось с 0,811 до 0,817. Но несмотря на то, что ВВП и ИРЧП растет, реальная ситуация в стране скорее ухудшается. В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с "гипертрофированным развитием ТЭК" РФ и его низкой эффективностью. Производя "примерно 11,5% мировой первичной энергии", что в пять раз больше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка 5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики и общества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог (в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФ увеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления от экспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008 году, но при этом по оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россия вошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира. Зависимость реальных доходов значительной части населения, а также систем образования и здравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета, создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничения возможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а также снижения качества жизни в целом. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособного населения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальная экономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения. Даже во время кризиса в отраслях, связанных с производством и распределением энергии, наблюдался рост зарплат и численности занятых (в апреле 2009 года более 32% занятых в энергетике относились к 10% самых высокооплачиваемых в экономике), тогда как остальные сектора экономики лишились 1,8 млн рабочих мест. РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется, приходится поддерживать ТЭК за счет субсидирования энерготарифов — при перспективе исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие 20-30 лет и перехода основных потребителей ископаемого топлива к "низкоуглеродной экономике". Сравнительно дешевая энергия делает страну "одной из самых энергоемких в мире": энергоемкость ВВП РФ в 1,5-2,5 раза выше, чем в Западной Европе, где среднедушевое потребление энергии больше на 15-30%.Из-за энергоемких отраслей в европейской части России ежегодно теряется $100 млрд потенциальных экспортных доходов. По оценкам ПРООН, ТЭК и государство, занятое перераспределением доходов, являются и источниками проблем с экологией. Доля отрасли в выбросах промотходов занимает 56%, твердых веществ 58%, сбросе сточных вод — 23%, превышая выбросы металлургии. Площадь "нарушенных земель" только в результате нефтедобычи выросла с 94 тыс. га в 2004 году до 114 тыс. га в 2007 году.

Информация о работе Социально-экономическая политика России