Социально-экономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Содержание работы

Введение

Место показателей уровня жизни населения в международной статистике

Методологические и статистические характеристики уровня жизни

Количественные показатели

Качественные показатели

Основные показатели уровня жизни принятые в ООН и РФ

Показатели уровня жизни РФ

Современное состояние экономического и социального благополучия в РФ

Факторы экономического и социального благополучия в РФ

Социальная политика РФ: основные принципы, цели и задачи

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая политика России.docx

— 69.16 Кб (Скачать файл)

 

Главный вывод ООН представлен  в показателе скорректированных  чистых накоплений. Он разработан экономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измерения благосостояния общества: фактически накопленный доход  корректируется на динамику истощения  природных ресурсов и загрязнения  окружающей среды. Если в 2007 году официальный  ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные  чистые накопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращение благосостояния. Вторая группа факторов, характеризующих качество жизни, –  это то, как происходит перераспределение  ВВП, и какое количество средств  используется на социальное развитие. В разных странах мира по данным счетной палаты России эта доля колеблется от 20 до 60%. В России – 14,3%. Реальные расходы  на социальное развитие в Российской Федерации в динамике продолжают оставаться низкими. Как было указано  выше, государство в первую очередь  финансирует отрасли промышленности. И развитие человека не является приоритетным направлением. Доказательством этому  является то, что высокая доля населения  имеет доходы ниже прожиточного минимума (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. 

           

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума:

2008

2009

1 квартал

1 полугодие 

9 месяцев

год

1 квартал

Млн чел

23,0

20,7

19,0

18,5

24,5

В процентах от общей численности

16,3

14,7

13,5

13,1

17,4


 

 

 

 

При этом сумма прожиточного минимума довольно небольшая 

Также стоит отметить, что социальная гарантия и социальная поддержка  государства малоимущим слоям населения  недостаточная для нормального  существования. При этом, если в общем  ситуация с минимальной оплатой  труда улучшилась, то пенсии и стипендии  не покрывают и половины прожиточного минимума и на протяжении почти 10 лет  колеблются примерно на одном уровне. В 2007 г. был определенный прорыв, направленный на поддержку демографической ситуации, который отразился в резком увеличении пособия по уходу за ребенком, но стоит отметить, что далее пособие  не пересматривалось, и с каждым годом оно становится меньше, относительно настоящего прожиточного минимума.

 

 

Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством  РФ в соотношении с величиной  прожиточного минимума в 2001 – 2009 г. (на 1 января, в процентах).  

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Минимальный размер оплаты труда

13,2

16,1

20,2

24,0

22,9

22,0

27,5

48,4

78,8

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда  ЕТС по оплате труда работников бюджетной  сферы

13,2

24,1

20,2

24,0

22,9

22,0

-

-

-

Размер базовой части трудовой пенсии:

                 

по старости

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

по инвалидности

                 

I степени

-

17,1

16,8

17,1

14,2

17,6

17,5

22,2

22,2

II степени

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

III степени

-

68,5

67,2

68,5

56,6

70,6

70,2

88,9

88,7

по случаю потери кормильца

                 

детям, потерявшим обоих родителей, или  детям умершей одинокой матери (круглым  сиротам), на каждого ребенка

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

другим нетрудоспособным членам семьи  умершего кормильца, на каждого члена  семьи

-

17,1

16,8

17,1

14,2

17,6

17,5

22,2

22,2

Ежемесячное пособие на период отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

14,2

29,0

24,5

22,1

17,9

21,6

-

-

-

по уходу за первым ребенком

-

-

-

-

-

-

42,4

38,6

38,6

по уходу за вторым и последующими детьми

-

-

-

-

-

-

84,8

77,2

77,1

Минимальный размер стипендии

                 

студентов государственных, муниципальных  вузов

13,2

10,7

9,0

16,0

12,7

16,5

15,0

18,9

20,0

студентов (учащихся) учреждений среднего и начального профессионального  образования

4,6

3,8

3,1

5,6

4,5

5,8

5,3

6,6

7,3

1) В расчетах использована величина  прожиточного минимума для соответствующей  социально-демографической группы  населения, установленная Правительством  Российской Федерации за I квартал  соответствующего года.


 

Есть негативная тенденция усугубления  расслоения в обществе, на это указывают  коэффициент Джини и коэффициент  фондов.

 

Распределение общего объема денежных доходов населения.

 

 

2009

2010

I квартал

I полугодие

9 месяцев

год

I квартал

I полугодие

9 месяцев

год

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным группам  населения

               

первая (с наименьшими доходами)

5,4

5,2

5,3

5,1

5,5

     

вторая

10,1

9,9

10,0

9,8

10,3

     

третья 

15,1

14,9

15,0

14,8

15,3

     

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,7

     

пятая (с наибольшими доходами)

46,7

47,4

47,2

47,8

46,2

     

Индекс концентрации доходов (коэффициент 

Джини)

0,408

0,416

0,414

0,422

0,403

     

Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), в разах

15,1

16,0

15,8

16,7

14,5

     

 

 

 

Третья группа показателей связана  с эффективностью использования  средств, выделяемых для финансирования социальной сферы. Качество любой системы  здравоохранения определяется также  степенью ее оснащенности современным  медицинским оборудованием, использованием передовых медицинских технологий. В России на одного врача приходится среднего медицинского персонала вдвое  меньше, чем в развитых странах. Другими  словами, либо врачи тратят значительную часть своего рабочего времени на выполнение функций, не требующих врачебной  квалификации, либо эти функции выполняют  родственники стационарных больных. По данным федерального регистра всех медицинских  кадров, в стране не хватает около 60 тыс. человек в первичном звене, зато в клиниках работает на 100 тыс. больше специалистов, чем это нужно. Сейчас разработана программа о  целевом приеме студентов на медицинские  специальности, согласно которой студенты после обучения будут обязаны  проработать в данном регионе  в течение двух-трех лет. Также  в целях модернизации здравоохранения  чиновники готовят законопроект "Об охране здоровья граждан Особое внимание в законе будет уделено  ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

 

Для изучения уровня жизни населения  необходимо обращать внимание на затраты  на приобретение или строительство  собственного жилья. Плохое состояние  и несправедливое распределение  жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических  проблем страны, приведших к демографическому кризису. Нехватка качественного жилья  приводит к разводам в молодых  семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым  преступлениям. Так, по результатам  опросов, проведенных ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия. Россияне живут  в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях. В России на одного человека приходится только 22 кв. м  жилья. В развитых странах в два-три  раза больше. Например, в Швеции обеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США – 65 кв. м. В России 64% жилых  помещений состоят из 3-х и менее  комнат. В Германии - только 8%, а в  США и вовсе 1,5%. Расслоением населения  по уровню доходов усугубляет проблему, большую часть населения не имеет  возможности хоть как-то улучшить жилищные условия. Уровень доходов 10% самых  богатых граждан в стране превышает  уровень доходов 10% самых бедных в 15-17 раз. В Швеции подобная разница  доходов является всего лишь шестикратной. Проблема в том, что исправление  этой ситуации требует огромных затрат и воли государства. При текущих  темпах строительства жилья в  стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь "шведского" уровня обеспеченности жильем и это  без учета старения и выбывания  ранее построенного жилого фонда.

 

Итак, мы видим, что, несмотря на, улучшение  некоторых показателей уровня жизни (ВВП на душу населения, ИРЧП), существует ряд проблем, не дающих реально улучшать жизнь населения. Доходы перераспределяются не в пользу социальной сферы, малоимущие слои населения не получают должной  поддержки, отчего уровень бедности повышается. Здравоохранение также  не получает достаточной финансовой поддержки и испытывает нехватку кадров. При этом ситуации с жильем негативно влияет на демографическую  ситуацию и здоровье населения.

 

Социальная  политика РФ: основные принципы, цели и  задачи

 

В начале третьего тысячелетия для  России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов страны. В самом общем плане стало  очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической  политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни  населения на основе повышения конкурентоспособности  национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.

 

Социальную политику в широком  понимании следует рассматривать  как совокупность теоретических  принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями  и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

 

Социальная политика формируется  и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных  структур, общественных организаций, органов  местного самоуправления, а также  производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей  и результатов, связанных с улучшением материального и социального  благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

 

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы  на следующие перспективные цели:

 

- достижение уровня и качества  жизни населения, соответствующего  национальным идеалам и стандартам  экономически развитых государств, в том числе - в области получения  образования, здравоохранения, чистоты  окружающей среды, воспитания  детей, обеспечения экономических  прав и свобод граждан, защиты  от преступности их личности  и имущества;

 

- обеспечение устойчивых и высоких  темпов экономического роста  и научно-технического прогресса,  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей  на внутреннем и зарубежном  рынках, восстановление положения  России в качестве одной из  ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики  в мирохозяйственные связи;

 

- обеспечение благоприятных экономических  условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной  безопасности и обороноспособности, международного авторитета и  влияния России, в том числе  в странах - бывших союзных  республиках, защита законных  прав и интересов российских  граждан и организаций за рубежом;

 

- развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений  (то есть обеспечение условий  для образования системы социальных  групп и устойчивых связей  между ними; создание системы,  в которой доминируют отношения  взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая  социальная мобильность населения,  поддержка социально приемлемой  самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации  и предотвращение дезинтеграции  общества, чрезмерного усиления  социальной дифференциации, сдерживание  перехода противоречий интересов  между социальными группами в  антагонистическую форму.

Информация о работе Социально-экономическая политика России