Социально-экономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Содержание работы

Введение

Место показателей уровня жизни населения в международной статистике

Методологические и статистические характеристики уровня жизни

Количественные показатели

Качественные показатели

Основные показатели уровня жизни принятые в ООН и РФ

Показатели уровня жизни РФ

Современное состояние экономического и социального благополучия в РФ

Факторы экономического и социального благополучия в РФ

Социальная политика РФ: основные принципы, цели и задачи

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая политика России.docx

— 69.16 Кб (Скачать файл)

 

Принципы

 

Социальная политика основана на системе  принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам  разработки и реализации:

 

•        гуманизм, социальная справедливость;

 

•        системность, непрерывность, преемственность;

 

•        сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

 

•        открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами);

 

•        демократизм  выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного  мнения по основным вопросам социальных преобразований);

 

•        действенный  контроль общества над реализацией  социальной политики;

 

•        адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально  уязвимым и малообеспеченным группам  населения.

 

 

 

Цели

 

Преобразования в социальной сфере  должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

 

  • обеспечение максимально  эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и  потому объективно нуждаются в государственной  поддержке;
  • обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
  • создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
  • формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

 

Безусловным приоритетом в области  социальной политики являются инвестиции в человека.

 

 

Задачи

 

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих  задач:

 

  • Обеспечение равных возможностей при реализации права  на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого  распределения доходов и имущества (капитала).
  • Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
  • Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
  • Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

 

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны  с экономическим развитием страны.

 

На данный момент существует стратегия  и концепция социально-экономического развития России до 2020 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию  мирового рынка, лишаясь внутреннего  потенциала самостоятельного развития.

 

Приоритеты государственной политики:

 

  • инвестиции в  человеческий капитал
  • подъем образования, науки, здравоохранения
  • построение национальной инновационной системы
  • развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики
  • развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний
  • реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

 

Для перевода страны на инновационный  путь развития ставится задача кардинального  повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной  политики. Это означает, что уровень  финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Таким образом, расходы  государства на эти отрасли должны быть удвоены.

 

Планируется преодоление имеющихся  негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые  характеризуются:

 

  • сокращением численности  населения и уровня занятости  в экономике;
  • растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
  • низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

 

При этом имеется ряд нерешенных социальных проблем:

  • высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
  • высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
  • слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
  • низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
  • недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

 

Основные приоритеты социальной и  экономической политики в области  развития человеческого потенциала (достижения к 2020 г.):

  • распространение стандартов здорового образа жизни;
  • переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
  • внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
  • выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
  • распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
  • создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
  • установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза).

 

В какой степени данные цели будут  достигнуты, а проблемы решены, пока рано судить. На сегодняшний день страна продолжает продавать энергоресурсы, нет внедрения инноваций, а граждане не получают необходимой им социальной поддержки государства. Пока был  принят законопроект о коммерциализации бюджетной сферы, который может  привести к резкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами, к росту социальной напряженности, к снижению человеческого потенциала, деградации социальной сферы и к  ухудшению качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Ни один из обобщающих показателей  уровня жизни населения не может  дать полной картины о реальной ситуации, так как на уровень жизни населения  влияет слишком много факторов. Обобщенный показатель дает возможность сравнения  с другими странами, но при этом рост значения данного показателя не является однозначным признаком  улучшения социальной сферы в  стране. Как было показано во второй главе, рост ВВП и ИРЧП никак не отразил спад в других важных сферах, влияющих на благополучие населения.

 

В последние годы основные экономические  показатели России незначительно, но повышались, что должно было положительно сказаться  на уровне жизни населения. Однако дифференциация населения по уровню доходов, которая  связана, прежде всего, с весьма невысоким  уровнем дохода у малообеспеченных групп населения, низким уровнем  социальных гарантий, значительная часть  которых ниже величины прожиточного минимума, осталась высокой. При этом государственная поддержка абсолютно  не в состоянии обеспечить защиту малоимущим слоям общества, что, как  правило, ведет к еще большему усугублению их положения. Под угрозой  в первую очередь пенсионеры и  инвалиды. Средства, выделяемые матерям-одиночкам, так же не оставляют шанса нормально  растить ребенка.

 

Проблемы в сфере жилья негативно  влияют на демографическую ситуацию. Условия, в которых живет большая  часть населения нельзя назвать  нормальными и способствующими  развитию человеческого потенциала. При этом стоит отметить, что огромное количество людей живет в зонах  с плохой экологией.

 

В решении сложившихся проблем  основная роль возлагается на государство, которое выражает интересы своих  граждан, разрабатывает и принимает  меры преодоления противоречий между  социальной справедливостью и эффективностью рыночного хозяйства. При этом возникают  проблемы, как с развитием эффективной  экономики, так и с распределением дохода в пользу социальных нужд.

 

Формирование современной экономики  требует учета социальных вопросов, воздействующих на показатели уровня жизни населения. Для реализации заявленной президентом стратегии  социально-экономического развития Правительству  придется пересмотреть многие фундаментальные  составляющие экономической политики. Будет сложно отказаться от чрезмерной эксплуатации сырьевого потенциала страны, а также усовершенствовать  правовую базу, без которой нормальное функционирование экономики просто невозможно, как невозможно и социальное благополучие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

Елисеева И.И. Социальная статистика: Учеб. Пособие. - 3-е изд., перераб. и  доп.- М.: "Финансы и статистика", 2001 – 480 с.

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон. ресурс]// http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml

 

Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 735 с.

 

Таблица величина прожиточного минимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата – Электрон. дан. –  режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.htm

 

Таблица ожидаемая продолжительность  жизни при рождении [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата –  Электрон. дан. – режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html6/26-04.htm

 

Таблица размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством  Российской Федерации, в соотношение  с величиной прожиточного минимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата – Электрон. дан. –  режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2009/B09_13/06-18.htm

 

Талица численность населения  с доходами ниже прожиточного минимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата – Электрон. дан. –  режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_51kv.htm

 

Феоктистов Д.В. Методология оценки уровня и качества жизни населения // Журнал "Налоги. Инвестиции. Капитал." №3-4 2002 г.

 

Шаповалов А. Рост ВВП без всякого  удовольствия // Газета "Коммерсантъ" № 69 (4369) от 20.04.2010

 

Human Development Indicators statistical annex [Электрон. ресурс]//human development reports. – Электрон. дан. – режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2009_EN_Indicators.pdf

 

Human Developmant Indices [Электрон. ресурс]//human development reports. – Электрон. дан. – режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/HDI_2008_EN_Tables.pdf


Информация о работе Социально-экономическая политика России