Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 10:00, контрольная работа
Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.
Русскоязычное население видит опору власти и, в частности, президентского курса именно в этнической базе. Жузовый принцип, "подкорректированный" советским номенклатурным, стал камнем преткновения в спорах русской и казахской интеллигенции. И даже малейшее его упоминание в экспертном сообществе вызывает недвусмысленную гримасу у казахских его представителей. На бытовом же уровне "семейственность власти", клановость, клиентальные отношения, коррупция, авантюризм, беззаконие стали главным аргументом в утверждении, что граждане Казахстана не равны в своих правах. Речь скорее идет о самоощущении русскоязычных в Республике: те, кто не уехал еще в 90-х, зачастую чувствуют себя здесь как "незваные гости, вынужденные по ряду причин находиться в этнократическом государстве". Уехавшие же отмечают, что власть в республике построена по принципу "начальник — обязательно казах", и что "повсюду видно притеснения русских".
В свою очередь, казахи деполитизированные, не знающие русского языка, социально неактивные, а потому оказавшиеся на нижних ступенях социальной лестницы, винят во всех своих бедах "русскоязычных". Тех самых, которые по объективным причинам оказались в основной массе более социально приспособленными в условиях переходной экономики и соответствующей ломки сознания. И русский язык сыграл немалую роль в эффективной социальной мобилизации русскоговорящих. Действительно, во многом без этой значительной русскоязычной "прослойки" вся политическая активность местной власти оказалась бы направленной в пустоту, да и сама она носила бы явно другой характер. Можно сказать, что относительная стабильность казахстанского общества базируется на повышенном уровне толерантности русскоязычного населения, за счет которого часто выпускается "национально-политический пар".
Русский язык в Казахстане — это тема отдельного разговора. Он не обладает статусом второго государственного языка, но в реальности является чуть ли не первым. Аргументов в пользу этого утверждения — масса. И, по-прежнему, что бы ни говорили, русский язык во многом остается пропуском в национальную элиту, а для "социальных маргиналов" — это одно из главных условий попадания в тот же условно выделяемый "средний класс". Возможно, именно поэтому "русскоязычные" так внутренне противятся изучению государственного языка и требуют придания русскому языку статуса второго государственного. Но этот вопрос обходит стороной и власть, давая неопределенные обещания, и оппозиция, старающаяся вообще не поднимать языковую проблему. И те, и другие, видимо, понимают, что естественный прирост казахского населения решит когда-нибудь эту проблему. Точно также исключается еще недавно так упорно муссируемая в СМИ "русская угроза". Другое дело, что "китайская угроза", пусть даже сильно преувеличенная, позволит объединить интересы "коренных" и "русскоязычных". А это уже площадка для более глубокой интеграции в деле национального строительства.
С другой стороны, на том же бытовом уровне существует множество позитивных моментов. Речь идет, прежде всего, о молодежи, для которой этническая принадлежность стоит зачастую значительно ниже на шкале социальных ценностей, чем у поколения, старшего их лет на 10. Отсюда — смешанные браки, в деловой жизни партнеры по бизнесу ведут дела исходя из здорового прагматизма, практически не обращая внимания на "этничность" и т.д. Дело еще и в том, что значительная часть русских заняла такую нишу в социально-экономическом устройстве страны, на которую, в общем, мало кто станет претендовать. По большому счету, и в экономике русскоязычное население продолжает оставаться связующим звеном. Кроме того, будучи прагматиками и реалистами, русские в Казахстане вряд ли станут "лезть в большую политику". В принципе и так всем ясно, что вряд ли они смогут в ближайшее время стать здесь весомыми политическими игроками. И такое положение дел во многом устраивает казахское социально и политически активное население. И именно это является залогом стабильности.
В несколько иной плоскости лежит вопрос национального строительства в Казахстане. Нурсултан Назарбаев ставит своей главной целью создание казахстанской политической нации по примеру французской. Французскую модель политической нации стремятся использовать все государства, объявившие себя гражданскими, правовыми и демократическими. Казахстан, согласно своему основному закону, таковым и является, однако на деле речь идет, по крайней мере, сегодня, о создании казахской нации-государства в этническом ее понимании. О плюсах и минусах последнего достаточно сложно судить со стороны. Одно ясно: для власти — это самый оптимальный вариант развития государственности на данном этапе, как залог "продолжения" собственной этничности. Возможно, это временное явление, отвечающее реалиям переходного периода. Действительно, практически ни одно европейское государство одномоментно не стало гражданской нацией. Это длительный и болезненный процесс, связанный, прежде всего, с общим уровнем развития индустриального и постиндустриального общества.
Ряд экспертов сегодня указывают на то, что в Казахстане нет условий для формирования казахстанской нации и устойчивой государственности. Можно, конечно, предположить, что отсутствие условий связано с уже указанным переходным периодом и в экономике и политике. И, если обратиться к истории, то можно найти немало примеров, когда мобилизация в экономике и этническая мобилизация питали друг друга, и именно это позволяло государству добиться впечатляющих результатов и стать полноценной нацией с минимальным уровнем этнической напряженности. И, возможно, Казахстан находится как раз на середине этого пути.
В формировании
нации-государства в
Часто решение национального вопроса сводят просто к деполитизации этничности и деэтнизации политики. Но это, на мой взгляд, упрощенный подход, здесь гораздо более сложный узел противоречий, в основе которых лежит, прежде всего, экономическая составляющая.
Сегодня в Казахстане происходит трансформация национальной идеи (если угодно, идеологии) от направленного в "прошлое великого казахского народа" к ориентированной в будущее. Идеалом выступает государство-политическая нация с огромным экономическим потенциалом и передовыми позициями в мире. И если эта национальная идея сможет изменить ментальность всех проживающих на этой территории, то и национальный вопрос в Казахстане навсегда потеряет свою актуальность.
Для эффективного осуществления Республикой Казахстан функций и полномочий председателя ОбсЕ необходимо определить базовые условия и меры по их реализации, способствующие достижению стратегических целей. Одной из них является установление конструктивного диалога в период председательства РК в ОбсЕ между странами-участницами, представляющими различные культуры Запада и Востока. с этой точки зрения, Республике Казахстан есть, что предложить из своего позитивного опыта межэтнического и межконфессионального согласия. За годы суверенного государственного строительства в Казахстане достигнуты заметные позитивные результаты в регулировании сферы межэтнических и межконфессиональных отношений, характеризующейся стабильной обстановкой, способствующей сохранению атмосферы толерантности и согласия между этносами. Одним из ключевых факторов эффективности проводимой политики явилась твердая линия руководства страны с первых дней ее независимости, направленная на гармонизацию взаимоотношений между этносами.
В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» Глава государства отметил: «за 16 лет независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять». Эти же принципы, определяющие политические, культурные и духовно-нравственные приоритеты и ценностные ориентации в развитии казахстанского общества, заложены в статье 1 Конституции Республики Казахстан.
Для любого полиэтничного государства, каковым является Казахстан, одним из главных условий сохранения своей целостности и независимости выступает надэтническая интеграция его граждан в единую общность. В виду этого для нашей республики, в которой проживают представители 130 этносов, построение общеказахстанской гражданско-политической общности выступает одним из основных требований существования ее государственности и стабильного развития.
В данном случае речь идет о
политической консолидации казахстанцев
на основе гражданского участия всех
этносов Казахстана в социально-политических
процессах. В этом плане политическая
консолидация полиэтничного общества
должна выстраиваться на основе консенсуса
интересов входящих в его состав этносов,
что должно учитываться при выборе принципов
национального строительства в общем
спектре государственной политики.
Начиная с середины прошлого века, национальное
строительство в Казахстане осуществляется
на основе идентификации по гражданской
принадлежности (принцип сограж-данства)
. сегодня составным элементом национального
строительства в Казахстане выступает
также обеспечение этнического плюрализма
. следует отметить, что к настоящему времени
удалось добиться некоторых позитивных
результатов при реализации данных принципов
национального строительства. Во-первых,
согласно данным социологических исследований,
наметилась тенденция ориентации заметной
части казахстанцев на идентификацию
по гражданской принадлежности . Во-вторых,
для всех этносов Казахстана созданы благоприятные
условия для реализации ими своих этнокультурных
интересов. В целом, к текущему моменту
в республике созданы эффективные правовые
и идеологические основы, а также организационная
инфраструктура реализации государственной
политики в сфере межэтнических отношений,
которая, в целом, получает положительные
отклики населения . Таким образом, за
годы независимости в нашей стране была
реализована собственная, уникальная
модель, обеспечивающая гармоничные межэтнические
отношения в полиэт-ничном и поликонфессиональном
обществе посредством сохранения самобытности
народов и их единения. Модель межэтнических
отношений в Казахстане реализуется на
следующих основных уровнях:
- Концептуальный уровень (концептуальное
обоснование обеспечения межэтнического
согласия).
- Конституционный и политико-правовой
уровень обеспечения межэтнического согласия
(конституционное и политико-правовое
обеспечение межэтнического согласия).
- Институциональный уровень обеспечения
межэтнического согласия (на уровне Ассамблеи
народов Казахстана, Малых Ассамблей,
национально-культурных центров).
- Научно-методологический уровень обеспечения
межэтнического
согласия (мониторинг состояния и тенденций
развития межэтнических отношений).
Концептуальный уровень. Обеспечивает
содержательные подходы к вопросу укрепления
стабильности межэтнической сферы нашей
страны, сущность которых сводится к следующему:
1. Модель межэтнического согласия реализуется
с учетом и на основе взаимозависимости
и взаимообусловленности социально-экономических,
культурных, нравственных, бытовых и других
факторов в соответствии с их потенциалом
.
2. Модель межэтнического согласия организационно
и функционально базируется на принципе
свободного обеспечения культурного самовыражения
всех этносов Казахстана.
3. Конечная цель реализации данной модели
- защита и свободная реализация интересов
всех этносов Казахстана. Концептуальный
уровень представлен специальными программами.
Например, Программа совершенствования
казахстанской модели межэтнического
и межконфессионального согласия на 2006-2008
гг., на которую были выделены средства
из республиканского и местных бюджетов
в размере 1,5 миллиарда тенге. большинство
мероприятий по поддержанию самобытности
и диалога культур Казахстана, проведенные
в последние два года, были реализованы
как раз в рамках этой программы.
Конституционный и политико-правовой
уровень осуществляется на основе законодательных
актов, регулирующих сферу межэтнических
отношений государства, и других официальных
документов, определяющих основные направления
национальной политики. Правовой основой
обеспечения межэтнического согласия
выступает Конституция Республики Казахстан.
Правовая основа предполагает определение
в Конституции страны и других законодательных
актах основных принципов, на которых
должны строиться межэтнические отношения.
Например, статьей 39 Конституции РК «признаются
неконституционными любые действия, способные
нарушить межнациональное согласие».
На политико-правовом уровне
осуществляется разработка политических
инициатив для реализации основных
принципов межэтнического согласия. Так,
например, согласно статьи 7 Основного
Закона страны («государство заботится
о создании условий для изучения и развития
языков народа Казахстана») и статьи 19
(«каждый имеет право на пользование родным
языком и культурой, на свободный выбор
языка общения, воспитания, обучения и
творчества»), право каждого казахстанца
на сохранение самобытности своей культуры,
свободный выбор языка обучения и воспитания
нашло закрепление, в частности, в законах
«О гражданстве Республики Казахстан»,
«О языках в Республике Казахстан», «Об
общественных объединениях», «О культуре»,
«Об образовании», «Об охране и использовании
объектов историко-культурного наследия».
Конституционный уровень обеспечивает
представительство интересов этносов
Казахстана на уровне Парламента. Так,
в рамках конституционной реформы 2007 г.
впервые в истории Казахстана в его высший
представительный орган были избраны
депутаты от Ассамблеи народа Казахстана,
главной функцией которых является обеспечение
и защита этнических интересов. Таким
образом, АНК стала реальным механизмом
агрегации и артикуляции интересов этносов
Казахстана.
На институциональном уровне главным институтом обеспечения межэтнического согласия выступает Ассамблея народа Казахстана. Под эгидой Ассамблеи работают 22 республиканских и региональных национально-культурных центра, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. Особое место в эффективной реализации АНК своих задач заняли ее региональные филиалы – так называемые Малые Ассамблеи. Обширная территория Казахстана, наличие во многих его регионах районов с компактным проживанием различных этносов сделали насущной необходимостью введение региональных представительств специальных структур, занимающихся разрешением этнических проблем. В этом аспекте функционирование Малых Ассамблей стало одним из путей решения этой задачи. согласованность действий в обеспечении межэтнического согласия на институциональном уровне осуществляется Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, возглавляющим Ассамблею народа Казахстана.
Научно-методологический уровень обеспечивает осуществление следующих основных мероприятий: мониторинг состояния и тенденций развития межэтнических отношений; определение вызовов и угроз; пофакторный анализ и выработка рекомендаций. Как в развитии культуры толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия, так и в предотвращении конфликтов на религиозной и этнической почве большое значение имеет создание единой системы информационного обеспечения национальной политики. Имеющиеся проблемы национального строительства во многом объясняются слабым научно-методологическим обеспечением. К тому же данное обстоятельство усугублялось отсутствием открытого, диалогового обсуждения проблем в сфере межэтнических отношений. Недавнее создание Научно-экспертного совета при АНК позволяет надеяться на улучшение ситуации в этом вопросе.
Информация о работе Социально-этнические общности и национальная политика