Социально-этнические общности и национальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.

Файлы: 1 файл

политология контр.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

В целом, содержание казахстанской  модели межэтнического согласия определяется целым набором принципов, т.е. взаимосвязанных основных идей, отправных позиций и ориентиров, на которые должна ориентироваться политика государства. Важнейшими из них являются: открытость и гласность; законность, законодательное оформление и правовое регулирование деятельности, используемых сил, средств и методов; деполитизация вопросов национального строительства; гуманизм, справедливость и приоритет нравственных начал; взаимопомощь и взаимоподдержка; доброжелательность и толерантность; приоритет предупредительно-профилактических мер; восприимчивость к науке и др. Указанные принципы неразрывно связаны друг с другом, при этом выполнение каждого является условием для практической реализации остальных. Многочисленные исследования и сама жизненная практика показывают, что гармония в межэтнических взаимоотношениях может быть достигнута только при взаимопонимании этносов. В этом смысле диалог культур является одним изосновных факторов развития толерантности общества. За годы независимости в Казахстане были созданы условия для сохранения и развития этносами своих родных языков, обычаев и традиций.

Так, к настоящему времени  в республике действуют более 80 этнических школ, 108 общеобразовательных школ, где представители 22 этносов изучают  родной язык, в 76 средних школах родные языки изучаются факультативно или в кружках. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков. Кроме того, функционируют 170 воскресных языковых центров, где изучаются языки народов Казахстана. В поддержку воскресных школ правительством ежегодно выделяются финансовые средства в размере 12 миллионов тенге, оказывается помощь из местных бюджетов. Ежегодно по государственному заказу выпускаются до 30 книг на различных языках этносов Казахстана общим тиражом свыше 80 тысяч экземпляров. В стране работают 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров. При этом наша республика является единственной в сНГ, где финансирование национальных театров осуществляется из республиканского бюджета. Не случайно поэтому, при замерах общественного мнения граждане отмечают реализацию своих прав в полной мере в вопросах сохранения национальной культуры и изучения родного языка . Ассамблея народа Казахстана ежегодно проводит ряд различных мероприятий, направленных на развитие языков, традиций и обычаев этносов Казахстана. Именно с этим связана критика, часто направленная в ее адрес. К слову сказать, упреки в «культурно-массовом» характере деятельности АНК являются беспочвенными и необоснованными. Мы уже отмечали, что принцип свободного обеспечения культурного самовыражения всех этносов Казахстана является основополагающим в обеспечении межэтнического согласия, каким бы простым ни казался «рецепт успеха» нашей модели. Это же подтверждают данные социологического опроса населения: так, недостаточное внимание к культуре (языкам) этнических групп Казахстана может негативно сказаться на состоянии межэтнических отношений в стране. Примечательно, что в числе других негативных факторов – только социально-экономические проблемы. 
Одновременно, не умаляя значимости деятельности Ассамблеи, считаем целесообразным обратить внимание на ряд задач, требующих своего разрешения. Одной из них является выработка и принятие концепции казахстанской общенациональной идеи, позволяющей сплотить все этносы, населяющие нашу страну. Отсутствие национальной идеи усиливает процессы сепаратизма и дезинтеграции страны и, таким образом, может привести к дестабилизации общественно-политической обстановки , сильная национальная идея, напротив, способствует укреплению экономического и политического единства. И здесь существенную лепту могла бы внести Ассамблея народа Казахстана, имеющая большой опыт в деле установления единения этносов страны. В то же время следует отметить, что консолидация всех этносов невозможна без развития чувства патриотизма, понимая под этим преданность своей стране и заботу о ее процветании. В этом ключе перед Ассамблеей стоят задачи по развитию в обществе идеологии патриотизма, основывающегося не на этнической, а на гражданской принадлежности, созданию механизма патриотического воспитания молодежи, подрастающего поколения на всех ступенях социализации. Кроме того, для укрепления межэтнического согласия необходимо развивать культуру толерантности. Важным составным элементом культуры толерантности является религиозная веротерпимость. В этом направлении АНК целесообразно сосредоточиться на развитии в обществе религиозной веротерпимости.

Хотелось бы подчеркнуть  еще один важный момент: общественное согласие не может поддерживаться искусственно — общество само, на основе свободного выбора, должно участвовать в этом процессе. Этот вопрос требует взаимодействия, слаженных действий государственных и гражданских институтов при выработке курса в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

В целом, казахстанская модель межэтнического согласия доказала свою эффективность, и во многом избрание Казахстана на пост председателя ОбсЕ обусловлено значительными достижениями в сфере сохранения общественно-политической стабильности, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. следует ожидать, что Казахстан внесет свой вклад в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, обеспечение безопасности и стабильности, а также установление межцивилизационного диалога, выступая в качестве своеобразного «моста» между Западом и Востоком на едином евразийском пространстве. Однако перед этим предстоит найти оптимальную формулу адаптации нашего опыта для стран – участниц ОбсЕ, продумать меры по «интеграции» казахстанской модели межэтнического согласия в существующую систему социально-политических отношений членов Организации с учетом всех аспектов опыта деятельности предыдущих председателей. В этой связи на текущий момент особо важным представляется первый этап реализации Казахстаном своих председательских функций (участие Казахстана в «Тройке председателей), в течение которого необходимо провести соответствующие подготовительные и консультационные мероприятия в рамках ОбсЕ с целью поиска общих интересов и определения общей повестки дня в рамках «Тройки».

 


Информация о работе Социально-этнические общности и национальная политика