Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:57, курсовая работа
Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.
Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;
- рассмотреть особенности возникновения и развития концепции социальной организации общества;
- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;
- рассмотреть организацию освоения и применения социальных технологий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5
1.2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения…………………………………………………..10
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении
деятельностью местного самоуправления…………………………………….12
Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Ресурсы местного сообщества: технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………………………….17
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19
Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе
3.1 Социальные технологии и их осуществление в Миасском городском
округе……………………………………………………………………………..24
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников и литературы...........................................30
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5
1.2. Местное самоуправление — институт
организации совместной жизнедеятельности
населения…………………………………………………..
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении
деятельностью
местного самоуправления…………………………………….
Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Ресурсы местного сообщества:
технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19
Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе
3.1 Социальные технологии и их
осуществление в Миасском
округе………………………………………………………………
Заключение....................
Список использованных источников и литературы....................
Введение
В числе проводимых в настоящее время в России реформ одно из первых по важности мест занимает реформа местного самоуправления. Местное самоуправление - это право населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Как и другие формы, осуществляющиеся в социальных системах, местное самоуправление институционально оформлено. Многовариантность возможных схем построения данного института, рамки которого в общем виде определены российским законодательством, делают возможным выбор модели развития местного самоуправления, отвечающей потребностям общества и государства.
Для обеспечения реальной самостоятельности
и ответственности органов
Объектом исследования в курсовой работе являются муниципальные образования.
Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.
Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;
- рассмотреть особенности
- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;
- рассмотреть организацию освоен
Местное самоуправление пережило в своем развитии длительный период. Многие авторы считают, что самоуправление получило свое распространение и развитие после земской реформы 1864 года, другие с вечевой формы управления. Развиваясь в дальнейшем, оно все больше приковывало к себе внимание. Особенно важным для развития местного самоуправления был принятый закон (апрель 1990 г.) о выделении местного самоуправления из системы государственной власти. Это позволило автономно разрабатывать социальные, экономические, политические и т.д. технологии по правовому, экономическому, финансовому и политическому обеспечению местного самоуправления.
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности
Одним из важнейших факторов становления гражданского общества в России и демократического государства является развитие местного сообщества.
В последнее время происходит переосмысление моделей развития современного общества: от тоталитарных, организованных "сверху" к организации "снизу" за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть полномочий, ресурсов федеральному центру. Такой механизм самоорганизации общества позволяет разрешить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало самореализацию жизненных сил человека.
Сегодня, с одной стороны, становится очевидным, что социальный творческий потенциал многих — основной источник развития и социального прогресса, с другой — именно он является наиболее невостребованным со стороны главного субъекта управления — государства. Выход их этого тупика один — освобождать государство от несвойственных ему властных функций регулирования всех сторон общественной жизни своих граждан, развитие гражданских институтов общества на всех уровнях управления общественными делами, в том числе на муниципальном, именно здесь и утверждается современная парадигма общественного развития: цель общественного развития — не экономика, не осуществление реформ, не утверждение рыночных отношений, а творческое саморазвитие личности, полная саморегуляция ее социальных сил.
К сожалению, разрушая местные сообщества, сдерживая источники их саморазвития, современные государства, российское в особенности, тем самым подавляют творческие способности людей, проживающих в местном сообществе.
В вопросах государственного устройства законодательство выступает ведущим системообразующим фактором. На этапе, когда принимался Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодателем не было оценено по достоинству понятие местное сообщество, определяющее субъект особого свойства (по системообразующему признаку), в отличие от понятия — население.
На территории России было положено начало формированию новых территориальных социально-экономических целостностей под названием муниципальные образования, население которых получило право на местное самоуправление.
Понятие "муниципальное образование" введено в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 г.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования — это "... городское, сельское поселение, часть поселения, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления...". 1
В этой связи разработка инновационной концепции муниципального образования и технологий ее реализации, направленной не на деградацию местных сообществ, а на их подъем всеми средствами, в том числе и социального регулирования, — одна из актуальных теоретических и практических задач современного государства.
В настоящее время без социально-экономического наполнения, научного и духовного подкрепления, составляющие организационно-правового регулирования муниципальных образований перестают работать.
Реализация концепции
Анализируя западную литературу, можно выделить шесть основных стратегических направлений изменения местных сообществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, развитие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приобретает все большее значение. Не только в развитых странах в ходе политических и экономических перемен многие общественные обязанности сместились на локальный уровень, но и в развивающихся странах правительства и неправительственные организации проводят политику, все больше ориентирующуюся на местные сообщества.
Суть управленческой революции, осуществленной в цивилизованных странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих — менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе применения и разработки инновационных социально-экономических технологий.
Муниципальные образования, органы местного самоуправления берут на себя, прежде всего, заботы по обеспечению высокого качества жизни граждан, их физического и нравственного здоровья. Решение этих вопросов возможно только при условии, что население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает. Следовательно, муниципальная власть, располагая муниципальной собственностью, муниципальной экономикой, местными ресурсами, должна пользоваться и иными (отличными от государства) методами регулирования общественных дел — не только административными, правовыми, экономическими, но и нормативно-нравственными, традиционно-ценностными, общественным мнением и т.п.
В целом традиционный подход к развитию муниципальных образований сегодня исчерпал себя и не может быть признан достаточным. Стало очевидным, что само население местных сообществ должно быть включено в решение местных проблем при помощи технологий, и получить для этого необходимые властные полномочия, материальные и финансовые ресурсы, гарантии государства.
Сейчас решена лишь часть задач
становления местного самоуправления.
Ранее выполнявшиеся
В то же время полномочия, соответствующие этим переданным функциям, законодательно не отрегулированы и по факту остаются преимущественно в компетенции органов государственной власти. Не созданы и технологии взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в осуществлении функций, которые одновременно имеют и государственный, и муниципальный уровень.
Из-за отсутствия реальных гарантий местного самоуправления, его полномочий страдает население России, в глазах которого дискредитируется сама идея местного самоуправления, оставленного наедине с повседневными проблемами: без денег, практически без весомых прав в недропользовании и землепользовании, без инструментов влияния на социальное развитие "самоуправляемой" территории, без форм участия в законодательной деятельности и формировании социально-экономической политики государства.
Изучение реальной практики воспроизводства
и использования жизненных сил
муниципальных образований позв
- существенным расхождением развертывающихся в стране в целом, и в местном сообществе в частности, социально-экономических и политических процессов и социальных ожиданий, ценностных ориентаций людей, недостаточной информированностью значительной части населения о причинах кризисной ситуации, сущности рыночных отношений, конкретных путей проявления собственной инициативы в этих условиях;
- снижением политического и нравственного доверия к прежним и вновь формируемым институтам власти, политическим партиям и движениям;
- отсутствием реального опыта, убедительных и успешных действий в условиях рыночных отношений, страхом перед безработицей, отсутствием социальной инфраструктуры, сферы культуры и досуга, нормального бытового устройства, социальной защищенности в целом и др.
Личностный потенциал людей, работающих сегодня в муниципальных сообществах, на предприятиях, долгие годы не развивался, оставался невостребованным, что привело либо к оттоку наиболее предприимчивых людей, либо к разрушению культурных традиций поколений, к потере духовности.
Состояние духовной культуры и социальной сферы можно оценивать как очень сложное. Сегодня нецивилизованные коммерческие, рыночные начала в деятельности муниципальных институтов ведут пока к дальнейшей деградации социальности и духовности.
1.2. Местное самоуправление —
институт организации совместно
Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Местное самоуправление как важнейший социальный институт представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающей вопросы устройства и функционирования местной власти. Поэтому местное самоуправление — это специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении