Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.
Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;
- рассмотреть особенности возникновения и развития концепции социальной организации общества;
- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;
- рассмотреть организацию освоения и применения социальных технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5
1.2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения…………………………………………………..10
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении
деятельностью местного самоуправления…………………………………….12

Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Ресурсы местного сообщества: технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………………………….17
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19

Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе
3.1 Социальные технологии и их осуществление в Миасском городском
округе……………………………………………………………………………..24

Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников и литературы...........................................30

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления

1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5

1.2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения…………………………………………………..10

1.3 Место и роль социальных технологий в управлении

деятельностью местного самоуправления…………………………………….12

 

Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества

2.1. Ресурсы местного сообщества: технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………………………….17

2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19

 

Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе

3.1 Социальные технологии и их  осуществление в Миасском городском 

округе……………………………………………………………………………..24

 

Заключение.............................................................................................................29 
Список использованных источников и литературы...........................................30

 

 

 

 

Введение

 

В числе проводимых в настоящее  время в России реформ одно из первых по важности мест занимает реформа местного самоуправления. Местное самоуправление - это право населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Как и другие формы, осуществляющиеся в социальных системах, местное самоуправление институционально оформлено. Многовариантность возможных схем построения данного института, рамки которого в общем виде определены российским законодательством, делают возможным выбор модели развития местного самоуправления, отвечающей потребностям общества и государства.

Для обеспечения реальной самостоятельности  и ответственности органов местного самоуправления, их эффективной деятельности в интересах населения необходимы соответствующие правовые, экономические, организационные, социальные и финансовые условия. Меры, принимаемые для достижения этих целей, часто не дают должных результатов. Основной проблемой является то, что они проводятся без достаточного научного обоснования, без серьезной концептуальной проработки и довольно часто осуществляются методом проб и ошибок. Совершенствование форм самоуправления, поиск новых и наиболее эффективных такого рода социальных технологий - это постоянный процесс даже для стабильных государств. В России, переживающей сложный переходный период, поиск оптимальных форм управления, новых управленческих  и самоуправленческих социальных технологий является актуальным и приоритетным направлением.

Объектом исследования в курсовой работе являются муниципальные образования.

Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.

Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;

- рассмотреть особенности возникновения  и развития концепции социальной организации общества;

- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;

- рассмотреть организацию освоения и применения социальных технологий.

Местное самоуправление пережило в  своем развитии длительный период. Многие авторы считают, что самоуправление получило свое распространение и  развитие после земской реформы 1864 года, другие с вечевой формы  управления. Развиваясь в дальнейшем, оно все больше приковывало к себе внимание. Особенно важным для развития местного самоуправления был принятый закон (апрель 1990 г.) о выделении местного самоуправления из системы государственной власти. Это позволило автономно разрабатывать социальные, экономические, политические и т.д. технологии по правовому, экономическому, финансовому и политическому обеспечению местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления

1.1. Муниципальное образование:  технологии воспроизводства и  эффективного использования жизненных сил личности

 

Одним из важнейших факторов становления  гражданского общества в России и  демократического государства является развитие местного сообщества.

В последнее время происходит переосмысление моделей развития современного общества: от тоталитарных, организованных "сверху" к организации "снизу" за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть  полномочий, ресурсов федеральному центру. Такой механизм самоорганизации общества позволяет разрешить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало самореализацию жизненных сил человека.

Сегодня, с одной стороны, становится очевидным, что социальный творческий потенциал многих — основной источник развития и социального прогресса, с другой — именно он является наиболее невостребованным со стороны главного субъекта управления — государства. Выход их этого тупика один — освобождать государство от несвойственных ему властных функций регулирования всех сторон общественной жизни своих граждан, развитие гражданских институтов общества на всех уровнях управления общественными делами, в том числе на муниципальном, именно здесь и утверждается современная парадигма общественного развития: цель общественного развития — не экономика, не осуществление реформ, не утверждение рыночных отношений, а творческое саморазвитие личности, полная саморегуляция ее социальных сил.

К сожалению, разрушая местные сообщества, сдерживая источники их саморазвития, современные государства, российское в особенности, тем самым подавляют  творческие способности людей, проживающих в местном сообществе.

В вопросах государственного устройства законодательство выступает ведущим  системообразующим фактором. На этапе, когда принимался Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодателем не было оценено по достоинству понятие местное сообщество, определяющее субъект особого свойства (по системообразующему признаку), в отличие от понятия — население.

На территории России было положено начало формированию новых территориальных социально-экономических целостностей под названием муниципальные образования, население которых получило право на местное самоуправление.

Понятие "муниципальное образование" введено в правовой оборот Гражданским  кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования  — это "... городское, сельское поселение, часть поселения, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления...". 1

В этой связи разработка инновационной  концепции муниципального образования  и технологий ее реализации, направленной не на деградацию местных сообществ, а на их подъем всеми средствами, в том числе и социального регулирования, — одна из актуальных теоретических и практических задач современного государства.

В настоящее время без социально-экономического наполнения, научного и духовного подкрепления, составляющие организационно-правового регулирования муниципальных образований перестают работать.

Реализация концепции предполагает разработку соответствующих стратегий, которые являются универсальными социальными технологиями развития не только общества в целом, но и отдельных регионов муниципальных образований. 2

Анализируя западную литературу, можно  выделить шесть основных стратегических направлений изменения местных  сообществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, развитие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приобретает все большее значение. Не только в развитых странах в ходе политических и экономических перемен многие общественные обязанности сместились на локальный уровень, но и в развивающихся странах правительства и неправительственные организации проводят политику, все больше ориентирующуюся на местные сообщества.

Суть управленческой революции, осуществленной в цивилизованных странах, состоит  в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов  управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих — менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе применения и разработки инновационных социально-экономических технологий.

Муниципальные образования, органы местного самоуправления берут на себя, прежде всего, заботы по обеспечению высокого качества жизни граждан, их физического и нравственного здоровья. Решение этих вопросов возможно только при условии, что население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает. Следовательно, муниципальная власть, располагая муниципальной собственностью, муниципальной экономикой, местными ресурсами, должна пользоваться и иными (отличными от государства) методами регулирования общественных дел — не только административными, правовыми, экономическими, но и нормативно-нравственными, традиционно-ценностными, общественным мнением и т.п.

В целом традиционный подход к развитию муниципальных образований сегодня исчерпал себя и не может быть признан достаточным. Стало очевидным, что само население местных сообществ должно быть включено в решение местных проблем при помощи технологий, и получить для этого необходимые властные полномочия, материальные и финансовые ресурсы, гарантии государства.

Сейчас решена лишь часть задач  становления местного самоуправления. Ранее выполнявшиеся государством функции в сфере социально-экономического развития городов и районов, социальной защиты граждан, содержания здравоохранения и образования, транспорта, жилищного фонда были в значительной мере переданы местному самоуправлению, что получило законодательное оформление в качестве определения вопросов местного значения.

В то же время полномочия, соответствующие этим переданным функциям, законодательно не отрегулированы и по факту остаются преимущественно в компетенции органов государственной власти. Не созданы и технологии взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в осуществлении функций, которые одновременно имеют и государственный, и муниципальный уровень.

Из-за отсутствия реальных гарантий местного самоуправления, его полномочий страдает население России, в глазах которого дискредитируется сама идея местного самоуправления, оставленного наедине с повседневными проблемами: без денег, практически без весомых прав в недропользовании и землепользовании, без инструментов влияния на социальное развитие "самоуправляемой" территории, без форм участия в законодательной деятельности и формировании социально-экономической политики государства.

Изучение реальной практики воспроизводства  и использования жизненных сил  муниципальных образований позволяет сделать следующие выводы. Готовность населения, его социальное самочувствие, трудовая и политическая активность в условиях перехода к рынку на негативном или пассивно-выжидательном уровне во многом объясняются:

- существенным расхождением развертывающихся в стране в целом, и в местном сообществе в частности, социально-экономических и политических процессов и социальных ожиданий, ценностных ориентаций людей, недостаточной информированностью значительной части населения о причинах кризисной ситуации, сущности рыночных отношений, конкретных путей проявления собственной инициативы в этих условиях;

- снижением политического и нравственного доверия к прежним и вновь формируемым институтам власти, политическим партиям и движениям;

- отсутствием реального опыта, убедительных и успешных действий в условиях рыночных отношений, страхом перед безработицей, отсутствием социальной инфраструктуры, сферы культуры и досуга, нормального бытового устройства, социальной защищенности в целом и др.

Личностный потенциал людей, работающих сегодня в муниципальных сообществах, на предприятиях, долгие годы не развивался, оставался невостребованным, что привело либо к оттоку наиболее предприимчивых людей, либо к разрушению культурных традиций поколений, к потере духовности.

Состояние духовной культуры и социальной сферы можно оценивать как  очень сложное. Сегодня нецивилизованные коммерческие, рыночные начала в деятельности муниципальных институтов ведут пока к дальнейшей деградации социальности и духовности.

 

1.2. Местное самоуправление —  институт организации совместной жизнедеятельности населения

 

Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Конституция РФ гарантирует самостоятельность  местного самоуправления в пределах его полномочий.

Местное самоуправление как важнейший  социальный институт представляет собой  целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающей вопросы устройства и функционирования местной власти. Поэтому местное самоуправление — это специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении