Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:57, курсовая работа
Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.
Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;
- рассмотреть особенности возникновения и развития концепции социальной организации общества;
- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;
- рассмотреть организацию освоения и применения социальных технологий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5
1.2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения…………………………………………………..10
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении
деятельностью местного самоуправления…………………………………….12
Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Ресурсы местного сообщества: технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………………………….17
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19
Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе
3.1 Социальные технологии и их осуществление в Миасском городском
округе……………………………………………………………………………..24
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников и литературы...........................................30
Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, территориальная целостность, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, материально-финансовая достаточность в части гарантированности минимальных социальных стандартов — все это составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, составляющих своеобразную системную модель. 3
Сравнивая меру воплощения этой модели в жизнь с требованиями Европейской хартии о местном самоуправлении в том или ином муниципальном образовании, можно говорить о степени демократизации местной жизни, влияния местного самоуправления на демократические процессы в стране в целом.
Исследования, проводимые в этой области, дают весьма неутешительную картину: многие из этих принципов не реализуются, созданные органы местного самоуправления формализованы, население, не участвует в реализации своих дел и т.п.
В целом города, районы пока не используют свое конституционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства формирования полноценной среды обитания на территориях, мало что происходит через самоуправление в кварталах и микрорайонах, поселениях и их объединениях, хотя очевидно, что только путем становления реального самоуправления на этом этапе возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других основ и механизмов развития муниципальных образований, создание благоприятных условий жизнедеятельности.
Каков же выход из создавшегося положения?
Во-первых, внимательно изучить
Организационно-структурные
• управлении муниципальной собственностью и местным хозяйством, формировании и исполнении местного бюджета;
• выборе населением организационных форм самоуправления, структуры формирования его органов, реального воплощения народовластия на своей территории;
• осуществлении органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных функций;
Все сказанное обусловливает
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении деятельностью местного самоуправления
Рассмотрение муниципального образования в качестве социальной организации и в рамках системного, структурно-функционального подхода к его изучению позволяет охарактеризовать муниципальное образование как один из базовых элементов общественной социальной системы. В российской практике данный базовый элемент не сложился в полной мере, идет сложный процесс становления системы местного самоуправления.
Муниципальное образование, в отличие от поселения, является сложной и разносторонней системой: оно не возникает естественным путем, а конструируется целенаправленно местным сообществом. Выдвигается общая цель, под нее подбираются средства, люди, место. Для муниципальных образований как искусственных систем характерна одна особенность: для своего функционирования организации нуждаются в специальных поддерживающих мерах, самопроизвольно они только разрушаются. Организованная определенным способом для решения конкретных вопросов местного значения и управляемая система образует муниципалитет, который в типологии социальных организаций является функциональной деловой организацией.
Таким образом, муниципальное образование:
Функционирование
Социальное управление муниципальным образованием как социальной организацией обеспечивает ее функционирование и способность достигать своих целей. Сознательные действия людей, проживающих на территории муниципального образования, тесно связаны с удовлетворением их общих потребностей, с решением общих проблем. Социальные организации, находящиеся на территории муниципального образования, обеспечивают свое существование и достижение целей за счет применения сложных управленческих функций муниципалитета, образуемых из сложения ряда подфункций, организационных операций и мероприятий.
Социальное управление реализуется на основе социальных управленческих технологий как способе осуществления деятельности путем ее рационального разделения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Вместе с тем, этот метод управления социальными процессами обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п.
Разработка социальных
технологий связана с потребностью
быстрого и крупномасштабного «
Обеспечение эффективности социальных технологий в деятельности муниципального образования – это характеристика важнейшей социальной деятельности системы местного самоуправления на территории муниципального образования, составная часть эффективности муниципального управления, направленной на своевременное достижение поставленной цели, оптимальное использование комплекса ресурсов и достижение максимального социального результата, обусловленного повышением социального благополучия и самочувствия населения муниципального образования и развитием территории муниципального образования.
Эффективность управления – это его итоговая существенная интегральная характеристика, демонстрирующая достигнутое соотношение между плановыми и практически достигнутыми показателями. Эффективность указывает на результативность, то есть на степень достижения цели как главный, однако не единственный показатель эффективности. Для всесторонней оценки деятельности важна не только результативность, но и социальная цена достигнутой результативности (если, разумеется, речь не идет о жизни и здоровье людей, сохранении страны и т.п.). Представляется целесообразным, наряду с понятием «результат деятельности» (под которым понимается полностью или не полностью объективированная цель) использовать понятие «последствия деятельности». Под последствиями понимается вся совокупность реальных релевантных факторов, которые дополнительно, «попутно» возникли в процессе и/или вследствие деятельности с учетом их значения. Такие последствия могут быть предвидимыми и непредвидимыми, положительными (уменьшающими совокупную цену результативности) и отрицательными (повышающими совокупную цену результативности), учтенными и не учтенными при планировании. Таким образом, эффективность управления обществом может быть реально оценена как некая функция учета результативности управления и совокупности последствий управления, каждое из которых взято со своим знаком, то есть как совокупная цена итоговой результативности, связанной с достижением поставленных целей управления какой–либо деятельностью. Достижение цели предполагает решение определенных задач и получение конкретных неучтенных результатов. Вопрос оценки эффективности муниципального управления также пока недостаточно проработан в отечественной теории и практике управления. Если рассматривать данную проблему с позиций социальных приоритетов, то это, прежде всего, характеристика степени влияния системы местного самоуправления на обеспечение всего комплекса социальной деятельности на территории муниципального образования. Она направлена на оптимальное использование имеющегося комплекса ресурсов, на регулирование отношений на территории муниципального образования и достижение максимального социального результата, обусловленного повышением социального благополучия и самочувствия населения муниципального образования и развитием территории муниципального образования.
Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Социальные ресурсы населения: технологии освоения и этапы.
Социальные ресурсы — это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.
Во многих муниципальных образованиях нет достаточных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако, имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных, неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.
Как измерить этот ресурс и определить
его достаточность или
Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. Никто их не считает и не планирует.
Большая часть населения пока сдержанно оценивает социальный потенциал местного самоуправления и связывает перемены к лучшему с реформами, осуществляемыми "сверху". Привлечение населения к решению жизненно важных проблем может стать мощной социальной базой местного самоуправления.
Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего характера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.
Пока невысок уровень
Изучение опыта ряда развитых муниципальных образований показывает, что на местах появилось немало инновационных технологий освоения социальных ресурсов.
Значительный объем работы в структуре оптимального использования социальных ресурсов связан с информационным обеспечением организации и развития местного самоуправления. Ныне активно используются четыре направления (способа) оптимизации социального информационного взаимодействия: 1) исключение информационной перегрузки посредством фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного распределения информации по различным каналам; 2) уменьшение искажений и потерь информации за счет ее избыточности, т.е. повторения сообщения; ее верификации, т.е. подтверждения правильности сообщения; выпрямления связей, т.е. устранения посредников в потоках информации; 3) увеличение объема информации в каналах обратной связи; 4) повышение скорости информационных потоков.
Что касается коммуникативного социального ресурса, то его оптимальное использование происходит за счет:
- расширения внутреннего и внешнего круга социального взаимодействия;
- повышения интенсивности и активности социального взаимодействия;
- содействия формированию и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) общественных организаций населения;
- содействия положительной содержательной и эмоциональной направленности социального коммуникативного взаимодействия.
Оптимизация использования социального технологического ресурса местного самоуправления проводится по следующим направлениям:
• технологизация отдельных форм социальной деятельности местного населения, например разработка и введение определенных процедур избрания органов самоуправления, организации их деятельности, осуществления контроля по конечному социальному результату;
• разработка и введение вариативных технологических моделей управленческой деятельности с учетом местных особенностей, данного состояния социальной активности жителей, направленности и динамики конкретных социальных задач;
• повышение технологической подготовки муниципальных служащих посредством организации изучения передового опыта и обмена этим опытом, систематического проведения научно-практических семинаров и конференций;
• обеспечение и координация деятельности общественных и административных органов местного управления с целью успешного решения социальных проблем муниципальных образований.
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации
Социальные технологии, реализуемые органами местного самоуправления находят свое отражение в социальной политике.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, ученые определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время, Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию «социальная технология».
1. Специально организованная
Информация о работе Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении