Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является состояние и перспективы развития социальных технологий современных муниципальных образований.
Цель работы – анализ направлений социальных технологий местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение основы социальных технологий в муниципальных образованиях;
- рассмотреть особенности возникновения и развития концепции социальной организации общества;
- проанализировать важнейшие аспекты и критерии социальной политики местного самоуправления;
- рассмотреть организацию освоения и применения социальных технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий местного самоуправления
1.1. Муниципальное образование: технологии воспроизводства и эффективного использования жизненных сил личности………………………5
1.2. Местное самоуправление — институт организации совместной жизнедеятельности населения…………………………………………………..10
1.3 Место и роль социальных технологий в управлении
деятельностью местного самоуправления…………………………………….12

Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества
2.1. Ресурсы местного сообщества: технологии освоения, этапы и применение……………………………………………………………………….17
2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации………………………………….19

Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления в Миасском городском округе
3.1 Социальные технологии и их осуществление в Миасском городском
округе……………………………………………………………………………..24

Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников и литературы...........................................30

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

2. Способ осуществления деятельности  на основе ее рационального  расчленения на процедуры и  операции с их последующей  координацией и синхронизацией  и выбор оптимальных средств,  методов их выполнения.

3. Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т. п.

Прежде всего, необходимо отметить, что муниципальные органы руководят работой множества учреждений, которые так и именуются учреждениями социальной сферы - образовательными, медицинскими, культурно-просветительными, спортивными и другими, которые в своей совокупности образуют очень важную систему условий удовлетворения жизненных потребностей населения. Муниципальные органы создают и развивают соответствующую инфраструктуру, они обязаны обеспечивать содержание и развитие материально-технической базы этих учреждений, создавать благоприятные условия для их деятельности и способствовать последовательному совершенствованию этой деятельности, более успешному, эффективному выполнению ими своих задач.

Главная трудность в этой области ныне заключается в катастрофическом недостатке материальных средств для содержания, а тем более развития, названных учреждений. Но многие муниципальные органы при отсутствии достаточных бюджетных средств пытаются найти какие-то нестандартные решения. Организуют самих граждан на проведение ремонта, создают внебюджетные фонды, побуждая предприятия, коммерческие организации выделять средства на эти цели. Конечно, здесь недопустимо нарушать принцип добровольности и использовать административно-приказные методы, - но можно стимулировать предпринимателей к добровольной благотворительной деятельности, предоставляя им взамен льготы и послабления в рамках имеющихся у местных органов полномочий, оказывая им другую помощь. Кстати, таким путем решается одновременно и другая социальная задача, имеющая самостоятельную значимость и относящаяся к такому особому направлению социальной политики, как содействие развитию малого предпринимательства (что, к сожалению, нередко и в теории и на практике не рассматривается в качестве составной части этой политики).

Нетрудно понять, насколько важно  для того, чтобы рассматриваемые  проблемы решались должным образом, чтобы была активная организаторская и направляющая деятельность местных властно-управленческих органов. С одной стороны, следует побуждать руководителей упомянутых подведомственных учреждений находить и использовать законные и не мешающие основной деятельности способы зарабатывания средств для более успешного осуществления этой основной деятельности. С другой стороны, должен быть налажен действенный контроль за тем, чтобы не допускать всяких вредных для дела «инициатив» и злоупотреблений. К сожалению, как показывают многие исследования данной проблемы, местные властно-управленческие органы в большинстве случаев мало, что делают в этой области.

Применение социальных технологий может оказывать реальную помощь в органах исполнительной и  законодательной власти муниципальных образований. Использование социальных технологий в нормотворческом процессе могло бы дать реальный социальный эффект. Дело в том, что прогнозирование социальных последствий принятия законов и подзаконных актов является трудновыполнимой задачей. На современном этапе при работе над законопроектом в основном проводится лишь финансово-экономическое обоснование; используется (но не в полной мере) статистическая информация, и достижимый положительный социальный эффект фактически невозможно спрогнозировать. Тестирование и моделирование законопроектов с помощью социальных технологий дает возможность найти более эффективные варианты решения данной проблемы, как можно точнее спрогнозировать социальные последствия принимаемого решения. Модель нового оптимального законопроекта могла бы определяться не только после прохождения финансово-экономической экспертизы и согласования «на различных уровнях власти», но и после определенного социально-технологического тестирования. Таким образом, принятие нового нормативного акта (подзаконного акта) могло бы проходить посредством процедуры социальной технологизации (новый закон как решение или регламентирование поведения объектов при вновь возникающих проблемах). Здесь можно выделить следующие этапы:

— Формирование цели. Операции: диагноз  социальной проблемы, прогноз ситуации, формирование конечной цели, направление  действия, принципы действия.

— Определение системы процедур. Операции: проверка наличия субъектов на исполнение нормативно-правового акта и их компетенции, разработка схемы распределения задач между легитимными исполнителями, построение эффективной системы последовательных действий субъектов при выполнении закона. Важным звеном в подготовке законопроекта являлось бы и то, что текст, отсылочные нормы должны быть реально исполнимыми, а государственные институты, прописанные в законопроекте, действующими.

— Принятие нормативно-правового  акта. Операции: правовая проверка, сверка полномочий принимающего органа, сверка с действующей правовой базой, утверждение.

— Организация социального действия. Операции: координация и регулирование  процесса исполнения, контроль.

— Анализ результатов. Операции: сопоставление запланированных и достигнутых результатов, открытие новых проблемных ситуаций, корректировка (внесение изменений) нормативно-правового акта.

Таким образом, новый закон, как  и его разработка, представлял  бы собой определенную систему социальных технологий, реально применимых на практике. Эта система позволяла бы избежать такой порочной практики, как последующее издание разъяснений, комментариев, инструкций к принимаемым нормативно-правовым актам, реально подменяющих их смысл и сущность (более выгодные органам исполнительной власти, так как эти документы издают именно они). Технологизация закона могла бы формировать его, как систему (алгоритм) последовательных процедур (операций), направленных на достижение определенного результата (регламентирования определенных общественных отношений), а прозрачность и простота процедуры являлась бы и индикатором демократичности. Реально такие процедуры могут и должны быть отработаны в законодательных органах Российской Федерации, и применение такой технологизации могло бы быть весьма эффективным в российских условиях. На сегодняшний день разработки в этом направлении фактически не ведутся, однако необходимость в существовании определенной методики прогнозирования, способов тестирования законопроектов становится все более очевидной, а сами методы потенциально востребованными.

 

Глава 3. Реализация социальных технологий местного самоуправления на примере Миасского городского округа

3.1 Социальные технологии и их  осуществление в Миасском городском

округе.

 

Администрация Миасского городского округа на настоящий момент работает над решением таких социальных вопросов, как:

– организует и координирует с  учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного  назначения, обеспечивает их материально-техническое снабжение, создает в школах внебюджетные фонды за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

– вносит предложения в соответствующие  органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов местного значения, находящихся на территории поселения и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняет памятники истории и культуры и организует использование памятников, переданных в ведение органов местного самоуправления;

– оказывает жителям помощь в  назначении пенсий;

– организует учет лиц, которые получают социальную помощь за счет средств  местного бюджета, в соответствии с  решениями представительного органа распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, может назначать при наличии собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

– организует для обеспечения занятости  населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;

– принимает меры по улучшению  жилищных, материальных и социально-бытовых  условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, способствует устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

– предоставляет в пределах своих  полномочий установленные льготы и  помощь, связанные с охраной материнства  и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, принимает меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание и семьи граждан;

– назначает опекунов и попечителей, контролирует выполнение ими своих обязанностей;

– получает от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведения о высвобождении  работающих, заслушивает сообщения  руководителей предприятий, организаций по этим вопросам и мн. др.

Ранее на территории Миасского городского округа по многим из выше перечисленных вопросов работа либо не проводилась вообще, либо проводилась, но не в полном объеме. Одним из направлений совершенствования работы в данной области является создание социального центра по оказанию психологической, воспитательной и материальной помощи населению. Рассмотрим основные первоочередные статьи затрат, возникающих на предстоящий год и требующих повышенного внимания.

Социальные технологии, реализуемые  органами местного самоуправления, находят свое отражение в социальной политике. Прежде всего, необходимо отметить, что муниципальные органы руководят работой множества учреждений, которые так и именуются учреждениями социальной сферы - образовательными, медицинскими, культурно-просветительными, спортивными и другими, которые в своей совокупности образуют очень важную систему условий удовлетворения жизненных потребностей населения. Муниципальные органы создают и развивают соответствующую инфраструктуру, они обязаны обеспечивать содержание и развитие материально-технической базы этих учреждений, создавать благоприятные условия для их деятельности и способствовать последовательному совершенствованию этой деятельности, более успешному, эффективному выполнению ими своих задач.

Главная трудность в этой области ныне заключается в катастрофическом недостатке материальных средств для содержания, а тем более развития названных учреждений. Но многие муниципальные органы при отсутствии достаточных бюджетных средств пытаются найти какие-то нестандартные решения. Организуют самих граждан на проведение ремонта зданий и мебели - например, родителей учащихся на оказание соответствующей помощи школам. Создают внебюджетные фонды, побуждая предприятия, коммерческие организации выделять средства на эти цели.

На данный момент в Миасском городском округе успешно реализуются социальные программы поддержки молодежных инициатив, развития малого предпринимательства, укрепления культурно - исторических корней развития территории.

Идет активная работа властей в плане воспитания подрастающего поколения. Для детей и подростков в городе открыты более 60 различных кружков и секций по различным направлениям. Дополнительный досуг и воспитание детей осуществляется как за счет средств местного бюджета, так и при помощи социально ответственных бизнес-структур. В округе работают 35 школ, обучение в них проходят 25 тысяч человек. Открыты филиалы двух высших учебных заведений – Южно-уральского Государственного университета и Челябинского Государственного университета. Поддержкой и развитием молодежных инициатив в городе занимается Комитет по делам молодежи. В настоящий момент в Миасском городском округе начала работу муниципальная целевая программа «Молодежь Миасса», рассчитанная до 2017 года и направленная на более углубленную работу и воспитание молодежи, оказание помощи в их социальной адаптации.

В системе дошкольного, общего и  дополнительного образования Миасского  городского округа функционируют 112 учреждений образования, из них: 69 дошкольных учреждений, 40 общеобразовательных учреждений, в том числе 2 школы-детсады, 11 учреждений основного общего образования, 27 средних (полных) школ из которых одна школа имеет статус гимназии, одна – лицея, 8 учреждений дополнительного образования детей.

В рамках программы привлечения кадров в городе действует программа «Доступное жилье», в рамках которой только в первый год ее реализации новые квартиры по доступным ценам должны получить 70 бюджетников. Миасский городской округ стал площадкой для создания на базе трех городских больниц Межрегиональных медицинских центров. Благодаря этому в медицинскую сферу города идут серьезные ассигнования из федерального бюджета на ремонт помещений и приобретение нового высокотехнологичного оборудования для лечения жителей не только миасского городского округа, но и ближайших к городу территорий Челябинской области. Общий объем финансирования на эти средства составляет около 800 миллионов рублей.

В настоящий момент идет создание программы превращения территории Миасского городского округа в туристический центр Урала. Благодаря созданию развитой сети обслуживания, на территорию города планируется привлечь туристов из разных стран. Особая культурно-историческая особенность округа в синтезе с уникальной природой должны помочь округу в привлечении инвесторов.

Можно привести много положительных  примеров деятельности местных органов  самоуправления по реализации в жизнь  многих социально-управленческих программ, таких как «Планирование семьи», «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Безопасное материнство», «Жилье», «Транспорт», «Многодетная семья» и т.д. Органами местного самоуправления находятся необходимые денежные и материальные средства для организации и проведения этих и некоторых других мероприятий.

Деятельность муниципальных органов  по решению социальных проблем охватывают и ряд других направлений. Не рассматривая их все подробно можно только констатировать, что используя новейшие социальные технологии как во всей совокупности своей управленческой деятельности, так и по отдельным ее направлениям, можно оказать существенное влияние на реализацию социальной политики как в регионе, так и в обществе.

Необходимо также отметить, что  все стороны и элементы соответствующей  деятельности в совокупности создают  не просто набор различных направлений  управленческой деятельности, а представляют собой комплекс мер, которые влияют на качество жизни. Последовательное повышение этого качества и выступает главной целью деятельности всех социальных и политических институтов, участвующих в реализации социальной политики, в том числе и института местного самоуправления.

Информация о работе Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении