Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:58, курсовая работа
Целями и задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм государства, определить его основные признаки;
2) дать понятие государственного органа как основного элемента механизма государства;
3) определить основные принципы организации и деятельности государственных органов.
Введение 3
1. Содержание основных признаков механизма государства 5
2. Государственный орган – основной элемент механизма государства 11
3. Основные принципы организации и деятельности государственных органов 14
Заключение 19
Список литературы 21
2. Государственный орган – основной элемент механизма государства.
Первейшим элементом
механизма государства
Государственный орган – это
структурная единица
Государственный орган действует от имени государства и имеет право издавать обязательные к исполнению акты и вправе применять принуждение в случаях и объеме, предусмотренными законодательством.
Обособленность
Государственный орган может реализовать свои властные полномочия тремя способами:
Классификация государственных органов осуществляется по нескольким основаниям.
По источнику легитимности государственные органы делятся на первичные и вторичные. Первичные создаются на основе конституции и законодательных актов. К ним относятся глава государства, конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Вторичные – это государственные органы, созданные на основе подзаконных актов по решению первичных государственных органов.
По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Предполагается, что органы общей компетенции полномочны, решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, экономики, обороны, юстиции и др.).
По правовым формам реализации государственных функций выделяются:
По способу формирования персонального состава делятся на представительные и назначаемые органы.
По характеру принятия решения государственные органы делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные – волеизъявление государственного органа определяется решением нескольких должностных лиц, входящих в его состав (парламенты, суды). Единоличные (единоначальные) – их волеизъявление определяется только решением главы (руководителя) данного государственного органа.
По действию во времени (по срокам полномочий) государственные органы делятся на постоянные и временные. У постоянных органов срок действия не ограничен (совпадает со сроком сохранения юридической силы того юридического акта, на основании которого они были созданы). У временных органов начало и окончание их деятельности устанавливают заранее.
По действию в пространстве выделяются:
Наряду с органами государственного управления всех видов в территориальных образованиях действуют органы местного самоуправления, которые представляют собой проявление самоорганизации общества (выступают как частная корпорация), однако при этом реализуют не групповые интересы отдельных граждан, а представляют общие интересы граждан, проживающих на данной территории. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, не находятся в служебном подчинении у государственных органов, муниципальные образования находятся под контролем и надзором государственных органов.
Основные принципы организации и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:
Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви:
Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют:
Пример: совместная деятельность высших органов государственной власти - Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность, перед парламентом может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответственность перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.
Цели разделения властей:
• упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);
• не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).
Разделение властей является базовым принципом организаций и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:
• существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;
• обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;
• не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.
Принцип демократизма означает, что:
• государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);
• государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).
Смысл иерархичности
в том, что государственные органы
представля-ют собой систему, где
вышестоящие органы имеют больше
полномочий, чем нижестоящие, и имеют
возможность оказывать
• система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ косвенное воздействие);
• система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);
• судебная
система и Прокуратура РФ (единая
иерархия судов различных видов,
органов Прокуратуры РФ подчинение
нижестоящих органов
Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)
Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:
• все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;
• между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;
• субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
• субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).
Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.