Содержание основных признаков механизма государства. Государственный орган – основной элемент механизма государства. Основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм государства, определить его основные признаки;
2) дать понятие государственного органа как основного элемента механизма государства;
3) определить основные принципы организации и деятельности государственных органов.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание основных признаков механизма государства 5
2. Государственный орган – основной элемент механизма государства 11
3. Основные принципы организации и деятельности государственных органов 14
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

теор госуд и права.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)
  1. Государственных органов – обладающих государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием общеуправленческих мер;
  2. Государственных организаций – таких подразделений механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, полиция;
  3. Государственных учреждений – таких подразделений механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся: библиотеки, поликлиники, больницы, почтовые отделения, вузы, школы;
  4. Государственных предприятий – также не обладающих властными полномочиями, а осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность, производящих продукцию либо, обеспечивающих производство, выполняющих различные работы и оказывающих многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли;
  5. Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила, необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата.
  6. Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то, уполномочены государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный орган – основной элемент механизма государства.

 

 

Первейшим элементом  механизма государства выступает  государственный орган.

Государственный орган – это  структурная единица государственного аппарата, характеризующаяся юридической оформленностью, властными полномочиями, организационной хозяйственной самостоятельностью, состоящая из государственных служащих и располагающая материальными средствами для осуществления своих полномочий. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается Конституцией (основным законом государства).

Государственный орган действует от имени государства и имеет право издавать обязательные к исполнению акты и вправе применять принуждение в случаях и объеме, предусмотренными законодательством.

Обособленность государственного органа проявляется в том, что  его отношение с другими государственными органами носят характер не только субординации (отношение управления, подчинения вышестоящему органу), но и координации (служебной независимости, возможности вступать в кооперативные отношения и заключать юридические договоры между собой).

Государственный орган может реализовать свои властные полномочия тремя способами:

  • Изданием нормативных юридических актов;
  • Изданием предписаний индивидуального характера;
  • Посредством организационной и управленческой деятельности.

Классификация государственных органов осуществляется по нескольким основаниям.

По источнику  легитимности государственные органы делятся на первичные и вторичные. Первичные создаются на основе конституции и законодательных актов. К ним относятся глава государства, конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Вторичные – это государственные органы, созданные на основе подзаконных актов по решению первичных государственных органов.

По характеру  компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Предполагается, что органы общей компетенции полномочны, решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, экономики, обороны, юстиции и др.).

По правовым формам реализации государственных  функций выделяются:

  • Законодательные органы;
  • Органы исполнительной власти;
  • Судебные органы.

По способу  формирования персонального состава делятся на представительные и назначаемые органы.

По характеру  принятия решения государственные органы делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные – волеизъявление государственного органа определяется решением нескольких должностных лиц, входящих в его состав (парламенты, суды). Единоличные (единоначальные) – их волеизъявление определяется только решением главы (руководителя) данного государственного органа.

По действию во времени (по срокам полномочий) государственные органы делятся на постоянные и временные. У постоянных органов срок действия не ограничен (совпадает со сроком сохранения юридической силы того юридического акта, на основании которого они были созданы). У временных органов начало и окончание их деятельности устанавливают заранее.

По действию в пространстве выделяются:

  • Центральные (высшие) органы власти;
  • Территориальные отделения центральных органов власти;
  • Органы местного территориально государственного управления. Их компетенция распространяется на определенную территорию и в пределах, установленных разграничением правомочий между центральными органами и органами территориального управления.

Наряду с органами государственного управления всех видов  в территориальных образованиях действуют органы местного самоуправления, которые представляют собой проявление самоорганизации общества (выступают как частная корпорация), однако при этом реализуют не групповые интересы отдельных граждан, а представляют общие интересы граждан, проживающих на данной территории. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, не находятся в служебном подчинении у государственных органов, муниципальные образования находятся под контролем и надзором государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы организации и деятельности государственных органов.

 

 

Основные принципы организации и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:

  • разделение властей;
  • признание человека, его прав и свобод высшей целостью;
  • демократизм;
  • иерархичность;
  • сочетание централизма и федерализма;
  • сочетание выборности и назначаемости;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия;
  • открытость;
  • равный доступ к государственной службе;
  • профессионализм;
  • законность.

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Соответственно на указанные  три вида делятся органы государственной  власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют:

  • самостоятельно, в рамках своей компетенции;
  • при этом имеют сходные цели реализации функций государства, взаимосвязаны образуют единую систему государственных органов;
  • взаимозависимы дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Пример: совместная деятельность высших органов государственной  власти - Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность, перед парламентом может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответственность перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.

Цели разделения властей:

•  упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

•       не допустить концентрации власти (а  следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и  тех же органах).

Разделение властей  является базовым принципом организаций  и деятельности государственных  органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:

•       существуют во имя человека, обеспечения его  интересов и потребностей;

•       обязаны  уважать, соблюдать и защищать права  и свободы человека;

•       не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

 Принцип демократизма  означает, что:

•       государственные  органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);

•       государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).

Смысл иерархичности  в том, что государственные органы представля-ют собой систему, где  вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют  возможность оказывать воздействие на их деятельность. Пример:

•       система  органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов  РФ косвенное воздействие);

•       система  органов исполнительной власти (Президент  РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);

•       судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ подчинение нижестоящих органов вышестоящим).

Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)

Принцип сочетания централизма  и федерализма означает, что:

•      все  государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;

•      между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

•      субъекты федерации самостоятельно устанавливают  собственную систему органов  государственной власти;

•      субъекты федерации влияют на формирование федеральных  органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).

Государственные органы могут быть как выборными, так  и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Информация о работе Содержание основных признаков механизма государства. Государственный орган – основной элемент механизма государства. Основные принципы