Содержание, принципы и особенности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами. Президент России Д.А.Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Содержание работы

Введение
1. История формирования этапов местного самоуправления
2. Система местного самоуправления
2.1 Структура местного самоуправления
2.2 Органы местного самоуправления
2.3 Организация местного самоуправления
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления
3.1 Понтия местного самоуправления
3.2 Принципы местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ГМУ.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

     В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного  органа осуществляются сходом граждан.

     Таким образом, систему местного самоуправления составляют различные формы волеизъявления граждан в совокупности с осуществлением населением своей власти через органы местного самоуправления, а также  другие организационно-правовые формы  его осуществления.

                         

     2.1 Структура местного  самоуправления 

     Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления”  от № - ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в  соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия, правовые, экономические  и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его  осуществления, устанавливает общие  принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное  самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под вою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).

     Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование  субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  законом. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

     Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

                                              

     2.2 Органы местного самоуправления 

     1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом  муниципального образования.

     В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

    1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    4. установление местных налогов и сборов;
    5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    6. контроль над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.    

     В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации  может быть предусмотрена возможность  осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

     2. Исполнительный орган - уставом  муниципального образования могут  быть предусмотрены должность  главы муниципального образования  - выборного должностного лица, возглавляющего  деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории  муниципального образования, а  также должности иных выборных  должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования  и иные выборные должностные  лица местного самоуправления  наделяются собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения в соответствии с  уставом муниципального образования.  Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

     В уставе муниципального образования  помимо представительных органов и  выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены  и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления.

     Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

     Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускаются.

     Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц  местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

                                            

     2.3 Организация местного  самоуправления 

     Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это  городское, сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Территории  муниципальных образований устанавливаются  с учетом исторических и иных местных  традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к  ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности  и целевого назначения. Изменение  и установление границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной  власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

     Важным  условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном  образовании является наличие устава муниципального образования. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  круг вопросов, которые должны обязательно  содержаться в уставе муниципального образования:

     1) границы и состав территории  муниципального образования;

     2) вопросы местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

     3) формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения;

     4) положения, касающиеся органов  местного самоуправления и их  должностных лиц: структура и  порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и  виды ответственности, порядок  отзыва, выражения недоверия населением  или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных  лиц; условия и порядок организации  муниципальной службы;

     5) экономическая и финансовая основа  осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования  и распоряжения муниципальной  собственностью;

     6) другие положения об организации  местного самоуправления, о компетенции  и порядке деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  в соответствии с законами  Российской Федерации и законами  субъектов Российской Федерации. 

 

     3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

3.1 Понятие местного самоуправления 

         Местное или муниципальное самоуправление  возникло из родовой общины, то  есть первичной ячейки человеческого  общества. Объединенные своими суровыми  условиями жизни, люди были  вынуждены добывать пищу и  выполнять ряд других функций  совместно. Отсюда и возникли  определенные правила организации  совместной жизни, ограничивающие  интересы каждого человека во  имя групповых совместных интересов.  Объединение диктовалось также  необходимостью передачи знаний  и навыков от поколения к  поколению. И в таких условиях  власть получили старейшины родов  (общин), обладающие знаниями и  жизненным опытом. Такая подобная  организация людей и начала  означать своеобразный зачаток  самоуправления. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления устанавливать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках действующего закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

     Как мы знаем, это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов. Также у советов или  собраний могут быть подотчетные  им исполнительные органы. Это положение  не исключает обращения к собраниям  граждан, референдуму или любой  другой форме прямого участия  граждан там, где закон это  допускает.            Из вышесказанного можно сделать  вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации является признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

     В Российской Федерации местное самоуправление является формой осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами субъектов  Российской Федерации, самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением непосредственно и через  органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов  населения, с учетом исторических и  иных местных традиций.

Информация о работе Содержание, принципы и особенности местного самоуправления