Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами. Президент России Д.А.Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».
Введение
1. История формирования этапов местного самоуправления
2. Система местного самоуправления
2.1 Структура местного самоуправления
2.2 Органы местного самоуправления
2.3 Организация местного самоуправления
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления
3.1 Понтия местного самоуправления
3.2 Принципы местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы
В отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным слабым местом в российском местном самоуправлении.
Как мы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Также
существует два главных подхода
к определению местного самоуправления.
Теория местного самоуправления исходит
из полного отделения друг от друга
государственной власти и местного
самоуправления. Содержанием деятельности
местного самоуправления являются местные
интересы и задачи - неотъемлемое право
населения соответствующих
Конституционное
законодательство Российской Федерации,
больше тяготеет к общественной теории
местного самоуправления. Согласно Конституции
Российской Федерации местное
Определение
понятия местного самоуправления во
многом обусловлено избранной
1) Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много “впитала” в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.
2) Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.
Термин “самоуправление" появился в Англии в XVII века и означал, прежде всего, состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов.
Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст.131, п.1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст.14, п.6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно дать определение понятию “местное самоуправление”.
Местнoе
самоуправление -
это самостоятельная
деятельность граждан (под
свою ответственность
и в соответствии с законодательством)
по регулированию, управлению
и решению непoсредственно
или через формируемые
ими органы местного
самоуправления, значительной
части вопросов местного
значения в интересах
населения данной территории,
с учетом развития всего
общества.
3.2
Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 18).
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми в соответствии с ними.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
1)
они предопределяют единые
2)
являясь теоретической основой
муниципального строительства,
3)
они выступают в качестве
4)
отражая сущностные признаки
и черты местного
Принципы
местного самоуправления получили правовое
закрепление в Европейской
Конституция
Российской Федерации, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
федерации», основываясь на положениях
Европейской Хартии о местном самоуправлении,
закрепляют общие принципы местного
самоуправления, присущие
всей системе местного самоуправления
в Российской Федерации.
В рамках данных принципов
осуществляется регулирование
особенностей организации
местного самоуправления в приграничных
территориях, закрытых административно-
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
Системный
и взаимосвязанный анализ соответствующих
конституционных положений
Первая
из них призвана гарантировать реализацию
закрепленных в Конституции основ
самоуправления и соответствующих
прав граждан на самоуправление: самостоятельность
местного самоуправления в пределах
предоставленных ему полномочий
(ст.12); самостоятельное решение
Информация о работе Содержание, принципы и особенности местного самоуправления