Содержание, принципы и особенности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами. Президент России Д.А.Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Содержание работы

Введение
1. История формирования этапов местного самоуправления
2. Система местного самоуправления
2.1 Структура местного самоуправления
2.2 Органы местного самоуправления
2.3 Организация местного самоуправления
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления
3.1 Понтия местного самоуправления
3.2 Принципы местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ГМУ.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

     В отличие формулировок российских законов  от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов  местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан  и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население  и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и  о реальной способности органов  местного самоуправления решать местные  вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и  финансовая, служит главным слабым местом в российском местном самоуправлении.

            Как мы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

     Также существует два главных подхода  к определению местного самоуправления. Теория местного самоуправления исходит  из полного отделения друг от друга  государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные  интересы и задачи - неотъемлемое право  населения соответствующих территорий. Как мы узнали из источников, что  общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала  «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное  самоуправление - это форма децентрализации  государственной власти, осуществление  по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при  непосредственном участии жителей  соответствующих территорий. А вот  государственная теория получила широкое  значение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические  стандарты регулирования местного самоуправления.

     Конституционное законодательство Российской Федерации, больше тяготеет к общественной теории местного самоуправления. Согласно Конституции  Российской Федерации местное самоуправление определяют как признаваемую и гарантируемую  Конституцией РФ самостоятельную и  под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное  самоуправление обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью.

     Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического  опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции  местного самоуправления. В научной  и учебной литературе обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки  зрения с позиций взаимоотношений  между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных  функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции  местного самоуправления:

     1) Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много “впитала” в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.

     2) Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

       Термин “самоуправление" появился в Англии в XVII века и означал, прежде всего, состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов.

     Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

  1. Круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами.
  2. Инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы.
  3. Правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление.
  4. Финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
  5. Согласование местных интересов с региональными и общегосударственными.
  6. Четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами.
  7. Наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать функции управления.
  8. Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры и т.д.).

     Возможность и необходимость создания органов  местного самоуправления предусмотрена  Конституцией РФ (ст.131, п.1) и федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ” (ст.14, п.6). Причем как принцип  местного самоуправления федеральное  законодательство закрепляет норму, в  соответствии с которой структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно  дать определение понятию “местное самоуправление”.

     Местнoе самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непoсредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества. 

     3.2 Принципы местного самоуправления 

     Принципы  местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

     Основополагающим  актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 18).

     Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения  и его представителей (органов  местного самоуправления) по решению  вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению  местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми в  соответствии с ними.

     В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных  закономерностей и тенденций  развития местной власти. Для них  характерно следующее:

     1) они предопределяют единые основы  построения и функционирования  муниципальной власти на всей  территории Российской Федерации;

     2) являясь теоретической основой  муниципального строительства, они  помогают уяснить сущность местного  самоуправления, его отличительные  черты и признаки;

     3) они выступают в качестве критерия  оценки действующей системы местного  самоуправления: насколько она отвечает  началам и идеям, выраженным  в принципах местного самоуправления;

     4) отражая сущностные признаки  и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению  преемственности в развитии институтов  местного самоуправления.

     Принципы  местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.

     Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон «Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь  на положениях Европейской Хартии о  местном  самоуправлении,  закрепляют  общие принципы   местного   самоуправления,   присущие   всей   системе   местного самоуправления  в  Российской   Федерации.   В   рамках   данных   принципов осуществляется    регулирование    особенностей     организации     местного самоуправления  в  приграничных   территориях,   закрытых   административно-территориальных    образованиях, правовое     регулирование     местного самоуправления в субъектах Российской  Федерации  с  учетом  исторических  и иных местных традиций.

     Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только  их правовым   закреплением   в    законодательстве,    уставах    муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам  организационных форм и методов муниципальной работы.

     Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах  муниципальных образований, но и  системой соответствующих данным принципам  организационных форм и методов  муниципальной работы.

     Системный и взаимосвязанный анализ соответствующих  конституционных положений позволяет  прийти к выводу о том, что имеется  две группы норм:                                                                      

     Первая  из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в Конституции основ  самоуправления и соответствующих  прав граждан на самоуправление: самостоятельность  местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных  традиций (ст.131); запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией (ст.133); осуществление  республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами собственного правового регулирования, включая  принятие законов и иных нормативных  правовых актов, вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.76).

Информация о работе Содержание, принципы и особенности местного самоуправления