Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теории государства и права в системе современных наук.
В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:
1. Изучить понятие государства;
2.Обозначить основополагающие признаки государства;
3.Осветить специфику взаимодействия государства и права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятие государства 6
Глава 2 Признаки государства 10
Глава 3 Соотношение государства и права 17
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

соотн.гос-ва и права.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие государства 6

Глава 2 Признаки государства 10

Глава 3 Соотношение государства  и права 17

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве  и праве, их роли и месте в жизни  общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все  гуманитарные науки в той или  иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства  и права с философией, экономической  теорией, социологией, политологией и  др. Она опирается на их передовые  достижения, занимает в системе гуманитарного  знания место, определяемое значением  государства и права в жизнедеятельности  общества.

Теория государства и  права связана с многими отраслями знаний.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми  теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское  мировоззрение того или иного  мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для  реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство  и право. Философское мировоззрение  помогает более глубокому усвоению теории государства и права как  учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Актуальность данной темы курсовой вытекает из того что без  изучения функций и признаков  как государства такк и права  не может существовать полноценное  общество.

Целью данной курсовой работы является изучение теории государства  и права в системе современных  наук.

В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:

1. Изучить понятие государства;

2.Обозначить основополагающие  признаки государства;

3.Осветить специфику взаимодействия  государства и права.

Наука о государстве и  праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность  государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

Политическая (государственная) власть представляет собой венец  политики, служит основой порядка  в обществе. С политической властью  прямо или косвенно сопряжены  все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют  с государством и правом.

Почти все основные категории  государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без  выявления их социально-психологической  стороны.

То же самое можно сказать  о психологических законах массового  уподобления, подражания, обособления, противопоставления "себя", "своих" "другим", "чужим". Названные  психологические процессы могут  усиливаться или ослабевать в  зависимости от того, насколько им способствуют или препятствуют государство  и право.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать  верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Глава 1. Понятие  государства

Государство – сложная  политико-правовая форма организации  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления общественными  процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  правопорядка, безопасности граждан  и общества). Государство есть продукт  возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления  государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого  общества. В результате эволюционного  развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Государство представляет собой  сложное явление. Попытки дать его  определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным  образом к перечислению признаков  государства (Алексеев С. С. Теория государства  и права.).

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство  с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или  иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций  современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной  (политической) власти, располагающей  специальным аппаратом управления  и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер  актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Предпосылки возникновения  государства лежат в природе  самого общества. Общество – это  определенный тип отношений и  связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представляющей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни". Причины, или условия формирования государственности, заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре возникновения социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, то есть на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил у природы. Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой "неолитической революции" начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), то есть начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесла, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности. Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции (Абдуллаева М.И. Правоведение, М.: Финансовый контроль 2004 Стр 56).

В итоге следует отметить, что:

Государство - особая властная организация, управляющая социально  разнородным обществом с целью  сохранения его единства, обеспечения  функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.

Государство представляет собой  созданную на определенном этапе  исторического развития организацию, осуществляющую государственную власть. Как и любая властная организация, государство ~ это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых  случаях принуждение.

В отличие от других организаций, эта группа людей выделена из общества и образует особую страту, слой чиновников, государственных служащих, призванных управлять основными социальными  процессами. В зависимости от сферы  и уровня управления, внутри государственной  организации образуются структурные  подразделения в виде разнообразных  государственных органов.

Государство концентрирует  и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов  общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и  определяют направления социального  прогресса. Общесоциальная воля субъектов  общественной жизни составляет основу, сущность государства.

С выделением из общества группы людей, осуществляющих государственную  власть, и образованием соответствующей  организации, в общественной системе  появляется различие между государством и гражданским обществом.

Глава 2. Признаки государства

К признакам государства  принято относить:

1) наличие публичной политической  власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация  населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства;

5) наличие государственной  казны, что связано с существованием  налогообложения и взиманием  налогов.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда в качестве основных признаков государства указывают  на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны  и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

Нельзя отнести к признакам  государства и единую систему  обороны и внешней политики. Ряд  государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного  нейтралитета (например, Австрия). Кроме  того, единая система обороны и  внешней, политики нередко создается  в результате международно-правового  объединения государств в различные сообщества.

Раскроем содержание каждого  из перечисленных выше основных признаков  государства.

Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном  обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и  потребностям ее членов. Они были одинаковы  у всех и сводились к выживанию  и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов  означает политику.

Выступая в роли арбитра  между различными слоями, группами и классами населения, государственная  власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над  обществом, отделена от него, приобретает  самостоятельность по отношению  к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную  личность (монарха, президента) или  на какой-либо орган, они действуют  от имени государства, в качестве его органов, представителей.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые  образуют государственный аппарат. Этот аппарат:

а) осуществляет управление обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) имеет право принимать  общеобязательные для исполнения акты;

г) состоит из особого  слоя людей, для которых работа в  государственном аппарате является профессией (Власов В.И. ТГП:Учебник для ВУЗов и факультетов.- Ростов Н/Д:Феникс,2002.С. 12).

Государство, следовательно, это политическая организация, объединяющая всё общество, призванная управлять  его делами, устранять возникающие  социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. при реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. для этого государство обладает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) применения принуждения в отношении каждого,

Территориальная организация  государства отличается от территории, на которой проживала первобытная  община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы  осуществления государственной  власти. Одновременно государственные  границы означают территориальную  неприкосновенность страны. Следовательно, территориальные связи первобытной  общины в условиях государственно-организованного  общества трансформируются в прочную  территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Информация о работе Соотношение государства и права