Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теории государства и права в системе современных наук.
В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:
1. Изучить понятие государства;
2.Обозначить основополагающие признаки государства;
3.Осветить специфику взаимодействия государства и права.
Введение 3
Глава 1 Понятие государства 6
Глава 2 Признаки государства 10
Глава 3 Соотношение государства и права 17
Заключение 28
Список литературы 30
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие государства 6
Глава 2 Признаки государства 10
Глава 3 Соотношение государства и права 17
Заключение 28
Список литературы 30
Введение
Коренной вопрос общественной
жизни — вопрос о государстве
и праве, их роли и месте в жизни
общества. Этот вопрос не может быть
монополией какой-то одной науки. Все
гуманитарные науки в той или
иной мере затрагивают его, отсюда тесное
взаимодействие теории государства
и права с философией, экономической
теорией, социологией, политологией и
др. Она опирается на их передовые
достижения, занимает в системе гуманитарного
знания место, определяемое значением
государства и права в
Теория государства и права связана с многими отраслями знаний.
Зависимость между философскими
основами мировоззрения и
Актуальность данной темы курсовой вытекает из того что без изучения функций и признаков как государства такк и права не может существовать полноценное общество.
Целью данной курсовой работы является изучение теории государства и права в системе современных наук.
В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:
1. Изучить понятие государства;
2.Обозначить основополагающие признаки государства;
3.Осветить специфику
Наука о государстве и
праве исходит из следующего тезиса:
объективная экономическая
Политическая (государственная)
власть представляет собой венец
политики, служит основой порядка
в обществе. С политической властью
прямо или косвенно сопряжены
все политические партии и другие
политические институты, следовательно,
все они активно
Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.
То же самое можно сказать
о психологических законах
Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.
Глава 1. Понятие государства
Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства (Алексеев С. С. Теория государства и права.).
Многие исследователи
подчеркивали, что государство представляет
собой объединение, корпорацию, общность
людей, проживающих на определенной
территории и подчиненных политической
власти, способной применять
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной
(политической) власти, располагающей
специальным аппаратом
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер
актов, издаваемых
4) взимание налогов.
Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представляющей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни". Причины, или условия формирования государственности, заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре возникновения социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, то есть на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил у природы. Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой "неолитической революции" начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), то есть начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесла, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности. Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции (Абдуллаева М.И. Правоведение, М.: Финансовый контроль 2004 Стр 56).
В итоге следует отметить, что:
Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.
Государство представляет собой
созданную на определенном этапе
исторического развития организацию,
осуществляющую государственную власть.
Как и любая властная организация,
государство ~ это группа людей, наделенных
возможностью подчинять волю других
субъектов и применять в
В отличие от других организаций,
эта группа людей выделена из общества
и образует особую страту, слой чиновников,
государственных служащих, призванных
управлять основными
Государство концентрирует и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и определяют направления социального прогресса. Общесоциальная воля субъектов общественной жизни составляет основу, сущность государства.
С выделением из общества группы людей, осуществляющих государственную власть, и образованием соответствующей организации, в общественной системе появляется различие между государством и гражданским обществом.
Глава 2. Признаки государства
К признакам государства принято относить:
1) наличие публичной
2) территориальная организация населения;
3) государственный суверенитет;
4) всеобъемлющий,
5) наличие государственной
казны, что связано с
Названные признаки составляют
политико-юридическую
Иногда в качестве основных
признаков государства
Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней, политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.
Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.
Публичная политическая власть
- один из главных признаков государства.
Напомним, что власть в первобытном
обществе не носила политического характера,
так как родовая община не была
дифференцирована по интересам и
потребностям ее членов. Они были одинаковы
у всех и сводились к выживанию
и воспроизводству
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей.
Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Этот аппарат:
а) осуществляет управление обществом;
б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты;
г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией (Власов В.И. ТГП:Учебник для ВУЗов и факультетов.- Ростов Н/Д:Феникс,2002.С. 12).
Государство, следовательно, это политическая организация, объединяющая всё общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. при реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. для этого государство обладает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) применения принуждения в отношении каждого,
Территориальная организация
государства отличается от территории,
на которой проживала первобытная
община, прежде всего тем, что появляются
государственные границы. Они не
только знаменуют переход к оседлому
образу жизни, но и очерчивают пределы
осуществления государственной
власти. Одновременно государственные
границы означают территориальную
неприкосновенность страны. Следовательно,
территориальные связи