Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теории государства и права в системе современных наук.
В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:
1. Изучить понятие государства;
2.Обозначить основополагающие признаки государства;
3.Осветить специфику взаимодействия государства и права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятие государства 6
Глава 2 Признаки государства 10
Глава 3 Соотношение государства и права 17
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

соотн.гос-ва и права.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Наконец, государство оказывает  мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную  идеологию. Тем самым государство  способствует восприятию права индивидуальны  и массовым правосознанием, что позитивно  сказывается на правовом менталитете  нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает  участников общественных отношений  действовать по праву, исключать  противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов  ( Государство и право. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Юрист 2005 стр 78).

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства  на право. И прежде всего это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его  структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Возможности  государства этом плане не следует  переоценивать, ибо это всегда ведет  к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать и в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая полигосударства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий. Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной вовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения эих интересов.

Институт юридической  политики конкретизирует общие цели задачи государственного строительства  в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, эавового обучения населения и профессионально-юридического эазования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно "распоряжаться" правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

В специальной литературе проблеме влияния права на государство  уделено мало внимания. Между тем  государство нуждается в праве  не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права  проявляется: 1) во внутренней организации  государства и 2) в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования  государство, как организация,  нуждается в праве. Право оформляет  структуру государства и регулирует  внутренние взаимоотношения в  государственном механизме, взаимоотношения  между его основными звеньями. Посредством права закрепляются  форма государства, устройство  государственного аппарата, компетенция  государственных органов и должностных  лиц.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ее ветвей. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением. Для федеративного  государства четкое разграничение  компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой — распространению сепаратизма в любых его проявлениях. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутригосударственные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины (Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —34с).

2. Известны два метода, посредством которых государство  навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным  государствам, и цивилизованное  управление социальными процессами  с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ  государствам с развитым демократическим  режимом.

Следовательно, государство  не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право называется государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  к государству:

1. право воздействует  на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы;

2. право легализует государственную  деятельность, обеспечивает дозволенность  охранительных и принудительных  мер государства. Государственная  деятельность посредством права  вводится в строгие рамки юридических  требований, приобретает юридическую  форму;

3. посредством права определяются  границы деятельности государства,  обозначаются пределы вмешательства  в частную жизнь граждан;

4. право закрепляет специфические  интересы наций и народностей  и тем самым воздействует на  государственную власть в ее  взаимоотношениях с нациями и  народностями. Для многонационального  федеративного государства эта  сторона воздействия права является  объективно необходимым условием  его (государства) существования;

5. правовая форма обеспечивает  возможность осуществления действенного  контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственногоповедения государства перед населением;

6. право выступает в  современных условиях языком  общения государства не только  с населением, но и с другими  государствами, мировым сообществом  в целом;

7. право (и только оно)  является основным средством  легитимации государственного принуждения.  Право определяет основания, пределы  и формы государственного принуждения.

Принцип связанности государства  правом (верховенство права). В свое время юрист Рудольф Иеринг настаивал  на том, что "государство дает индивиду несравненно больше, чем право". Очевидно, трудно спорить с тем, что  государство действительно много  дает индивиду. Однако, как точно  заметил уже Томас Гоббс, "тот, кто имеет власть всех защищать, обладает и властью всех угнетать". Государство, с этой точки зрения, выступает в двух противоположных ипостасях: как неотъемлемый гарант прав человека и как их потенциально опасный противник.

Современное государство  как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Оно не в состоянии разрушить объективно необходимый правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Опыт истории убеждает: отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Концепция права как раз  и исходит из того, что право  связывает, ограничивает государство  в интересах личности и общества в целом. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает  как сила, способная подчинить  государство. Образно говоря, право  встает над государством для того, чтобы государство не встало над  обществом.

Влияние права на современное  государство столь значимо, что  последнее только и может существовать как государство правовое. В современных  условиях связующая роль права в  отношении государства усиливается. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется  результативно и исключительно  в интересах общества и отдельной  личности. Только будучи связанным  правом, государство может действовать  свободно а значит, соответствовать своему историческому предназначению.

Государство — не государство, если его институты и функции  не ограничены объективной мерой  свободы, обусловливающей содержание права. С этой точки зрения, "любое  государство связано правом в  меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества".

Обоснование принципа связанности  государства правом не колеблет вывода о двустороннем характере связи  государства и права, поскольку  государству необходимы правовые нормы, а праву нужна сила, чтобы оно  могло себя реализовать.

Право и государство, выражаясь  философским языком, взаимоперекрещивающиеся  понятия. Право предстает формой выражения свободы в общественных отношениях, а государство оказывается институцией, не столько устанавливающей право, сколько фиксирующей и формулирующей право в законе и обеспечивающей его исполнение. "Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает". Отрицание права неизбежно ведет к отрицанию государства и умалению его роли. Исторический опыт неумолимо свидетельствует о том, что когда государство пренебрегает правом, добивается целей политики неправовыми средствами, то страдает не только население, но и сама государственная власть. Пренебрежение правом вызывает законное недовольство населения властями, которые призваны издавать законы и проводить их в жизнь. Правовой нигилизм государства порождает государственный нигилизм населения.

Принцип связанности государства  правом (верховенства права) означает, что лишь в соотносимости с  правом выявляется истинная ценность современного государства. В этой связи  социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая  право и оставаясь на почве  права, служит общественной пользе.

Заключение

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и  права, их функционирования, роли и  значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов  и их отражения в сознании людей  относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность  и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства  и права в число фундаментальных  наук

На рубеже двух тысячелетий  в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше формируемое  общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с  результатами проведения перестройки  и реформ. Широкое использование  в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.

Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались  ценностно-идеологические установки  и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы  и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные  органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией  государства и права непростые  проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о  государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.

Информация о работе Соотношение государства и права