Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теории государства и права в системе современных наук.
В связи с поставленной целью в курсовой работе рашаются следующие задачи:
1. Изучить понятие государства;
2.Обозначить основополагающие признаки государства;
3.Осветить специфику взаимодействия государства и права.
Введение 3
Глава 1 Понятие государства 6
Глава 2 Признаки государства 10
Глава 3 Соотношение государства и права 17
Заключение 28
Список литературы 30
Но не только население
разделяется по территориальному признаку,
но и сама государственная власть
организуется на основе этого признака.
Отсюда органы государственного аппарата
имеют, как правило, территориальные
пределы осуществления своих
полномочий и управляют определенными
административно-
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость (. Лазарев В.В. Общая теория права и государства— 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. —20с.).
Верховенство предполагает
полноту власти государства на своей
территории. Никакая другая власть
не вправе присваивать себе функции
государственной власти на данной территории
или ставить себя выше государственной
власти. Отсюда вытекает, что государство:
во-первых, распространяет свою власть
на всю территорию страны; во-вторых,
определяет весь строй правовых отношений;
в-третьих, осуществляет правовое регулирование
деятельности различных организаций,
объединений, рамки поведения и
действий физических и юридических
лиц; в-четвертых, устанавливает права,
свободы и обязанности
Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная, власть ограничена правом и основана на праве.
Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.
Независимость государственной
власти есть ее самостоятельность в
отношениях с другими государствами,
в том числе с международными
организациями. Однако эта независимость
не является абсолютной. Будучи членом
мирового сообщества, любое государство
испытывает воздействие норм и принципов
международного права. В частности,
суверенитет современных
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Нормативные правовые и другие юридические акты являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.
Государственная власть проявляет
себя, прежде всего, посредством нормативного
правового регулирования
Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.
В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.
Содержание общих признаков
государства по мере развития государственно-
С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:
К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом.
Суверенитет государства
означает его верховенство внутри страны
по отношению к любым другим источникам
социальной власти. Суверенитет включает
также независимость
Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство "привязано" к территории, определенной государственными границами. Объектами государственной власти являются все лица и организации, находящиеся на территории государства, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну.
Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает специальные органы принуждения, силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности и др.
Неразрывная связь государства с правом проявляется в том, что оно основывает свою организацию и деятельность на праве. Юридические нормы определяют устройство государственной власти, компетенцию органов, порядок их работы, взаимоотношения друг с другом и т.п. С другой стороны, государство само создает юридические нормы, выражает их в официальных источниках права и охраняет от нарушений.
Эти признаки определяют ведущую, главенствующую роль государства в системе социальной власти.
Глава 3. Соотношение государства и права
Проблема соотношения
государства и права – это
своего рода "теорема Ферма" правоведения.
Нынешние школы и направления
юриспруденции предлагают многообразные
варианты этой теоретико-практической
задачи. Одна из точек опоры современных
исследователей проблемы соотношения
государства и права
Решение проблемы соотношения
права и закона находится в
прямой зависимости от того, как
тот или иной мыслитель решает
вопрос о соотношении таких институтов
как право и государство. В
данном случае опять же сталкиваются
два различных взгляда и
Государство является источником права. Оно организует жизнь общества и государства в целом.
Государство фиксирует и закрепляет нормы права в официальных источниках, обеспечивает функционирование и реализацию права, исполнение юридических обязанностей; государство обеспечивает функционирование права с помощью госпринуждения и привлекает правонарушителей к ответственности. Государство и право являются средствами общественной регуляции, балансируют общие и личные интересы, гарантируют соблюдение прав человека. Единство государства и права в том, что они - явления одного и того же общества, они функционируют вместе и имеют общую задачу - нормальное функционирование и развитие общества.
Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву (Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —24с).
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться
с имеющими распространение в
юридической теории взглядами, согласно
которым образование права
В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
В санкционировании государством
норм, которые не имеют (не носят) прямого
государственного характера. Для некоторых
правовых систем такой способ производства
права является преобладающим. Так,
образование мусульманского права
характеризовалось как раз тем,
что государство
В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прицедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.
В развитии системы права. При этом истинная роль coвременного государства (имеющего правовой характер) не сводит данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона; во-вторых, способствовать развитию иных источников права — нормативного договора, обычного права; в-третьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимоотношение нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере "управляет" правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует "присутствие права в публично-правовой и частно-правовой сферах.
Государство, таким образом,
обеспечивает развитие всей темы источников
права. Сообразуясь с социально-