Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:12, курсовая работа
Права человека и права нации – это сложная проблема, которая стоит перед любым демократическим государством. Стоит отметить, что в любом полиэтническом государстве групповые права народов и меньшинств должны быть удовлетворены настолько, чтобы не были ущемлены права их собственных членов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как права человека задействованы как в политических, экономических, социальных, так и культурных отношениях не только на национальной, но и на международной арене. Данную тему изучали как Российские, так и зарубежные авторы, такие как Б. Андерсон, Дж. Бройи, Э. Гидденс, Э. Геллнер, Э. Смит, Э. Хобсбаум, В.Ю. Чернов, В.В. Ровдо, Э. Кисе, В.С. Малахов, Г. Кон и другие.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина…………………7
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……………15
Глава 2. Права нации, народа в Российской Федерации: понятие, соотношение с правами человека
2. 1. Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм»…………………………………………………………….21
2.2 Соотношение прав человека и прав нации в национализме……….26
Заключение……………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………….31
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
факультета юриспруденции
Селиванова Дениса Андреевича
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Соотношение прав человека и прав нации
« » 2014
г.
Ярославль, 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика прав и
свобод человека и гражданина
1.1. Содержание прав и свобод человека
и гражданина…………………7
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……………15
Глава 2. Права нации, народа в Российской Федерации: понятие, соотношение с правами человека
2. 1. Теоретические подходы
к интерпретации понятий «
2.2 Соотношение прав человека
и прав нации в национализме………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Права человека и права нации – это сложная проблема, которая стоит перед любым демократическим государством. Стоит отметить, что в любом полиэтническом государстве групповые права народов и меньшинств должны быть удовлетворены настолько, чтобы не были ущемлены права их собственных членов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как права человека задействованы как в политических, экономических, социальных, так и культурных отношениях не только на национальной, но и на международной арене. Данную тему изучали как Российские, так и зарубежные авторы, такие как Б. Андерсон, Дж. Бройи, Э. Гидденс, Э. Геллнер, Э. Смит, Э. Хобсбаум, В.Ю. Чернов, В.В. Ровдо, Э. Кисе, В.С. Малахов, Г. Кон и другие.
Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству,
его возможности и притязания в экономической,
социальной, политической и культурной
сферах.1
Права человека – это высшая ценность,
которая является критерием «человеческого
измерения» противоречивых процессов,
происходящих как в России, так и во всем
мире. Основная цель - не только воспитывать
людей, формировать правильные представления
о правах и свободах как необходимых условиях
свободы и равенства, но и создавать правовое
общество, в котором права и свободы человека
и гражданина являются священными и неотъемлемыми,
а их уважение и защита – важнейшим свойством
всего уклада государственной и общественной
жизни.
Идея прав человека известна со времён Великих французской и американской революций. Идея прав наций – значительно моложе. Эти два комплекса прав фактически сосуществуют, но не всегда мирно. В этом заключается проблема.
К правам человека мы можем отнести равенство гражданских прав и личных свобод совершеннолетних людей, и одинаковую подчинённость их законам государств, гражданами которых они являются, и их равновеликую правовую и моральную ответственность в случае нарушения ими этих законов. Равная ответственность, независимо и от национальности.
К сфере прав нации относится признание их права на самоопределение (иногда – вплоть до отделения), на известные территории их компактного проживания, на свои языки, культуры, этническую историческую память и т. п. Однако ответственность наций за их нарушение не предусмотрена.2
Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или не правовое.
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своем образующие правовой статус человека и гражданина.
Конституционное, уголовно - процессуалыюе, гражданско -процсссуалыюе, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.
Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.
Поэтому особенностью теории прав человека является се тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридическими науками.
Историческая и современная практика человечества свидетельствует о том, что не стоит уравнивать понятие «права человека» с понятием «права нации». Хотя между этими понятиями и существует такая взаимосвязь как: права наций фактически, на деле, на практике могут быть реализованы лишь через конкретных индивидуальных личностей с их правами, а права человека включают в себя и права наций. А различие их состоит в том, что права человека относятся ко всем законопослушным, совершеннолетним, психически здоровым людям, независимо от из национальности, а права наций – к этническим общностям, которые объединены ( но не всегда) такими признаками, как этничность, языки культуры, элементы психологии, темперамента, специфика истории.
Следует сделать вывод о том, что если права человека характеризуются максимально мыслимой в современных условиях социальной общностью, универсальностью субъекта, то права наций, напротив, носят более специфичный, локальный, ограниченный характер.
Так же права человека сопровождаются его обязанностями, зафиксированными в соответствующих законодательных актах, документах, соглашениях, а права наций не сопровождаются никакими обязанностями.
Основная цель данной курсовой работы – показать соотношение прав человека и прав нации, народа.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить структуру прав и свобод человека и гражданина;
- Выделить классификацию прав и свобод человека и гражданина;
- Изучить структуру прав наций, и попытаться соотнести их с правами человека.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика
прав и свобод человека и гражданина
1.1. Содержание прав и свобод
человека и гражданина.
Права человека ограниченно касаются социальной деятельности людей, их общественных отношений, способов бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, нужны для устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством. Решающим этапом в развитии прав человека можно считать буржуазно-демократические революции XVII —XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание. Права человека, определяющие сферу его свободы и основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития. Они оказали огромное влияние на характер государства, т. к. способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив тндивида от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур, формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в общественном сознании и практике свободы и прав человека. Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений.
В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Но также появляются определенные нормы, эталоны, ценности, которые упорядочивают весь процесс, и включают в себя разные интересы людей. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объем благ и условий всегда определяется положением индивида в классовой структуре общества, а так же в системе материального производства. Эти блага условно можно назвать «правами человека». Если углубиться в историю, идеи прав человека зародились в V – VI вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме).
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы.
История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из "вечных" проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции тех, кто находился у власти классов, заинтересованных в обосновании и оправдании существующего классово-ограниченного распределения прав и обязанностей в обществе, от исторического этапа социального развития. Права человека — сложное многомерное явление; их становление связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы нрава человека.
Стоит отметить, что нормы права и права человека — явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, управляющей родовыми организациями. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти ставленников Бога на земле либо просто владык, требовавших беспрекословного подчинения.
Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись различным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, религиозная, бюрократическая верхушка), соотношением общественно-частного, храмового и государственного секторов экономики, влиянием сословно-кастовых перегородок. Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия, которая органично вырастала из замкнутости и малоподвижности общинной жизни.
Специфичной разновидностью рабовладельческого государства явилась полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы "правами человека"3. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для равных политических прав у лиц, являвшихся гражданами.
Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.
В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество являлось обществом всеобщей зависимости. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.
Петиция о праве 1628 г., относящаяся уже к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился акт 1678 г., который ввел понятие "надлежащая процедура", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.
Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.