Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:12, курсовая работа
Права человека и права нации – это сложная проблема, которая стоит перед любым демократическим государством. Стоит отметить, что в любом полиэтническом государстве групповые права народов и меньшинств должны быть удовлетворены настолько, чтобы не были ущемлены права их собственных членов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как права человека задействованы как в политических, экономических, социальных, так и культурных отношениях не только на национальной, но и на международной арене. Данную тему изучали как Российские, так и зарубежные авторы, такие как Б. Андерсон, Дж. Бройи, Э. Гидденс, Э. Геллнер, Э. Смит, Э. Хобсбаум, В.Ю. Чернов, В.В. Ровдо, Э. Кисе, В.С. Малахов, Г. Кон и другие.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина…………………7
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……………15
Глава 2. Права нации, народа в Российской Федерации: понятие, соотношение с правами человека
2. 1. Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм»…………………………………………………………….21
2.2 Соотношение прав человека и прав нации в национализме……….26
Заключение……………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………….31
Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в США. Истоки этого процесса были заложены в философии Просвещения, учениях древнегреческих философов.
Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Пафос идей Пейна и Джефферсона направлен не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. В Декларации прав Вирджинии 1776 г. говорилось о том, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности. Эта декларация была первым государственным определением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка — это страна, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века"4.
Конституция 1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составивших Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.
Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт — Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. В нем отмечается, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств". Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, "приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека". Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека — свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что на становление прав человека решающее влияние оказала доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Характерно, что Билль о правах 1791 г. Все образовавшие Билль поправки составлены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду. Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека.
Такой подход — революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную Законом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод. В становлении прав и свобод человека огромную роль сыграло их идеологическое, доктринальное обоснование — учение о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; цель п — обеспечение прав, предначертанных природой или Творцом. Ценность естественно - правового учения состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья.
Так же стоит отметить, что позитивизм в период своего возникновения (вторая половина XIX в.) резко выступал против доктрины естественного права (А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом и др.). Свою главную задачу он видел в систематизации действующего права. Источником права и прав человека признавалось государство, которое стоит над обществом и формирует общеобязательные законы. Позитивистские конструкции были развиты в нормативистскоп теории Г. Кельзена, который считал, что государство не может быть вторичным по отношению к праву, "стоять позади права", так как оно является воплощением правопорядка.
Следствием позитивистского подхода к соотношению права и государства, трактовки права как продукта суверенной государственной власти явилось рассмотрение прав человека не как его естественных неотъемлемых свойств, а как "дара" государства. А поскольку содержание права трактовалось формалистично, в отрыве от социальных условий, категорий нравственности, человеческого достоинства, идей естественно - правовой доктрины, а главный постулат состоял в подчинении индивида праву и обязанности беспрекословно его соблюдать, постольку права человека также служили цели подчинения индивида государству, а не утверждения приоритета прав человека по отношению к последнему. В современном мире позитивистский подход в области прав человека не должен дистанцироваться от нравственных категорий свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательную силу, права человека получают дополнительную "энергию", а государство обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы. Конституционная практика развитых государств в известной мере сняла противостояние естественно - правового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству.
Итак, становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, формального равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным формирование правовых государств, одним из главных признаков которых является верховенство прав человека.
Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. В идее нрав человека осуществилась кристаллизация исторического богатства гуманитарного мышления — политического, правового, нравственного, религиозного, социокультурного.
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.5
Стоит отметить, что многообразие
прав и свобод человека и гражданина вызывает
необходимость их классификации. Поэтому
в теории права существуют различные подходы
классификации прав и свобод человека
и гражданина.
В целом, мо мнению многих ученых можно
выделить «пять поколений прав» человека.
Рассмотрим эти «поколения» подробнее.
«Первое поколение прав» человека можно отнести к XVIII веку. В этот период начинают выдвигать такие права и свободы, которые являются каким- то достоинством человека и гражданина. Основной целью, которую преследовали в тот преиод – является обеспечить свободу, то есть позволить людям уйти от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права можно считать своеобразными атрибутами человеческой личности. Так же к этому поколеню можно отнести как гражданские, так и политические права. В целом, эти права противостоят государству, от которого тербуется, чтобы права и свободы уважались, а так же должны были принять поведение некого воздержания. В ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а так же США и были завоеваны указанные выше гражданские и политические права.
Теперь перейдем ко «второму поколению прав». Он связан непосредственно с процессом социализации общества. Его следует отнести к конецу XIX - началу XX столетия. В данный период возрождаются права и свободы, которые реализуются только при помощи государства. Они получили названия – права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Большим плюсом в этих правах является то, что люди становятся равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Тут мы можем рассматривать права на труд, так же на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.
"Третье поколение прав"
связано непосредственно с
1. Они вводят человеческое
измерение в те области, где
оно отсутствовало, такие как, мир,
развитие, гуманитарная помощь в
случае бедствия, окружающая среда,
общее наследие человечества и т.д.;
2. Для их реализации необходимо, чтобы
они были противопоставлены государству
и требовали бы от него их реализации;
3. Могут быть реализованы только при условии
всех участников социального действия -
индивида, государства, различных социальных
обществ на национальном и международном
уровне, то есть это прав братства, поскольку
они вытекают из очевидной и необходимой
солидарности людей в этом конечном мире. 6
«Четвертое поколение права» появилось в России, в конце XX века. Это были духовно- нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозглашают духовно нравственные ценности личности.7 К этому поколению прав и свобод человека и гражданина мы можем отнести право на жизнь, право на уважение духовного и нравственного достоинства человека, здесь наложен запрет на пытки и бесчеловечное общение, присущи права на творчество и на выбор, так же есть право на духовное образование и воспитание, в этом поколении господствует свобода совести и вероисповедание. 8 В целом, в данном периоде господствуют естественные права, которые принадлежат человеку в силу его рождения, а так же в силу позитивного права. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина хорошо дополняют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и
гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке. Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории, такие как любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость, составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав, например, политических, гражданских, экономических. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль. А.Б.Венгеров говорит о том, что четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества.9
Следующее, и последнее – это
«пятое поколение прав», к этому поколению
можно отнести такие права, как право на
любовь, , право на информацию и управление
энергией, право на Сотворчество и совершенствование
окружающего мира и другие права, которые
вытекают из Любви и Божественной энергии.
Права и свободы человека и гражданина
традиционно в науке для простоты делятся
на три группы:
1.Личные или гражданские;
2.Политические;
3. Экономические, социальные и культурные
права и свободы
Учёные России к основным (то
есть конституционным) правам и свободам
человека и
гражданина по своему содержанию относят:
1. Гражданские права и свободы (статьи
20-31 Конституции России);
2. Политические права и свободы (статьи
32-34 Конституции России);
3. Экономические права и свободы (статьи
34-44 Конституции России);
4. Социальные права и свободы (статьи 38-44
Конституции России).
Следует подчеркнуть, что международному
праву ближе подходит последняя рассмотренная
классификация основных прав и свобод
человека и гражданина (конституционные
права).
Вторую и третью классификацию
прав и свобод человека и гражданина нельзя
считать наиболее полными, потому что
в них недостаточно отображен смысл и
содержание всех существующих сфер жизнедеятельности,
например, духовной или интеллектуальной.
Хотя некторые духовно – нравственные
права и свободы человека и гражданина
были ошибочно отнесены то к гражданским,
то к культурным и социальным правам и
свободам человека и гражданина. Когда
появилась четвертое и пятое поколение
прав и свобод человека и гражданина, появляется
наиболее точная и полная классификация
прав и свобод:
1. Божественные права и свободы;
2. Духовно-нравственные права и свободы;
3. Права солидарности;
4. Культурные права и свободы;
5. Гражданские права и свободы;
6. Социальные права и свободы;
7. Экономические права и свободы;
8. Политические права и свободы 10