Соотношение прав человека и прав нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Права человека и права нации – это сложная проблема, которая стоит перед любым демократическим государством. Стоит отметить, что в любом полиэтническом государстве групповые права народов и меньшинств должны быть удовлетворены настолько, чтобы не были ущемлены права их собственных членов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как права человека задействованы как в политических, экономических, социальных, так и культурных отношениях не только на национальной, но и на международной арене. Данную тему изучали как Российские, так и зарубежные авторы, такие как Б. Андерсон, Дж. Бройи, Э. Гидденс, Э. Геллнер, Э. Смит, Э. Хобсбаум, В.Ю. Чернов, В.В. Ровдо, Э. Кисе, В.С. Малахов, Г. Кон и другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина…………………7
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……………15
Глава 2. Права нации, народа в Российской Федерации: понятие, соотношение с правами человека
2. 1. Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм»…………………………………………………………….21
2.2 Соотношение прав человека и прав нации в национализме……….26
Заключение……………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что фундамент всех прав и свобод человека и гражданина по своей значимости - выступают Божественные права и свободы, потому что они охватывают не только человека и наш мир, но и всю Вселенную целиком. Если даже будут появляться новые поколения, так же будут появляться новые права, в которых нуждается человек, и, которые обеспечат человеку надлежащую защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Права нации, народа в Российской Федерации: понятие, соотношение с правами человека

2. 1. Теоретические  подходы к интерпретации понятий  «нация» и «национализм».

Чтобы говорить о понятии нация, нам, сначала, нужно понять, что же это означает. Например, Дж. Бройи в своей книге «Подходы к исследованию национализма» характеризует Нацию как –  исторически сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.11

В  понимании Дж. Бройи - Национализм – это идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Таким образом, национализм мы можем рассматривать как идеологию, как политическую доктрину, или как переживание, самосознание.

Некоторые ученые предлагают говорить о том, что концепция нации – это воображенное сообщество, - это сообщества, члены которых не знают и заведомо не могут знать лично или даже «понаслышке» большинства других его членов, однако имеют представление о таком сообществе, его образ. Тем не менее, содержание, которое вкладывают в понятие национализм меняется, как из-за концептуальных представлений, так и из-за идеологических предпочтений авторов. Например, на территории России, термин «национализм» устойчиво ассоциировался с этноцентризмом, фашизмом, политическим и религиозным фундаментализмом и т.д., в то время как во Франции термин «национализм» связывают с представлениями о народном суверенитете, демократии и гражданском самосознании.

Если говорить о нации, то часто ей приписывают такие особенности как: язык, культура, религия, политические и другие институты, история, с которой отождествляет себя, и вера в общую судьбу. Обычно нации населяют компактную территорию. Часто, хотя и не всегда, группа входит в состав политического образования, именуемого нацией-государством, или просто страной, либо нацией. Но иногда группа, считающая себя нацией, разделена политическими границами. Например, в результате раздела Германии на зоны после Второй мировой войны возникли два германских государства. Последователи иудейской веры часто говорят о себе как о нации. Они создали страну в Израиле, но евреи живут во многих нациях-государствах. С другой стороны, нация-государство может включать в свой состав несколько наций. Например, СССР включал неславянские группы народов, эквивалентных «нациям».  У людей, составляющих нацию, обычно формируется чувство национализма. Если нация добивается статуса нации-государства, она развивает политическую структуру, которая защищает народ и способствует росту национальных институтов. С подъемом национализма люди могут подчинить свои личные установки целям достижения национальной независимости, престижа, процветания и силы нации.12

Хотя понятия «Национализм» и «Нация» разнообразны, тем не менее в них можно выделить что-то общее и нейтральное.

Наиболее ясно и последовательно это сформулировал, Э. Геллнер: «В жизни человечества произошла важная и отчетливая перемена. Новый мир, в котором национализм, то есть соединение государства с «национальной культурой», стал общепринятой нормой, в корне отличается от старого, где это было явлением редким и нетипичным. Существует огромное различие между миром сложных, переплетенных между собой образцов культуры и власти, границы которых размыты, и миром, который складывается из единиц, четко ограниченных друг от друга, выделяющихся по «культурному» признаку, гордящихся споим культурным своеобразием и стремящихся внутри себя к культурной однородности. Такие единицы, в которых идея независимости связана с идеей культуры, называются «национальными государствами». В течение двух столетий, последовавших за Французской революцией, национальные государства стали нормой политической жизни».

Стоит отметить, что все политические проявления национализма, которые привлекают к себе внимание, например, из-за войн, эмиграций и т.д., уходят корнями в культурные трансформации, сопровождающие общий процесс социальной модернизации. В свою, очередь национализм – это политический принцип, «суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать» или «течение, стремящееся соединить культуру и государство, обеспечить культуру своей собственной политической крышей, и при этом не более чем одной»13 .

Национализм изучали многие исследователи. Идентичные, по сути дела, формулировки понятия «национализм» мы находим в работах и других известных западных исследователей – Э. Хобсбаума, Э. Смита, Дж. Брони, Б. Андерсона, Э. Гидденса и др.

Например, Э. Гидденс предлагает следующее определение: национализм – это «культурная восприимчивость к суверенитету, сопутствующее обстоятельство координации административной власти в рамках обладающего определенными границами национального государства»14 .

Так же В.С. Малахов говорит о том, что национализм – это идеология, легитимирующая усилия по интеграции или дезинтеграции государств. Последние не случайно называются национальными государствами. Он говорит о том, что этим функции национализма не исчерпываются. Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности – в консолидации на основе общей истории, языка или культуры. Таким образом, национализм – это идеология политизированной идентичности.15

 В. В. Малахов, в своих публикациях выделяет четыре наиболее существенные группы употребления термина «национализм»:

 К первой группе относится идеология становления государства. В данном контексте Национализм выступает как идейное обеспечение процесса «собирания» государства, или «государственного строительства».

Во второй группе - Идеология социальной интеграции, государство уже существует, и национализм необходим ему для легитимации мероприятий по консолидации населения – превращения последнего в культурно однородную общность, нацию.

Третья группа - идеология антиколониализма. Как в отечественной, так и зарубежной марксисткой литературе это явление называют «национально-освободительным движением».

Последняя, четвертая группа - Идеология этнически мотивированного сепаратизма. В наше время под «национализмом» часто понимают именно подобные движения (чеченский, тамильский «национализм»).16

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что множество ученых разносторонне изучают национализм и нацию, обобщив можно скачать, что нация – это широкая общность людей, объединенная языком, культурой, психологическими характеристиками, традиционно проживающая на определенной компактной территории и стремящаяся к политическому суверенитету, или же, возможно, уже достигшая его. Можно сказать о том, что нация – это политизированный этнос.

В свою очередь национализм можно рассмотреть с трех сторон,

Во – первых как программу политического оформления, самоутверждения и развития нации;

Во- вторых как комплекс теоретических представлений и политической практики, центральное место в котором занимают интересы нации;

В – третьих, национализм выступает как идеология, которая  утверждает приоритетный статус национальной идентичности над всеми другими видами социальной идентификации и требует защищать нацию всеми доступными средствами.

 

 

 

 

 

 

2.2 Соотношение  прав человека и прав нации  в национализме.

Стоит сказать о том, что взависимости от того, какую форму имеет национализм соотношение прав человека и прав нации будут различаться.

Можно рассмотреть такие подвиды гражданского национализма как: государственный и либеральный национализм.

В государственном национализме под нацией мы понимаем людей, которые подчиняют собственные интересы, задачам укрепления и поддержания могущества государства. В этом виде национализма нельзя считать значимыми такие интересы и права, которые связаны с половой, расовой или этнической (в каких – либо случаях религиозной) принадлежностью, потому что считают, что в жанном случае нарушается единство нации.

Если говорить о либеральном национализме, то здесь акцентируется внимание на либеральных ценностях. Так же в либеральном национализме общечеловеческие нормы, например, такие, как права человека, стоят выше, чем патриотические, нравственные чувства. В этом виде национализма есть определенные трудности, например, к ним можно отнести, например, политику государства по отношению к этническим меньшинствам. В то время как сторонники мультикультурализма считают, что государство должно поддерживать этнические субкультуры, а так же признают коллективные права меньшинств, но при условии, что они будут идентифицировать себя нацией. Сторонники индивидуальных свобод являются противниками любого вмешательства государства.

Говоря о гражданском национализме, можно выделить тот факт, что здесь признаются права человека на выбор языка и культуры в ряду других прав, в то время как национальная принадлежность является осознанным выбором индивида, так же сознательной активностью представителя национальной группы, которая исходит только от свободного человека, который обладает правом выбора. Следовательно, человек, который определился со своей культурной идентификацией.17

Гражданский национализм позволяет нации на равноправной основе строить отношения с другими нациями, находя свое место в международном разделении труда и проявляя солидарность в решении международных проблем.

Когда права личности и права нации сочетаются, а не противопоставляются, - такое государство можно считать демократическим. Именно демократия стремится гармонично сочетать политические и этнические компоненты, которые и составляет природу всякого национализма. Неотъемлемая часть этого является и гражданское образование и воспитание.

Только государство, которое имеет глубокие демократические традиции, может сделать предметом национальной гордости традиции терпимости и уважения к национальным меньшинствам. Но когда отсутствует демократия, этнический национализм не будет цивилизованным, напротив, будет расти и развиваться расизм, этнократия, шовинизм, вследствие чего появится фашизм и нацизм.18

Если рассмотреть современные демократические государства, стоит отметить, что необходимо совмещать национализм и демократию в рамках демократического правового национального государства. Только в таком государстве будут надежно регулироваться права межнациональных отношений, а так же будут пресекаться попытки проявления развития крайних форм национализма, должен снизится рост насилия, а так же прекратится пропаганда одних этносов над другими.

Таким образом, подводя итог, стоит сказать о том, что национализм – это идеология, ставящая своей целью создание национального государства и консолидацию общества в нацию-государство. Ее существование ограничено определенными историческими рамками либо, если такое государство уже существует, появляется угроза национальной независимости. Если активность национального движения будет слишком выраженной, то это будет противоречить основным принципам демократии. Основой национальной политики всех современных демократических государств – являются постулаты гражданского национализма. Таким образом, совмещая демократию и национальное строительство, не происходит ущемления основных, базовых прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, права человека можно назвать одной из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации. Права человека являются понятием сложным, неоднозначным, многогранным, не имеющим единственного определения, однозначного толкования. Человек приобретает свои права с рождения, они нужны ему не только для спокойного существования, развития, а так же они предписываются для того, чтобы осознавать цели и средства жизни, в независимости от того, осознает это человек, или нет.

Говоря о национализме, стоит отметить, что он является мощной силой, его идеи можно сравнить с идеями либерализма и демократии. Например, с одной стороны, люди стремятся сохранить целостность своего народа, так же язык, культуру, но, в то же время, многие считают, что стремление к сохранению культурной специфики этносов перерастает в требование каких – то определенных преимуществ, в связи с этим появляется неравенство в гражданских правах.

Таким образом, из всего выше сказанного в данной курсовой работе, можно сформулировать следующие выводы:

Нация – это широкая общность людей, объединенная языком, культурой, психологическими характеристиками, традиционно проживающая или проживавшая на определенной компактной территории и стремящаяся к политическому суверенитету, или его достигшая. Иными словами, нация - этополитизированный этнос.

В свою очередь национализм является многогранной категорией и имеет несколько определений:

а) программа политического оформления, самоутверждения и развития нации;

б) комплекс теоретических представлений и политической практики, центральное место в котором занимают интересы нации;

в) идеология, утверждающая приоритетный статус национальной идентичности над всеми другими видами социальной идентификации и требующая защищать нацию всеми доступными средствами.

Стоит отметить, что в современном обществе большую роль играет право на самоопределение. Это одно из важнейших принципов международного права, сутью этого права является право народов определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.

Так же, стоит отметить, что национальная политика современных демократических государств в своей основе имеет постулаты гражданского национализма, вследствие чего возможно совместить демократию и национальное строительство, при этом не будут ущемлены права и свободы человека и гражданина.

Информация о работе Соотношение прав человека и прав нации