Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:10, курсовая работа
ВВ Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1), а правовое государство есть такая организация правовой жизни общества, которая характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов.
3. Издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов, порождающих юридических коллизии.
В данной форме правовой нигилизм можно выделить несколько подформ:
1. Становление подзаконного акта на место законного.
2. Издание параллельно действующих нормативных актов.
3. Издание противоречивых нормативных актов.
Существует понятие – война законов. Эта война непосредственно связана с правовым нигилизмом. В наиболее общих чертах война законов выражается в конфронтации между собой. Подобное явление мы могли наблюдать в России с 1990 по 1994 (1995) годы, когда "старые" правовые акты СССР "боролись" с "новыми" правовыми актами, изданными соответствующими органами РФ. Многие считают, что война законов ушла в прошлое, но на самом деле это не так, она лишь видоизменилась. В современной России война законов проявляется в соперничестве федеральных и региональных актов между собой. Война законов – наиболее опасная форма правового нигилизма.
4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической чем сообразностью.
Этот вид правового нигилизма представляет собой выход различных государственных должностных лиц и общественных организаций на не правовое поле деятельности, попытки организовать свою деятельность вне рамок конституции или действующего законодательства, стремление действовать в "разрешенном правовом пространстве". При этом целесообразность может быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической, в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе, отодвигается в сторону. Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы. Современная российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут быть использованы властными структурами как повод для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют такие ситуации, которые превращают благо во вред.
5. Конфронтация представительных
и исполнительных структур
Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее". Законы в этой борьбе становились помехой. Возникали ситуации двоевластия или безвластия.
6. Нарушение или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, неприкосновенность, безопасность.
Источником правового нигилизма в данном случае служит опять-таки государство. Наличие в стране слабой системы правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает неверие личности в право. Фактическое бессилие права не может не вызывать какой-то степени недоверия, переходящего в недоверие к самому себе. Неверие в правовых нормах защиты и способности реально регулировать общественные отношения человек перестает его уважать. Последствием пассивного неуважения права может стать (а в реальности в большинстве случаев – становится) правонарушение и преступление, совершаемое недоверяющим. За последние 7-8 лет в "независимой" прессе очень часто появлялись сообщения о так называемом "беспределе (как бесчинстве) властей". Примеры, публикаций я приводить не буду, так как они присутствуют практически в каждом периодическом издании. Особенно часто подобным нападкам подвергаются правоохранительные органы и их сотрудники (Министерство Внутренних Дел, Прокуратура Российской Федерации, Управление Исполнением Наказаний и т.п.). Лично я считаю, что большинство подобных заявлений прессы надуманно и имеет своей целью дискредитировать сотрудников служб охраны правопорядка тем не менее, аресты высокопоставленных работников МУРа, МВД и других силовых структур заставляет задуматься о истинном положении дел в современной системе силовых ведомств. Нельзя не вспомнить и о коррупции. Коррупция – форма деятельности субъекта, совершаемая им из корыстных побуждений с пользованием служебных полномочий и не учитывающих интересы государства и гражданского общества. Факты проявления коррумпированности мы можем видеть повсеместно.
Заканчивая обзор форм проявления
правового нигилизма, мне бы хотелось выделить основные,
общие и наиболее характерные черты современных
форм этого явления (Согласно Н.И. Матузову).
- Демонстративный, конфронтационно–агрессионный
характер, что квалифицируется общественным
мнением как беспредел.
- Массовость и распространенность не только среди граждан и групп граждан, но и в официальных государственных структурах, включая правоохранительную.
- Многообразие форм проявления (от криминальных до легитимных и от бытовых до "верхушечных").
- Оппозиционная направленность, регионально – националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.
- Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.
- Связь с негативизмом.
1.4. Методы преодоления
правового нигилизма
Существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как представляется – «это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер».[9,c.5]
Эти меры призваны создать качественно
обновленную социально-правовую среду, возродить и утвердить
веру людей в право. Однако надо подчеркнуть,
что правовой нигилизм настолько глубоко
засел в современной жизни, настолько
прочно завладел умами людей, что вытравить
его оттуда в ближайшее время не представляется
возможным. Можно, лишь попытаться ослабить
его позиции, решительно действуя по нескольким
направлениям.
- Необходимо немедленно прекратить
«войну законов» на федеральном и региональном
уровнях. В масштабе всей России законы
и иные нормативные акты должны быть приведены
в соответствие Конституции и друг другу.
На уровне же регионов все региональные
нормативно-правовые акты должны строго
соответствовать федеральным.
- В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.
- Нужно немедленно пресечь волюнтаристский стиль управления и властвования никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право – только закон и все решения только на его основе.
- Надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры.
- Вплотную заняться правовым воспитанием граждан, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).
Все эти решительные меры должны составлять стратегию правового развития, которая в свою очередь «должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы, которые должны занять центральное место в правовой системе».[9,c.5]
При борьбе с правовым нигилизмом необходимо изменить отношение индивида к праву, повысить правовую активность личности, так как годами «жесткая централизация всех явлений общественной жизни снижала социальную активность людей».
Для повышения социальной активности необходимо освободить «граждан от непомерной жесткой правовой опеки…у населения возрастет интерес к праву, произойдет переоценка роли и осознание его ценности».
И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм», ведь по словам В.А. Туманова, общество осознало вред юридического нигилизма и поставило своей целью его преодоление в процессе формирования социалистического правового государства».[16,c.27]
Глава 2. ПОНЯТИЕ И
СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ИДЕАЛИЗМА
Определяя правовой нигилизм необходимо учитывать и другое явление, возникшее в области неправильного толкования назначения права – правовой идеализм.
Правовой нигилизм и правовой идеализм имеют одни корни - «юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры».[12,c.12] Несмотря на то, что правовой идеализм в современном государстве менее заметен чем правовой нигилизм, он причиняет существенный вред как системе так и обществу. Его последствия, как и последствия правового нигилизма отрицательно влияют на правосознание и правовую культуру.
Правовой идеализм – это переоценка возможностей права. Основы правового идеализма лежат в переоценке объективной действительности и реалий института права.
Несмотря на то, что внешне правовой идеализм менее заметен, о нем не говорят столько, сколько о правовом нигилизме он приносит такой же вред государству.
Правовой идеализм – явление прямо противоположное правовому нигилизму. На право нельзя и невозможно возлагать все свои надежды, всех проблем стоящих перед обществом, право решить не может. Основная ошибка власти (как впрочем и народа) – выдвижение права в ранг чего-то высокого и всесильного. Многие люди (особенно в период перестройки) считали, что достаточно принять "правильный" закон и жизнь улучшится. «Но чуда не происходило, законы принимались, а дела стояли на месте или даже ухудшались. В результате наступило известное разочарование в законах, появились признаки правового скепсиса. Из низов слышались и более раздраженные голоса: Хватит, мы уже сыты по горло законами они ничего не дают. Это и понятно – ведь законы сами по себе не могут накормить, одеть, людей, улучшить только на "шоковое" правотворчество – значит питать юридические иллюзии».[12,c.13]
Основная ошибка, допускаемая при правовом идеализме – неправильность оценки роли общественных отношений и закона, их взаимодействия и первоочередности. Закон всего лишь "Официальное признание факта" в большинстве случаев (касаться прецедентного права я не буду, в России его практически не применяют) на его основе правоотношения не возникают. Вера же людей в некие "абсолютные" (термин мой) законы порождает правовой нигилизм.
«Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги "перестройки", а затем и периода реформации . Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось».[12,c.14]
Основная проблема бездействия
большинства нужных законов заключается
в отсутствии необходимых механизмов
их реализации, а также отсутствие нормальной
правовой среды необходимой для их функционирования.
2.1. Формы проявления
правового идеализма
Правовой идеализм - это переоценка права и его
возможностей. Основными формами проявления
правового идеализма в государстве являются:
-нереалистичное отношение к праву
со стороны ученых-правоведов, восприятие
права как абстракции, оторванной от жизни
(в том числе противопоставление "писаного"
и "неписаного" права);
-слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;
-буквальное восприятие права
как средства регулирования
-идеалистическое отношение к
праву со стороны законодателей
(например, неучет законодателями
обстоятельств реальной
-неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);
-увлечение формальной
2.2 Причины распространения
правового идеализма
К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:
-особенности исторического развития,
самодержавно-деспотический характер
власти, отсутствие развитых демократических
традиций;
-историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;
Информация о работе Соотношение правового идеализма инигилизма