Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:10, курсовая работа
ВВ Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1), а правовое государство есть такая организация правовой жизни общества, которая характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов.
-культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";
-идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;
-неразвитое и деформированное правосознание;
-юридическое невежество;
-дефицит политико-правовой культуры.
2.3.Методы преодоления
правового идеализма
Основными путями борьбы с правовым идеализмом
являются:
-укрепление режима законности в стране;
-гарантированность прав и свобод граждан;
-уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;
-уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
-усиление реалистичности юридический науки;
-создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; правовое воспитание.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ СООТНОШЕНИЕ НИГИЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА
Правовой идеализм и правовой нигилизм
- родственные, взаимосвязанные явления.
Рано или поздно правовой идеализм превращается
в правовой нигилизм, а правовой нигилизм
подпитывает правовой идеализм. Оба эти
явления имеют сходные корни. Следовательно,
бороться необходимо синхронно и с правовым
идеализмом, и с правовым нигилизмом.
Если коснуться вопроса о соотношении правового нигилизма и правового идеализма мы, прежде всего, говорим о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.
Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).
Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме и правовом идеализме страдает вся структура правосознания.
В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие. Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод: Правовой нигилизм и правовой идеализм, различаясь в формах выражения и проявлений, имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.
Размышляя дальше, делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи. Безусловно, с чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова «Правовой идеализм и правовой нигилизм как две стороны «одной медали».
3.1. Влияние правового
нигилизма и правового идеализма на правовой
мир личности и систему общественных отношений
Прежде всего, необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм
Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания восприятие права (ВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:
1) влияние проявления ВП индивидом оказываемое на общество;
2) влияние проявления ВП обществом, оказываемое на индивида.
Здесь под словом "общество" я понимаю окружение индивида. Отдельно отмечу, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.
Каково же качество влияния оказываемого ВП на правосознание? Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях могут оказаться последствия влияния ВП на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния ВП на правовой мир разрушительны.
Следующий объект попадающий под влияние ВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию ВП, ничего хорошего не получают. ВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать". Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение. Схематично систему воздействия ВП на правовой мир личности и общества можно выразить так:
Таким образом, ВП – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления ВП достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом изучив правовое соотношение
нигилизма и идеализма, я хочу привести
свое собственное мнение по этому вопросу.
Правовой нигилизм и правовой идеализм
являются элементом структуры правосознания
наряду с правовой идеологией и правовой
психологией, а именно – неадекватное
восприятие права. Следовательно, бороться
необходимо синхронно и с правовым идеализмом,
и с правовым нигилизмом, не смотря на
то что, это совершенно противоположные
понятия.
Рассмотрев формы выражения и уровни распространения правового нигилизма, я убедилась в том, что такое явление на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом, что его проявления можно увидеть практически везде и всюду. При этом причины его распространения уходят далеко в историю нашего государства. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.
Факторы преодоления правового нигилизма — это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.
Важнейшая политическая предпосылка преодоления правового нигилизма – формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.
В плане рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан.
Большое значение для преодоления правового нигилизма, укрепления у граждан доверия к праву имеет повышение авторитета закона.
Соответствие принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.
Необходимо, как советовал И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».[13]
Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе. В сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности. Без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Соотношение правового идеализма инигилизма