Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состояла в исследовании вопросов о субъектах правоотношений и их правосубъектности.
Исходя из поставленной цели, задачи курсовой работы заключались в следующем:
- определить соотношение субъекта права и субъекта правоотношения;
- раскрыть понятие и содержание правосубъектности
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения…………… 5
2 Понятие и содержание правосубъектности ……………………….……11
3 Виды субъектов права и особенности их правосубъектности …….…..20
Заключение …………………………………………………………………27
Список использованных источников ……………………………………..30
Правоспособность —
это признаваемая правовыми нормами
способность лица иметь субъективные
юридические права и
Дееспособность — это признаемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособностъ (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки) и деликтоспособность (способность понимать противоправность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юридической ответственности за совершенное правонарушение) [5, c. 443].
Разграничение правоспособности и дееспособности в отношении личности характерно для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1]). Поэтому гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одновременно. Это значит, что в трудовых, семейных, административных и других отношениях правосубъектность признается наступившей в полном объеме для граждан по достижении определенного возраста, а для организаций - с момента их образования (регистрации).
Наряду с правоспособностью
и дееспособностью в некоторых
случаях обособляется еще одно проявление
правосубъектности –
Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты).
В отношении большинства
субъектов права нет
Но в некоторых случаях
возникает необходимость
Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы:
1. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений.
2. Различается правосубъектность:
а) общая;
б) отраслевая;
в) специальная.
3. Общая правосубъектность, а также правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: 1) возможность обладания правами и обязанностями и 2) возможность их самостоятельного осуществления.
Правоспособность — это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности.
Дееспособность — это признаемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.
Наряду с правоспособностью
и дееспособностью в некоторых
случаях обособляется еще одно проявление
правосубъектности –
Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты).
Все субъекты права могут быть подразделены на три основные группы:
а) индивидуальные субъекты;
б) коллективные субъекты;
в) общественные образования.
Индивидуальные субъекты именуются гражданами. Граждане образуют основную разновидность индивидуальных субъектов. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством субъектами права признаются (с необходимыми частичными ограничениями в содержании правосубъектности) также иностранные граждане и лица без гражданства.
Своеобразное «двойное» положение занимают лица, которые в данных правоотношениях являются субъектами права потому, что выступают в качестве представителей организаций, выполняющих властные функции, – должностных лиц. Как лица, обладающие активной правосубъектностью, они являются подразделением той или иной организации. Должностное лицо продолжает выступать в правоотношении и после того, как на соответствующей должности один индивид заменит другого. Свои должностные полномочия оно получает от той или иной организации, они вытекают из ее правового статуса [15, c. 37]. В то же время должностное лицо может выступать как индивидуальный субъект, как лицо, обладающее пассивной правосубъектностью (на него персонально могут быть наложены штрафы и начеты за административные правонарушения).
В юридической литературе
широко распространено деление субъектов
права на две основные группы: 1) индивидуальные
субъекты – граждане и 2) коллективные
субъекты – организации. Такое деление следует признать
стройным. Однако, думается, что «логика
жизни» сильнее. Она требует обособления
в особую рубрику таких специфических
социальных образований, как государство,
административно-
Субъектами многообразных правоотношений, как отмечалось, могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства) и организации (государственные, общественные), а также социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив), государство в целом.
Все физические лица обладают одинаковой правосубъектностью в смысле условий ее возникновения и способности осуществлять субъективные права и обязанности. Но это не значит, что различные категории физических лиц обладают одинаковым правовым статусом. Так, иностранные граждане и лица без гражданства во всех странах в разной степени, но ограничиваются в некоторых правах: они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, они не вправе занимать определенные должности в государственном аппарате и т.п.
Исходя из этого, нередко допускаются теоретически необоснованные утверждения и даже принимаются правовые нормы, предполагающие возможность ограничения дееспособности (а, следовательно, и правосубъектности). Но дееспособность как неотъемлемое качество личности ограничивать невозможно. Это качество либо есть, либо его нет (в полном объеме либо в некоторой его части). И государство в лице его компетентных органов и в строгом соответствии с законом либо признает, либо не признает сто. Так, гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не в состоянии понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. От имени лица, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если же основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным и опека над ним отменяется (ст. 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В этом смысле совершенно понятны и обоснованы правовые нормы, устанавливающие недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности (ст. 21 Гражданского кодекса Республики Беларусь), и в то же время крайне удивляют оговорки, согласно которым ограничения дееспособности все же допускаются (в частности, в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами). Впрочем, при внимательном рассмотрении содержания предусматривающей такое ограничение ст. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь нетрудно установить, что речь, по сути, идет не об ограничении дееспособности, а о признании лица частично дееспособным, что вполне соответствует рассматриваемой концепции правосубъектности.
Не меньшие сомнения вызывает трактовка содержания гражданской правоспособности путем перечисления гражданских прав (но почему-то без обязанностей), причем в виде незакрытого их перечня (ст. 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь), В данном случае происходит смешение способности правообладания с гражданским правовым статусом, т.е. совершенно различных по своему юридическому смыслу понятий и правовых категорий [5, c. 442-445].
Государственные организации как субъекты права подразделяются на две основные группы. Первая группа - это органы государства, выполняющие властные функции законотворчества, управления, правосудия, контроля и надзора. Такого рода функции предопределяют их специальную правосубъектность и соответствующий правовой статус.
Вторая группа государственных организаций - это предприятия и учреждения, занимающиеся хозяйственной, финансовой, социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями.
Субъектами права являются и общественные организации, т.е. различные общественные формирования - общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, другие органы общественности.
Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, которые они создают на основе общности интересов для совместной реализации экономических, политических, социальных, профессиональных и иных нрав и свобод. Порядок образования и деятельности общественных объединений, их права и обязанности определяются специальными законами, в том числе законами о политических партиях, профессиональных союзах, религиозных организациях. Общественные объединения подлежат государственной регистрации.
Органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, уличные, поселковые, сельские комитеты и др.), органы общественной самодеятельности (товарищеские суды, добровольные народные дружины, общественные инспекции, группы контроля и т.п.) также действуют в пределах, установленных законодательством и, следовательно, в форме правоотношений.
Социальные общности (народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив) являются субъектами правоотношений в особо предусмотренных законодательством случаях. Народ, нация реализуют свои права, в частности, путем выборов представительных органов, всенародного голосования (референдума). Профессиональные группы, трудовые коллективы участвуют в правоотношениях, связанных с обеспечением их социальных и трудовых прав, определяемых как соответствующим законодательством, так и нормативными соглашениями.
Государство в целом выступает в качестве субъекта международных, конституционных, финансовых, имущественных правоотношений. Речь идет об отношениях, основанных на международных договорах, в том числе связанных с формированием и функционированием федеративных, конфедеративных и иных государственных образований, на законодательстве о проведении выборов государственных органов и референдумов, о выпуске государственных займов, организации денежно-вещевых лотерей, о праве собственности на предусмотренные законом объекты, на бесхозное имущество, на клады и т.д.
Государственные и общественные организации, организации физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном, управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правосубъектность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, которая производится в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Ликвидация юридического лица производится в строгом соответствии с законом и считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Возможность выступления
различных организаций в
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения