Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.
3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России

Содержание работы

Введение 3
1 Государственное устройство как составляющее формы Государства
1.1 Понятие государственного устройства 5
1.2 Особенности унитарных государств и федерации как формы государственного устройства 8
2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство
2.1. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство 14
2.2. Особенности и современные проблемы российского федерализма 17
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП,КР.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

 

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

 Соотношение унитарной  и федеративной форм государственного  устройства

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1 Государственное устройство  как составляющее формы Государства

1.1 Понятие государственного устройства                                                           5

1.2 Особенности унитарных государств и федерации как формы государственного устройства                                                                                            8

2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство

2.1. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство                                                                                                                          14

2.2. Особенности и современные  проблемы российского федерализма           17

Заключение                                                                                                             21

Глоссарий                                                                                                                23

Список использованных источников                                                                25

Приложения                                                                                                            28

Введение

Государство – это  сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств.

Темой курсовой работы была выбрана тема «Соотношение унитарной  и федеративной форм государственного устройства». Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных  объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.  Важную роль играет соотношение  унитарной и федеративной форм  государственно-территориального устройства, являющаяся системообразующей основой государственности. Соответственно и в науке конституционного (государственного) права ей традиционно уделяется особое внимание.

Объект - общественные отношения, складывающиеся  при соотношении унитарной и федеративной форм государственного устройства.

Предметом исследования является соотношение унитарной и федеративной форма государственного устройства.

Цель исследования - Изучение  соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.

 Для реализации  цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.

2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.

3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России

Методологической основой  исследования, для поставленной цели и задач, является совокупность различных  общетеоретических методов обобщения, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников, исторический, и иные методы исследования. Сравнительный метод занимает центральное место на данном этапе исследования, так как способствует решению большинства поставленных в исследовании задач: выявляет сущность унитарной и федеративной формы государственного устройства и дает возможность провести их сравнительный анализ.

Для написания работы использовались Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12.1993[1],учебная литература, публикации в средствах массовой информации. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: А.Г. Борисов, И.В. Григорьева, А.В Мелехин, А.А. Иванов, и др. [4, 6,13,7 и др.].

Теоретическая значимость состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. Результаты исследования могут быть востребованы в образовательном процессе при проведении занятий по теории государства и права, истории государства и права, конституционному и административному праву.

Основная часть

1 Государственное устройство как составляющее формы государства

1.1 Понятие  государственного устройства

История существования  государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

 Все выше перечисленные  явления в современной юридической  теории принято объединять в  один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами».

В зависимости от размера  территории, географического положения (наличие выхода к морю, гористой местности, водных границ и т.д.), особенностей исторического развития и плотности населения каждое государство нуждается в территориальной организации публичной власти, отвечающей его задачам и интересам, которые обусловлены необходимостью осуществления им внутренних и внешних функций: экономической, политической, социальной, военной, фискальной и т.д. Кроме того, после определенных порогов численности граждан и площади подвластных земель появляется необходимость разделить их на административно-территориальные единицы: округа, штаты, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды, волости и т.д. Вследствие этого возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.1

Существующие в мире державы имеют различные виды государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между отдельными регионами и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой [21,C.80].

Форма государственного устройства входит в состав формы  государства, наряду с формой правления  и политическим режимом.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.2

Организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

За государственным  устройством все государства  разделяют на простые сложные. Прежде всего, необходимо отметить, что сложные  государства представляют собой  союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных  образований; а простые являются едиными государствами, разделенными на административнотерриториальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т.п.) и неимеющими в своем составе других государств или государственных образований.3

Простое унитарное государство – это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений (например, Республика Беларусь, Польша, Болгария).

Сложные государства  – это такие государства, которые объединились из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства.

В теории и практике государственного строительства различают следующие  формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а так же большими территориями являются федерациями.

Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в  тоже время наиболее распространенной формой является унитарное государство. В отечественной и зарубежной юридической литературе ее изучению уделяется огромное внимание. Среди авторов нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты. Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование.

Нередко федеративное государство  практически является унитарным. В  основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство [13,С.134].

 Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о  межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как  внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.

Кроме названных форм государственного устройства в истории  имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр. Так империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.4

Форма государственного устройства государства зависит  от того, с какими государствами  оно вступает в связи, на какой  основе они складываются, а также  от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Формы государственного устройства представлены в Приложении А.

Таким образом можно  сделать вывод, что форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру  государства, как образования, имеющие  черты, отличающие его от любого другого  образования.

 

1.2 Особенности  унитарных государств и федерации  как формы государственного устройства

Теория государства  выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Унитарная  форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический  статус и равное положение по отношению  к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность.

Информация о работе Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства