Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель исследования - Изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.
3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России
Введение 3
1 Государственное устройство как составляющее формы Государства
1.1 Понятие государственного устройства 5
1.2 Особенности унитарных государств и федерации как формы государственного устройства 8
2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство
2.1. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство 14
2.2. Особенности и современные проблемы российского федерализма 17
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников
Версия шаблона |
|
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Соотношение унитарной
и федеративной форм |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение
1 Государственное устройство
как составляющее формы
1.1 Понятие государственного устройства
1.2 Особенности унитарных государств
и федерации как формы государственного
устройства
2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство
2.1. Соотношение унитарной и федеративной
форм государственного устройство
2.2. Особенности и современные проблемы российского федерализма 17
Заключение
Глоссарий
Список использованных
источников
Приложения
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств.
Темой курсовой работы была выбрана тема «Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства». Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.
Вопрос о форме
Актуальность темы курсовой работы заключается в
том, что форма государства является непосредственным
выразителем и носителем его сущности
и содержания. Каковы сущность и содержание
(функции) государства, такова, в конечном
счете, будет и его форма. Важную роль играет соотношение унитарной
и федеративной форм государственно-
Объект - общественные отношения, складывающиеся при соотношении унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Предметом исследования является соотношение унитарной и федеративной форма государственного устройства.
Цель исследования - Изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.
3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России
Методологической основой
исследования, для поставленной цели
и задач, является совокупность различных
общетеоретических методов
Для написания работы использовались Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12.1993[1],учебная литература, публикации в средствах массовой информации. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: А.Г. Борисов, И.В. Григорьева, А.В Мелехин, А.А. Иванов, и др. [4, 6,13,7 и др.].
Теоретическая значимость состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. Результаты исследования могут быть востребованы в образовательном процессе при проведении занятий по теории государства и права, истории государства и права, конституционному и административному праву.
1.1 Понятие государственного устройства
История существования
государства свидетельствует о том, что во все века разные государства
отличались друг от друга внутренним строением,
т.е. способом территориального деления
(административно-
Все выше перечисленные
явления в современной
В зависимости от размера
территории, географического положения
(наличие выхода к морю, гористой местности,
водных границ и т.д.), особенностей исторического
развития и плотности населения каждое
государство нуждается в территориальной
организации публичной власти, отвечающей
его задачам и интересам, которые обусловлены
необходимостью осуществления им внутренних
и внешних функций: экономической, политической,
социальной, военной, фискальной и т.д.
Кроме того, после определенных порогов
численности граждан и площади подвластных
земель появляется необходимость разделить
их на административно-
Существующие в мире державы имеют различные виды государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между отдельными регионами и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой [21,C.80].
Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.2
Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
За государственным
устройством все государства
разделяют на простые сложные. Прежде
всего, необходимо отметить, что сложные
государства представляют собой
союз государств или состоят из относительно
самостоятельных
Простое унитарное государство – это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений (например, Республика Беларусь, Польша, Болгария).
Сложные государства – это такие государства, которые объединились из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства.
В теории и практике государственного
строительства различают
Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в тоже время наиболее распространенной формой является унитарное государство. В отечественной и зарубежной юридической литературе ее изучению уделяется огромное внимание. Среди авторов нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты. Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование.
Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство [13,С.134].
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр. Так империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.4
Форма государственного устройства государства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Формы государственного устройства представлены в Приложении А.
Таким образом можно сделать вывод, что форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.
1.2 Особенности
унитарных государств и
Теория государства
выделяет несколько видов
Все административно-
Информация о работе Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства