Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.
3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России

Содержание работы

Введение 3
1 Государственное устройство как составляющее формы Государства
1.1 Понятие государственного устройства 5
1.2 Особенности унитарных государств и федерации как формы государственного устройства 8
2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство
2.1. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство 14
2.2. Особенности и современные проблемы российского федерализма 17
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП,КР.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что Унитарная система, как правило, не бывает достаточно гибкой в решении  вопросов, связанных с особенностями  культуры, языка, национальных традиций и пр. Все это свидетельствует  о том, что порой предпочтительно федеративное государственное устройство. Федеративная государственная система пытается сбалансировать потребность в общенациональном, координирующем правительстве и местном самоуправлении, охраняющем региональное, этническое, национальное самосознание и позволяющее осуществить максимально возможное самоуправление.

 

 

 

2.2 Особенности  и современные проблемы российского  федерализма

Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».8 Сфера деятельности и компетенции, как федеральных органов, так и субъектов федерации по управлению экономикой, бюджетом, социальной сферой и другими вопросами должна, прежде всего, соответствовать требованиям, установленным федеральной Конституцией [13,С.136].

Из федеративной формы  устройства вытекает такой правовой принцип, как федерализм.

Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы.

Основными принципами федерализма  являются:

  • добровольность и равноправие субъектов, образующих единое государство;
  • установление их единого конституционного статуса;
  • суверенитет федерального государства и суверенность субъектов федерации;
  • общность территории и гражданства;
  • единая армия, денежная, налоговая и таможенная системы;
  • единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории государства;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации [13,С.136].

Глубокое и всестороннее рассмотрение проблем федерализма  представил в своем фундаментальном  исследовании «Теория и практика федерализма» один из наиболее крупных специалистов в этой области - М.В. Столяров.9Он раскрывает как политологические, так и правовые и социально-экономические аспекты тематики, рассматривает развитие всех современных реформ применительно к федеративным отношениям в России.

Возможно, ключевая проблема современного Российского федеративного  государства состоит в неравноправии  субъектов. На эту проблему существует множество взглядов, и, возможно, в  какой-то степени правы те, которые  утверждают, что нельзя уравнивать все субъекты РФ, так как уж слишком много различий между ними в различных сферах - экономической, политической, социальной, национальной, религиозной и т. д. Однако, более справедливо полагают те, которые убеждены в необходимости равноправия субъектов РФ, в противном случае под угрозой окажется само существование Российской Федерации.

 Опыт развития современного  российского федерализма показывает, что если наделить какие-либо  субъекты дополнительными правами  и полномочиями (как это произошло в результате подписания Договоров РФ с республиками), то остальные начинают чувствовать себя «обиженными» и требовать предоставить им те же права и полномочия, чтобы равенство вновь было достигнуто (Договоры РФ с краями, областями).

Еще одна важнейшая, проблема нашего государства заключается в национально-территориальном принципе построения федерации.

История уже не раз  доказывала, что использование национального  принципа устройства федерации для  решения межэтнических противоречий крайне опасно для самого государства и рано или поздно приводит к распаду федерации. Пример СССР, Чехословакии, Югославии является прекрасным доказательством того, что современной России следует перейти исключительно на территориальный принцип построения федерации, как это принято во многих существующих федерациях, если она не хочет последовать судьбе вышеперечисленных распавшихся стран.

Переход на территориальный  принцип устройства РФ, несомненно, следует осуществлять поэтапно, иначе  вновь может возникнуть угроза национального сепаратизма. Еще один момент - огромное число субъектов Федерации. Это создает определенные трудности в отношениях Центра и регионов.

Два важнейших фактора  влияли на государственное устройство России — (1) применение насилия для  завоевания новых территорий и (2) необходимость считаться с культурой завоеванных народов и территориальными интересами русской нации. Одна тенденция тянула к деспотии, другая к компромиссу с населением для сохранения целостности государства. Когда преобладала самодержавность и власть становилась жесткой в ответ на это вспыхивали бунты и революции, а отсутствие интегрирующей составляющей, ослабление власти стимулировало центробежные силы. Учитывая всю непростую историю, территориальную и этническую структуру общества, можно утверждать, что базой российской государственности была и остается «народность», независимо от формы правления — монархия, тоталитарная система, республика. Поэтому в России, избравшей путь федеративного развития, как единственно приемлемый на этом историческом отрезке времени, эффективное государство будет именно народным. Причем, народность в данном случае несет двойной смысл — общенациональный в западном смысле этого слова и народность в этническом аспекте. Конституция РФ принималась от имени «многонационального народа». Это понятие не совсем совпадает с западной терминологией, но адекватно отражает суть российского пути развития. Поэтому формулу, которую приобретает российская государственность, можно назвать «народным федерализмом» [18,С.20]. 

Можно сделать вывод, что страна прошла сложный путь, что стало неотъемлемой частью общественной жизни. Истоки будущих государственных преобразований лежат не в политической элите или партийных пристрастиях, предлагающих абстрактные концепции, а в логике общественного развития как исторического организма, иначе говоря, источник права один — многонациональный народ, как записано в Конституции РФ. Важно подчеркнуть этническое многообразие российского федерализма. Еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию, — это поддержка национальных традиций и культур народов России. Это не только условие  укрепления федеративных основ, но и условие  согласия в нашем обществе, единства российской нации — как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны. Это важнейший фактор успешной трансформации России в демократическое государство.

 

Заключение

Темой курсовой работы была выбрана тема: «Соотношение унитарной  и федеративной форм государственного устройства». Цель исследования была достигнута в той мере, в которой  позволяла сделать это доступная правовая литература по данной проблеме.

Таким образом в первой главе были раскрыты понятия государственного устройства, понятия унитарного и  федеративного государства. Можно  сделать вывод, что государственное  устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава, исторических традиций государства, особенностей его политического режима.

В теории и практике государственного строительства различают следующие  формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Руководствуясь задачами исследования сформулированными в  начале работы, можно сделать следующие  выводы.

1. Форма государственного  устройства важная правовая категория,  которая характеризует форму государства вместе с такими категориями как форма правления и политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

2. В настоящее время  распространенными являются две  формы: унитарная и федеративная. Кроме этого выделяют такие  формы, как конфедерацию и ассоциативную  форму государственного устройства. Все эти формы имеют свои отличительные признаки и путь становления. Унитарное государство ( от лат.-единство) – это государство ,в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области ,округа, районы)  все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Во второй главе было рассмотрено соотношение унитарной  и федеративной форм государственного устройства. Было отмечено, что главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации.

Унитарная система, как  правило, не бывает достаточно гибкой в решении вопросов, связанных  с особенностями культуры, языка, национальных традиций и пр. Все  это свидетельствует о том, что порой предпочтительно федеративное государственное устройство. Федеративная государственная система пытается сбалансировать потребность в общенациональном, координирующем правительстве и местном самоуправлении, охраняющем региональное, этническое, национальное самосознание и позволяющее осуществить максимально возможное самоуправление.

3.  Значение Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

4. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических  образцов конституционная форма  федерации; в ее состав входят  субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Форма государственного устройства

национальное и администpативно-теppитоpиальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

2

Унитарное государство

это государство ,в составе  которого нет других государств либо государственных образований, а  на его территории созданы административно-территориальные единицы (области ,округа, районы).

3

Федерация

сложное государство,состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач

4

Конфедерация -

межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный  для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

5

Ассоциативная форма  государственного устройства

это нечто меньшее  чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они  ассоциируются

6

Принцип исключительной компетенции федерации,

т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать  решения, издавать нормативные акты.

7

Принцип совместной компетенции

т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации

8

Принцип совместной компетенции

т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как  федерации, так и субъектов федерации

9

Национально-государственные  федерации

в основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности

10

Административно-территориальные  федерации

в основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы.

11

Простое унитарное государство

это такое государство, составные  части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений

12

Сложные государства

это такие государства, которые объединились из отдельных  государственных образований, которые  имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства.


 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

1

Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12.1993. // СЗ РФ. – 2008. - №7 (С изм. и дополн. на 30.12.2008).

 

Научная и обзорная литература

2

Аврутин, Ю.Е. Государство  и право. Теория и практика: [Текст]:Учебное  пособие для студентов вузов/Ю.Е  Аврутин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 479 с. 

43

Акмалова, А.А., Капицын, В.М. Теория государства и права. Вопросы и ответы [Текст]: учебное пособие/А.А Акмалова,В.М Капицын. – М.: Юриспруденция, 2006.- 184 с.

44

Борисов, Г.А. Теория государства  и права [Текст]: Учебник /Г.А Борисов. – Белгород:БелГУ,2007.-292с

55

Бошно, С. В. Теория государства  и права. [Текст]: Учебное пособие/ С.В Бошно. - Эксмо,2007.-400с

66

Григорьева, И.В.Теория государства и права: [Текст]: Учебное пособие /И.В. Григорьева. – Тамбов :Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с

57

Иванов, А.А. , Иванов, В.П. Теория государства и права [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов /А.А Иванов,В.П Иванов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-303 с.

68

Зайков, Д.Е. , Пенько, Е.Ю. Теория государства и права [Текст]: Учебный минимум/Д.Е.Зайков, Е.Ю Пенько М.:Юриспруденция,2006.-32

79

Колотов, А.Ф., Курлаева ,Е.И., Симонов, В.Н., Скуратов, И.В., Ярыгина, Ю.В. Теория государства и права в  вопросах и ответах[Текст]:учебник/ А.Ф Колотов,Е.И Курлаева.-МГЮА: 2009г.- 270 с.

110

Лазарев, В.В., Кикоть, В.Я  Теория государства и права [Текст]: учебник 3-е издание/ В.В Лазарев, В.Я Кикоть.- М.: Инфра,2008.-624 с.

911

Малько,А.В Теория государства  и права в схемах, определениях и комментариях [Текст]:Учебное пособие./А.В  Малько.–М.:  Проспект,2009.-144 с

112

Малько, А.В., Кулапов, В.Л. Теория государства и права  [Текст]:учебник /А.В.Малько, В.Л Кулапов.-НОРМА:2009,-384 с.

113

Мелехин, А.В. Теория государства  и права[Текст]: Учебник с учебно- методическими материалами. Изд. 2-е, доп. и перераб/А.В Мелехин -. М.: Маркет, ДС,2009.- 545 с.

114

Морозова, Л.А. Теория государства  и права в вопросах и ответах[Текст]: учебное пособие /Л.А Морозова. - М.: Эксмо,2006. -288с

115

Перевалов, В.Д Теория государства и права [Текст]: Учебник/ В.Д Перевалов.-М.:Юрайт,2009

116

Пиголкин, А.С, Дмитриев, Ю.А Теория государства и права [Текст]: учебник,2-е издание,перераб.и доп.,ВУЗ А.С Пиголкин, Ю.А Дмитриев.-Юрайт-а:2009.-743 с.

117

Пьянов, Н.А. Актуальные проблемы теории государства и права [Текст]:Учеб. пособие./ Н.А Пьянов. — Иркутск: Иркут. ун-та, 2007. — 254 с.

118

Хакимов, Р.С К вопросу  о модели российского федерализма//Проблемы современной экономики,2009-№ 2(30)-С.18-20

119

Хропанюк, В.Н.  Теория государств и права.  [Текст]:Учебник. 3-е изд., доп. и испр/В.Н Хропанюк. – М.: «Интерстиль, ОМЕГА-Л,2008.-384с

120

Фаткуллин, Ф.Ф., Сафиуллин, Н.Х. (ред.) Теория государства  и права[Текст]: Учебное пособие./ Ф.Ф Фаткуллин, Н.Х Сафиуллин. – Изд. 2-е, доп. и перер. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. - 248 с.

221

Чепурнова, Н.М., Серёгин, А.В. Теория государства и права[Текст]: Учебное пособие./  Н.М Чепурнова, А.В. Серегин,– М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.

122

Якушев, А.В. Теория государства  и права [Текст]: конспект лекций  /А.В. Якушев. – М.: А-Приор, 2007. – 192 с.

Информация о работе Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства