Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
2. Рассмотреть особенности унитарных и федеративных форм государственного, рассмотреть их соотношение.
3. Проанализировать федеративную форму государственного устройства на примере России

Содержание работы

Введение 3
1 Государственное устройство как составляющее формы Государства
1.1 Понятие государственного устройства 5
1.2 Особенности унитарных государств и федерации как формы государственного устройства 8
2 Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство
2.1. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройство 14
2.2. Особенности и современные проблемы российского федерализма 17
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП,КР.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Особенности унитарного государства:

  • Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований
  • Имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру
  • Оно имеет единую систему законодательства
  • Для унитарного государства характерна единая система налогообложения
  • В таком государстве существует единое гражданство
  • Имеет единый центр представительства в международных отношениях.5

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.

В унитарном государстве  действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных  образований нормами материальною и процессуального права.

В унитарном государстве  используется одноканальная система  налогов. Как правило, налоги поступают  в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного  удовлетворения социальных и иных нужд. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

В зависимости от вида контроля различают  централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам.

Примером такого подхода является практика современного испанского государства. В результате состоявшегося 19 июня 2006 года в Испании референдума 79% принявших участие в голосовании высказались за расширение полномочий Каталонии как автономного образования.6

В унитарном государстве  может функционировать и местное  самоуправление, действовать муниципальные органы. Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия»(от греч. «autonomia»— самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве».

Особенности федерации как формы  государственного устройства

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).7

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждое федеративное государство характеризуется собственной  спецификой исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п [4,С.92].

Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя).

Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию

Субъект федерации, как отмечалось выше, обладает правом иметь собственную  судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры  и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации.

В федерации используется двухканальная  система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы.

Федерации строятся на основе распределения  функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья- совместной компетенцией союза и его членов [6,С.39]. Современные формы государственного устройства представлены в Приложении Б.

Можно сделать вывод, что  Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Итак, в главе 1 были раскрыты понятия  государственного устройства, понятия  унитарного и федеративного государства. Можно сделать вывод, что государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава, исторических традиций государства, особенностей его политического режима. Мировая практика государственного строительства выработала две основные формы государственного устройства – унитаризм и федерализм.

 

 

 

 

 

 

 

2 Соотношение унитарной и федеративной форм  государственного устройства

2.1 Соотношение  унитарной и федеративной форм  государственного устройства

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная, которые были рассмотрены в первой главе.

Наиболее многочисленными являются унитарные республики, но к числу  федеративных государств относятся такие значительные и в политическом, и в экономическом, и в территориальном отношениях государства, как США, Россия, Канада, Австралийский Союз, Федеративная Республика Германия, Югославия, Республика Индия и др.

В современном мире в унитарных  государствах происходят процессы децентрализации и появляются полуфедеративные, или квазифедеративные государства (пример - Испания и Италия). Если унитарные государства подчиняются непосредственно центральному правительству, то федеративные государства имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность.

Кроме того, унитарная  форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Главное различие между  обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, как отмечалось, не что иное, как «государство» (ср. нем. Staat, англ. state, фр. etat, исп. Estado). 

Для федеративной формы  характерно конституционно установленное  разграничение компетенции между  федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых  обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве  компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. 

Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран  подтверждается еще и тем, что  уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции или равнозначные им акты.

Бытует распространенное заблуждение, что унитарные государства  всегда мононациональные, а федеративные – всегда многонациональные. В действительности это не так. Например, Болгария – многонациональное унитарное государство, а ФРГ – мононациональное федеративное.

 В основе различия  между федеративными и унитарными  государствами лежат форма деления  территорий и система организации  органов государственной власти. Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить федерации, созданные по административно-территориальному (США, Мексика, ФРГ, Бразилия и т.д.) и по национальному принципам (СССР, ЧССР, СФРЮ и т.д.). Различие в них состоит в том, что в административных федерациях в основу деления территории положены объективные критерии: рельеф местности, климатические условия, размещение полезных ископаемых, плотность населения, сложившиеся хозяйственно-экономические связи, исторические традиции и т.д. А в национальных федерациях в основу территориального деления положен субъективный фактор – национальный состав населения. Поэтому национальные федерации оказались столь непрочными формами государственного устройства.

В литературе нередко  отмечается, что федерация бывшего  Советского Союза носила искусственный  характер, что фактически СССР был  унитарным государством. Некоторые  основания для таких утверждений  есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Федерализм имеет существенные преимущества перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам - важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со "сдержками и противовесами". Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями.

Информация о работе Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства