Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ системы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан. Задачи: рассмотреть теоретические основы государственного регулирования молодежной политики; раскрыть сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики;
рассмотреть основные направления, принципы, структуру государственной молодежной политики в современной России; провести анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан; дать оценку эффективности использования форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан; усовершенствовать методы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики……………………………………… 5
1.1. Молодежь как субъект государственной молодежной политики…... 5
1.2. Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики……………………………… 9
2. Анализ методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан……………16
2.1. Анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан……16
2.2. Оценка эффективности форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан…………26

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в РБ.docx

— 85.40 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

 
 

Введение

   3

1.

Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики………………………………………………….

 

   5

1.1.

Молодежь как субъект  государственной молодежной политики…...

   5

1.2.

Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики………………………………………………….

 

   9

2.

Анализ методов  государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан………………………………...

 

16

2.1.

Анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан………………………………….

 

16

2.2.

Оценка эффективности  форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан………………………………...

 

26

 

Заключение……………………………………………………………...

35

 

Список использованной литературы…………………………………

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства  и одновременно объектом и субъектом  всей его социально-экономической  политики. От того, как сегодня обучена  и воспитана молодежь, зависит  будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует  постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства  и старших поколений общества. Отношение государства и общества к молодежи проявляется в содержании и характере реализации активной государственной молодежной политики, направленной на создание в обществе всех необходимых условий для  успешной социализации различных категорий  молодежи, ее самоорганизации и активного  вовлечения в социальную жизнь и  деятельность.

Молодежная политика выступает  ключевым фактором решения стратегических задач в сфере обеспечения  преемственности поколений, раскрытия  и развития инновационного  и  созидательного потенциала молодежи, ее конкурентоспособности, что должно обеспечить  становление гражданского общества и укрепление национальной безопасности России, дальнейшего поступательного  развития страны и ее регионов.

В Республике Башкортостан, которая является одним из динамично  развивающихся самодостаточных  субъектов федерации, молодежи уделяется  самое пристальное внимание. В  республике в 1991 году принят один из первых в Российской Федерации Закон  о государственной молодежной политике.

Целью данного исследования является анализ системы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.

Задачи:

    • рассмотреть теоретические основы государственного регулирования молодежной политики;
    • раскрыть сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики;
    • рассмотреть основные направления, принципы, структуру государственной молодежной политики в современной России
    • провести анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан;
    • дать оценку эффективности использования форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан;
    • усовершенствовать методы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.

Объектом исследования в  данной работе выступает молодежная политика Республики Башкортостан, а  предметом – методы  государственного регулирования молодежной политики в РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики

    1. Молодежь как субъект государственной молодежной политики

Молодежь - это социально-демографическая  группа людей, характеризующаяся следующими особенностями:

  • находится на этапе становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых поколений;
  • обладает большим потенциалом социальной самореализации, самоорганизации, социальной активности;
  • большинство этой категории характеризуется социальной зависимостью и недостаточной экономической самостоятельностью;
  • этой категории присуща высокая мобильность изменения социального статуса;
  • большая часть молодежи нуждается в организованных формах социализации.1

Границы молодёжного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий  жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности  жизни людей, расширении границ молодёжного  возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые  получает право выбора в социальном плане: продолжить учёбу в школе, поступить в технический или  гуманитарный колледж, лицей или  поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает  профессиональной зрелости, завершается  формирование его семьи, он занимает определённое положение в обществе.

Молодёжь не является саморазвивающейся  системой, её жизнь обусловлена существующими  социально-экономическими и политическими  условиями. Молодой человек в  соответствии с этим несёт в себе прошлое, настоящее и будущее. Молодёжь выступает главным субъектом  образования семьи и демографических  процессов.

Участие молодежи в формировании и  реализации государственной молодежной политики является одним из главных принципов политики государства в данном направлении. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.2

Очевидно, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая  необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной  социальной защищенности и сложных  стартовых условий, ориентиры современной  молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации  и самореализации.

Вместе с тем, инновационный  потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов  призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности.

Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании  своей ответственности за сегодняшний  день общества и его будущее.

Молодежь — та часть  российского общества, с которой  в наибольшей степени связаны  перспективы дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Составляя  примерно четвертую часть населения  страны, молодежь должна играть большую  роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Реализация интересов  и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий власти на этом уровне. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и  мировые тенденции общественного  развития, так и стратегические ориентиры  развития субъектов Российской Федерации, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных  с осуществлением этой политики, в  трансформации социальной структуры  общества, поскольку здесь возникают  эффекты регулирования положения  молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне. 

Главным в молодежной политике становится повышение действенности  молодежи как социальной группы и  молодого человека как гражданина своей  страны в реализации собственных  и государственно-общественных интересов. 

Современная концепция молодежной политики призвана учитывать государственную  политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических  процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта и отдыха. В этих условиях проблему формирования молодежной политики, во-первых, целесообразно рассматривать в  неразрывном единстве с основными  закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития современного российского общества; во-вторых, диалектика взаимосвязи  развития общества и качественного  состояния молодежной политики обусловливает  необходимость выработки основных приоритетов в ее освоении. 

Современный этап осуществления  государственной молодежной политики характеризуется смещением акцентов в работе исполнительных органов государственной власти от центра к регионам, где решаются сегодня основные проблемы социализации молодежи, включения ее в активную экономическую и политическую деятельность. В этой связи следует отметить вопрос о специфике государственной молодежной политики на этапе, который характеризуется неустойчивостью экономической и политической жизни, состоянием структурной трансформации общественных отношений, аномией в духовной и идейно-нравственной сферах, неравномерностью развития регионов. Эти характеристики постепенно меняются, но с учетом инерционности в трансформации социальных институтов их воздействие на государственную молодежную политику в регионах остается решающей. 

Численность молодёжи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая  нагрузка на рабочее место в целях  обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей  и молодёжи менее здорово, чем  предыдущее, болезни «переселились» из старости в молодость; под угрозой  генофонд нации; самосознание молодёжи, её самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно  снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодёжи, молодёжь всё более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.3

Среди общественных проблем, которые  более всего тревожат молодых  людей сегодня, на первом месте стоит  рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства  доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие  к происходящему.

Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются  проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Делая вывод о молодежи, как о  субъекте государственной политики стоит отметить, что молодёжь, на данный момент, составляет почти 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты около 22 млн. молодых людей. Однако доля молодёжи, занятой в народном хозяйстве, постоянно снижается, особенно в промышленности, в строительстве и на транспорте. Следовательно, если не поддержать молодых людей в их становлении как профессионалов, страна может лишиться ценных кадров, которые к примеру могут предпочесть уехать за рубеж.

 

    1. Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики

Рассмотрим для чего же необходимо государственное регулирование  молодежной политики и в чем она  выражается.

Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского  общества.

Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции. 

Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы. Многопартийность, означающая, среди  прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения  в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность  партии — политического лидера утвердить  свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной. Это обстоятельство означает, что  в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной  независимости. Поэтому общая трактовка  государственной молодежной политики переходит из области эталонных  требований, адресованных молодежи, к  области ресурсного обеспечения  сфер, важных для социального развития молодежи, а вместе с тем и общества в целом. 

Информация о работе Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан