Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ системы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан. Задачи: рассмотреть теоретические основы государственного регулирования молодежной политики; раскрыть сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики;
рассмотреть основные направления, принципы, структуру государственной молодежной политики в современной России; провести анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан; дать оценку эффективности использования форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан; усовершенствовать методы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики……………………………………… 5
1.1. Молодежь как субъект государственной молодежной политики…... 5
1.2. Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики……………………………… 9
2. Анализ методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан……………16
2.1. Анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан……16
2.2. Оценка эффективности форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан…………26

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в РБ.docx

— 85.40 Кб (Скачать файл)

При проектировании региональной государственной молодежной политики преимущественно используются федеральные  модели и образцы, нередко без  достаточного учета того, что на региональном уровне иными являются состав и качество необходимых ресурсов. Причем некоторые ресурсы, а именно субъективные (ожидания молодежи от общества и общества от молодежи, готовность власти к осуществлению принятых решений) при таком проектировании в расчет не берутся вообще.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные  органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также  сами молодые граждане.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного  характера осуществляется путем  координации программ отраслевых министерств  и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

  • принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
  • принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
  • принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансирована мероприятий в области молодежной политики.

Основными направлениями осуществления  государственное молодежной политики являются:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда  и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка  молодой семьи; гарантированное  предоставление социальных услуг; поддержка  талантливой молодежи; формирование условий для физического и  духовного развития молодежи; поддержка  деятельности молодежных объединений  и содействие международным обменам.5

Цель молодежной политики заключается  в создании благоприятных экономических  и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни  молодежи популяции (не в ущерб жизнедеятельности  других групп и слоев общества). Данная цель определяет две взаимосвязанные  задачи: создание объективных условий  для цивилизованного социального  становления и развития подрастающего  поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных  условий для инновационной, самостоятельной  деятельности молодежи в различных  сферах общества и в интересах  самого общества; практической отработки  новых общественных отношений и  форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Задачи по реализации ГМП определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью. Задачи по реализации ГМП в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ.

Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских  общественных объединений, движений и  инициатив.

ГМП отражает стратегическую линию  государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России, на формирование у  молодых граждан патриотизма  и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Стратегические цели государственной  политики направлены на:

  • создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа;
  • укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
  • кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики;
  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства.

Нормативно-правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, определяют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, составной частью которых являются подпрограммы поддержки общественных объединений, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором.

В своем большинстве эти законы исходят из общих для России принципов  государственной молодежной политики, в них общие положения государственной  молодежной политики приобретают региональную специфику, преобразуются в систему  деятельности региональных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления. Они, как правило, устанавливают:

  • функции исполнительной власти в этой сфере и ответственность за их осуществление;
  • программный подход к экономическому и организационному обеспечению государственной молодежной политики;
  • меры по поддержке негосударственных организаций и структур, в первую очередь молодежных, в осуществлении мероприятий в области государственной молодежной политики;
  • меры по развитию кредитных отношений с молодежью и ее объединениями.

Исходя из сказанного в  теоретической части, можно сделать вывод о том, что государственная молодежная политика испытывает кризис, который серьезно осложняется проблемами институционального характера. Это выражено в:

  • нереалистичности некоторых задач в области государственной молодежной политики для современного российского общества;
  • недостаточной научной обоснованности государственной молодежной политики;
  • в отсутствии логической скоординированности с другими сферами государственной политики;
  • неразработанности нормативной правовой базы;
  • отсутствии соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
  • преобладании в реализации государственной молодежной политики мероприятий общего характера, например митингов, встреч, концертов;
  • недостаточном уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
  • отсутствии единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологий работы с молодежью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Анализ методов  государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан

2.1 Анализ деятельности  Министерства спорта, туризма и  молодежной политики Республики  Башкортостан

В данной части курсовой работы будет проведен анализ деятельности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, как основного государственного органа данного субъекта федерации по регулированию молодежной политики.

Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (сокращенное наименование – ММПС РБ) является республиканским органом  исполнительной власти, осуществляющим на территории Республики Башкортостан в пределах своей компетенции  межотраслевую координацию и  функциональное регулирование в  области молодежной политики, физической культуры и спорта, и входит в  единую систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Основными задачами Министерства являются:

  • разработка и реализация основных направлений молодежной политики, развития физической культуры и спорта;
  • обеспечение координации деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта;
  • методическое и организационное обеспечение деятельности отделов (комитетов, управлений) по делам молодежи и спорта администраций муниципальных районов и городских округов, республиканских, районных, городских молодежных организаций, объединений, физкультурно-спортивных организаций, коллективов физической культуры, федераций, союзов, ассоциаций по видам спорта и других молодежных и спортивных организаций;
  • участие в планировании и реализации мер по укреплению и развитию материальной базы учреждений молодежной политики, физической культуры и спорта.
  • ММПС РБ принимает участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных программ, направленных на развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Башкортостан;
  • в разработке и обеспечении реализации республиканских программ в области молодежной политики, развития физической культуры и спорта, в том числе по обеспечению потребностей сферы молодежной политики, физической культуры и спорта в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
  • осуществляет координацию научных исследований в области молодежной политики, развития физической культуры и спорта.6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан7

В Республике Башкортостан реализация молодежной политики основывается на прочном нормативно-правовом фундаменте. Центральный нормативный акт  – Закон Республики Башкортостан «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» - принят первым среди остальных субъектов  Российской Федерации в 1991 году.

Последовательно разрабатывались  Президентские программы «Молодежь  Башкортостана» на 1999-2002, 2004-2006 и 2007-2010 годы. В 2006 году была утверждена «Концепция развития гражданской, духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь  – стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы.

В 2007 году, объявленном Годом  молодежи в Приволжском федеральном  округе, было принято 25 долгосрочных нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию  работы с молодежью.  
В 2008 году активная нормотворческая работа также продолжалась. Одно из центральных и позитивных свершений в этой сфере, которое, безусловно, позволит оказать еще большему количеству молодежи государственную поддержку, - это внесение изменений в Закон «О молодежной политике в Республике Башкортостан» и увеличение возрастного ценза молодых семей, участвующих в жилищных программах, до 35 лет.

Важным событием является принятие целевой программы «Молодой специалист Республики Башкортостан»  на 2008-2010 годы, призванной создать условия  для повышения качества и уровня жизни молодого специалиста, успешной интеграции его в трудовую деятельность, и, как следствие, способствовать закреплению  и увеличению количества молодежи в  учреждениях бюджетной сферы  и предприятиях республики.  
Год поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан ознаменован принятием подпрограммы «Развитие детского и молодежного движения» на 2009-2010 годы Президентской программы «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы.8

Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан в 2010 году были разработаны и, в последствии, приняты следующие документы:

  • Указ Президента Республики Башкортостан от 17 ноября 2010 года № УП-658 «О продлении на 2011 год срока реализации мероприятий Президентской программы «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы и ее подпрограммы «Развитие детского и молодежного движения» на 2009-2010 годы»;
  • распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2010 года  № 201-р  «Об утверждении плана мероприятий, посвященных 90-летию образования молодежных общественных объединений Башкортостана»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 496 «О внесении изменений в Положение                                 о Межведомственной комиссии по молодежной политике при Правительстве Республики Башкортостан и ее состав»;
  • распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26 февраля 2010 года № 149-р «О проведении Дней молодежной науки в Республике Башкортостан»; 
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 ноября 2010 года № 418 «О присуждении государственных республиканских молодежных премий в области науки и техники за 2009 год»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 апреля 2010 года № 118 «О внесении изменений в состав комиссий по государственным республиканским молодежным премиям им. Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2010 года № 228 «О присуждении государственных республиканских молодежных премий им. Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры за 2009 год».

Информация о работе Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан