Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ системы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан. Задачи: рассмотреть теоретические основы государственного регулирования молодежной политики; раскрыть сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики;
рассмотреть основные направления, принципы, структуру государственной молодежной политики в современной России; провести анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан; дать оценку эффективности использования форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан; усовершенствовать методы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики……………………………………… 5
1.1. Молодежь как субъект государственной молодежной политики…... 5
1.2. Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики……………………………… 9
2. Анализ методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан……………16
2.1. Анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан……16
2.2. Оценка эффективности форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан…………26
Основными направлениями государственной молодежной политики в республике являются:
Государственная поддержка
молодых семей осуществляется в
рамках подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010
годы и Республиканской программы
государственной поддержки
За время реализации республиканской
программы государственной
Несмотря на проводимые мероприятия, жилищная проблема остается достаточно острой. Если на 1 января 2007 году на учете состояло 11729 молодых семей, на 1 января 2008 года 13647, на 1 февраля 2009 года 19651 семья, то на 1 февраля 2010 года 23259 семей изъявили желание получить государственную поддержку.10
В 1995 году Указом Президента
Республики Башкортостан было создано
Государственное учреждение «Республиканский
центр социально-
На сегодняшний день помимо
ГУ РЦСППСДМ с десятью филиалами
в городах и районах
Важно отметить, что при реализации указанных направлений используется программно-целевой подход.
На базе учреждений социально-психологической помощи действуют 9 клубов молодой семьи и 12 кабинетов планирования семьи. В 28 учреждениях молодежной политики действуют службы экстренной психологической помощи по телефону, в том числе с 2008 года на базе Республиканского центра - бесплатный круглосуточный многоканальный «телефон доверия».
В 2000 году в Башкортостане было создано Государственное учреждение «Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи». Сегодня центр имеет 6 филиалов, расположенных в городских округах городах Ишимбай, Мелеуз, Нефтекамск, Сибай, Стерлитамак, а также селе Шаран.
Центром и филиалами ведется работа по обеспечению занятости, осуществляется подбор для молодежи как постоянной, так и сезонной и временной работы. С этой целью осуществляется систематическое взаимодействие центра и его филиалов с организациями и предприятиями Республики Башкортостан. 12
Кроме того, специалистами центра проводятся научно-практические семинары, лекции и консультации среди выпускников школ и профессиональных учебных заведений по общим вопросам, касающимся трудоустройства.
Зарекомендовавшей и эффективной
формой экстренного подбора вакансий
для молодежи, временного и постоянного
трудоустройства стало
Проведение данных акций позволяет снизить число безработной молодежи в республике, создать условия для реализации трудовых инициатив молодежи, информировать молодежь о деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению занятости, а также эффективно способствовать снижению уровня преступности в молодежной среде.
С целью выявления и
поддержки оптимальных и
Еще одним механизмом эффективного решения проблемы трудоустройства молодого поколения является организация деятельности студенческих трудовых отрядов. Эта форма занятости молодежи была чрезвычайно популярна в Советскую эпоху, поскольку как обеспечивала молодежь работой, так и давала реальную возможность хорошего заработка.
Однако, не смотря на все успехи республиканских органов власти, остается большое количество неустроенной молодежи. Во многом это обусловлено и плохой информированностью населения в возрасте от 14 до 30 лет о предоставляемых услугах.
Рисунок 2.2 – Динамика трудоустроенной молодежи службами занятости Республики Башкортостан14
В 2009 г. при содействии органов службы занятости было трудоустроено 25 тыс. человек из числа молодежи 15-29 лет, что на 29% больше, чем в предыдущем. Тем не менее, доля молодежи среди безработных остается достаточно высокой – 35%. Каждый четвертый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Проблема занятости молодежи усугубляется несоответствием спроса и предложения на рынке труда.
Также, одним из основных направлений
государственной молодежной политики
в Республике Башкортостан является информационное
освещение ее реализации и обеспечение
информационных потребностей молодежи.
В этих целях 27 сентября 2000 года
в рамках Президентской Программы «Молодежь
Башкортостана» и на основании распоряжения
Кабинета Министров Республики Башкортостан
было создано Государственное учреждение
«Республиканский молодежный информационный
центр» (ГУ «РМИЦ») с сетью филиалов.
Филиалы ГУ «РМИЦ» расположены в 6 муниципальных образованиях Республики Башкортостан (г.Агидель, г.Туймазы, г.Кумертау, г.Учалы, с.Месягутово Дуванского района, г.Стерлитамак), за каждым из структурных подразделений ГУ «РМИЦ» закреплены свои «зоны влияния».
Основными задачами и направлениями деятельности ГУ РМИЦ и перечисленных филиалов является информационное обеспечение деятельности государственной молодежной политики Республики Башкортостан, отделов и комитетов по делам молодежи муниципальных образований РБ, а также деятельности республиканских молодежных и детских общественных организаций и региональных отделений всероссийских молодежных общественных организаций, оказание информационных, методических, юридических, консультационных услуг молодежи.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в республике проводиться большое количество мероприятий в рамках молодежной политики, ММПС РБ реализует большое количество проектов, конкурсов, организует бизнес-тренинги, разрабатывает и принимает законы в области молодежной политики.
Однако, не смотря на все это, опрос молодежи в Башкортостане, показал, что 26,5% респондентов ощущают, либо знают о поддержке со стороны различных государственных органов.
Вместе с тем, 39,2% считают эту поддержку слабой и недостаточной, а 69,0% одну из причин преступности в молодежной среде видят в отстранении государства от проблем молодежи. Поэтому более 75% молодых людей полагают, что государственная молодежная политика должна быть гарантирована государством.
2.2 Оценка эффективности форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан
На данный момент основными документами, направленными на развитие форм и методов реализации молодежной политики в республике являются: Стратегия развития гражданской, духовно-нравстевнной культуры и социальной самоорганизации молодежи Республики Башкортостан (2006 – 20105 гг), Республиканская программа «Развитие детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан» на 2010-2014 годы, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2007 - 2010 годы», Республиканская целевая программа «Молодой специалист Республики Башкортостан» на 2008 - 2010 годы».
Но так как молодежная политика охватывает большое количество сфер жизни, полный ее анализ является затруднительным и трудоемки. Для анализа выделим молодежную политику в сфере работы с молодежными организациями.
Для начала представим распределение населения республики по интересующим возрастным группам – от 14 до 30 лет (табл.2.1).
Таблица 2.1 – Население РБ по возрастным группам (на начало года, человек) 15
Возраст (лет) |
2009 |
2010 |
от 6 до 15 |
439148 |
436570 |
16-19 |
254645 |
228882 |
20-24 |
391212 |
391815 |
25-29 |
305520 |
320636 |
Всего |
951 377 |
941 333 |
Из данных таблицы видно, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло небольшое снижение количества молодых людей в возрасте до 30 лет. Это связанно с общим снижением количества населения в регионе. Наибольшее количество молодых людей приходиться на самый социально и экономически активный возраст – 20-29 лет.
Рассмотрим информационно-
Таблица 2.2 – Информационно-статистические данные о развитии детских и молодежных организаций в РБ за 2010 год
Наименование показателя |
ед.измерения |
данные |
Количество детских и молодежных общественных организаций (зарегистрированных) |
единиц |
70 |
Охват подростков и молодежи деятельностью учреждений сферы молодежной политики |
человек |
44 000 |
Доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в общем числе молодежи |
% |
5 |
Количество молодежи, состоящий и участвующий в деятельности в детских и молодежных общественных объединений |
человек |
233 000 |
Как видно из таблицы 2.2, в республике осуществляют свою деятельность 70 молодежных и детских организации (в 2005 году до принятия Стратегии их количество составляло 43), объединяющие в своих рядах свыше 233 тысяч молодых людей, в том числе и детей.
Численность и структура
перечисленных организаций
Деятельностью детских и молодежных общественных объединений охвачено 20% от числа молодежи в возрасте 14-30 лет.
В 59 муниципальных образованиях действуют 3 и более филиалов республиканских детских и молодежных общественных филиалов.
В 22 муниципальных образованиях
наблюдается уменьшение охвата деятельностью
детских и молодежных общественных
объединений. Несмотря на то, что развитие
детского и молодежного движение является
неотъемлемым условием для формирования
духовно - нравственной культуры и гражданской
активности детей, подростков и молодежи