Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ системы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан. Задачи: рассмотреть теоретические основы государственного регулирования молодежной политики; раскрыть сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики;
рассмотреть основные направления, принципы, структуру государственной молодежной политики в современной России; провести анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан; дать оценку эффективности использования форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан; усовершенствовать методы государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования молодежной политики……………………………………… 5
1.1. Молодежь как субъект государственной молодежной политики…... 5
1.2. Сущность, цели и задачи государственного регулирования молодежной политики……………………………… 9
2. Анализ методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан……………16
2.1. Анализ деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Башкортостан……16
2.2. Оценка эффективности форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан…………26

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в РБ.docx

— 85.40 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  государственной молодежной политики в республике являются:

  • государственная поддержка молодых семей;
  • содействие трудовой занятости молодежи;
  • содействие молодежному предпринимательству;
  • поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
  • социально-психологическая помощь семье, детям и молодежи;
  • гражданско-патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи;
  • поддержка талантливой и одаренной молодежи;
  • поддержка учащейся, трудящейся и сельской молодежи;
  • профилактика асоциальных явлений в подростково-молодежной среде;
  • информационное обеспечение молодежной политики.9

Государственная поддержка  молодых семей осуществляется в  рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и Республиканской программы  государственной поддержки молодых  семей, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, на 2003-2010 годы. 

За время реализации республиканской  программы государственной поддержки  молодых семей, нуждающихся в  улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, поддержку получили более 11 тысяч  молодых семей (11069). 2171 молодых семей  получили льготные кредиты, 1602 - квартиры на льготных условиях, 3343 – социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, 3953 – субсидии при рождении ребенка (распоряжением Правительства  дополнительно на данный вид поддержки выделено 150 млн.рублей, что позволит предоставить субсидии 600 молодым семьям, у которых родились дети в 2008-2010 годах). 

Несмотря на проводимые мероприятия, жилищная проблема остается достаточно острой. Если на 1 января 2007 году на учете  состояло 11729 молодых семей, на 1 января 2008 года 13647, на 1 февраля 2009 года 19651 семья, то на 1 февраля 2010 года 23259 семей изъявили желание получить государственную поддержку.10  

В 1995 году Указом Президента Республики Башкортостан было создано  Государственное учреждение «Республиканский центр социально-психологической  помощи семье детям и молодежи». Благодаря этому в республике была создана комплексная система  оказания психологической помощи населению. 

На сегодняшний день помимо ГУ РЦСППСДМ с десятью филиалами  в городах и районах Башкортостана (города Агидель и Салават, районы Аскинский, Баймакский, Белебеевский, Белорецкий, Благовещенский, Дюртюлинский, Мелеузовский, Кигинский) функционируют 40 отделов и учреждений по оказанию социально-психологической помощи семье, детям и молодежи. Определены следующие приоритетные направления деятельности учреждений социально-психологической помощи: 

  • реализация системы комплексных мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи; 
  • разработка системы сопровождения трудных подростков; 
  • активизация социально-психологической работы, направленной на сохранение психического здоровья детей и репродуктивного здоровья подрастающего поколения, подготовку молодежи к семейной жизни и осознанному родительству; 
  • формирование условий для воспитания нравственной и гражданской позиции у несовершеннолетней молодежи; 
  • военно-патриотическое воспитание, психологическая подготовка к службе в армии; 
  • пропаганда здорового образа жизни, в том числе и развитие волонтерского движения; 
  • содействие в трудоустройстве и профориентации молодежи;  
    оказание научно-методической и практической помощи службам других ведомств, занимающимся вопросами социально-психологической помощи населению республики. 11

Важно отметить, что при  реализации указанных направлений  используется программно-целевой подход.

На базе учреждений социально-психологической  помощи действуют 9 клубов молодой семьи  и 12 кабинетов планирования семьи. В 28 учреждениях молодежной политики действуют службы экстренной психологической  помощи по телефону, в том числе  с 2008 года на базе Республиканского центра - бесплатный круглосуточный многоканальный «телефон доверия». 

В 2000 году в Башкортостане было создано Государственное учреждение «Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи». Сегодня центр имеет 6 филиалов, расположенных в городских округах городах Ишимбай, Мелеуз, Нефтекамск, Сибай, Стерлитамак, а также селе Шаран. 

Центром и филиалами ведется  работа по обеспечению занятости, осуществляется подбор для молодежи как постоянной, так и сезонной и временной  работы. С этой целью осуществляется систематическое взаимодействие центра и его филиалов с организациями  и предприятиями Республики Башкортостан. 12

Кроме того, специалистами  центра проводятся научно-практические семинары, лекции и консультации среди  выпускников школ и профессиональных учебных заведений по общим вопросам, касающимся трудоустройства. 

Зарекомендовавшей и эффективной  формой экстренного подбора вакансий для молодежи, временного и постоянного  трудоустройства стало проведение специализированных ярмарок вакансий, республиканских акций «Работу  молодым!», «Кадровый перекресток». 

Проведение данных акций  позволяет снизить число безработной молодежи в республике, создать условия для реализации трудовых инициатив молодежи, информировать молодежь о деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению занятости, а также эффективно способствовать снижению уровня преступности в молодежной среде. 

С целью выявления и  поддержки оптимальных и эффективных  проектов по обеспечению трудовой занятости  молодежи уже несколько лет подряд проводится Конкурс проектов и программ, направленных на трудовую занятость  молодежи Республики Башкортостан. Ежегодно возрастает количество поданных проектов в сфере организации трудовой занятости молодежи. 13

Еще одним механизмом эффективного решения проблемы трудоустройства  молодого поколения является организация  деятельности студенческих трудовых отрядов. Эта форма занятости молодежи была чрезвычайно популярна в  Советскую эпоху, поскольку как  обеспечивала молодежь работой, так  и давала реальную возможность хорошего заработка. 

Однако, не смотря на все  успехи республиканских органов власти, остается большое количество неустроенной молодежи. Во многом это обусловлено и плохой информированностью населения в возрасте от 14 до 30 лет о предоставляемых услугах.

Рисунок 2.2 – Динамика трудоустроенной  молодежи службами занятости Республики Башкортостан14

В 2009 г. при содействии органов  службы занятости было трудоустроено 25 тыс. человек из числа молодежи 15-29 лет, что на 29% больше, чем в  предыдущем. Тем не менее, доля молодежи среди безработных остается достаточно высокой – 35%. Каждый четвертый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Проблема занятости молодежи усугубляется несоответствием спроса и предложения на рынке труда.

Также, одним из основных направлений государственной молодежной политики в Республике Башкортостан является информационное освещение ее реализации и обеспечение информационных потребностей молодежи.  
В этих целях 27 сентября 2000 года в рамках Президентской Программы «Молодежь Башкортостана» и на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан было создано Государственное учреждение «Республиканский молодежный информационный центр» (ГУ «РМИЦ») с сетью филиалов. 

Филиалы ГУ «РМИЦ» расположены  в 6 муниципальных образованиях Республики Башкортостан (г.Агидель, г.Туймазы, г.Кумертау, г.Учалы, с.Месягутово Дуванского района, г.Стерлитамак), за каждым из структурных подразделений ГУ «РМИЦ» закреплены свои «зоны влияния». 

Основными задачами и направлениями  деятельности ГУ РМИЦ и перечисленных  филиалов является информационное обеспечение  деятельности государственной молодежной политики Республики Башкортостан, отделов  и комитетов по делам молодежи муниципальных образований РБ, а  также деятельности республиканских  молодежных и детских общественных организаций и региональных отделений  всероссийских молодежных общественных организаций, оказание информационных, методических, юридических, консультационных услуг молодежи.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в республике проводиться  большое количество мероприятий  в рамках молодежной политики, ММПС РБ реализует большое количество проектов, конкурсов, организует бизнес-тренинги, разрабатывает и принимает законы в области молодежной политики.

Однако, не смотря на все  это, опрос молодежи в Башкортостане, показал, что 26,5% респондентов ощущают, либо знают о поддержке со стороны различных государственных органов.

Вместе с тем, 39,2% считают  эту поддержку слабой и недостаточной, а 69,0% одну из причин преступности в  молодежной среде видят в отстранении  государства от проблем молодежи. Поэтому более 75% молодых людей  полагают, что государственная молодежная политика должна быть гарантирована  государством.

 

2.2 Оценка эффективности  форм и методов реализации молодежной политики в Республике Башкортостан

На данный момент основными документами,  направленными на развитие  форм и методов реализации молодежной политики в республике являются: Стратегия развития гражданской, духовно-нравстевнной культуры и социальной самоорганизации молодежи Республики Башкортостан  (2006 – 20105 гг), Республиканская программа «Развитие детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан» на 2010-2014 годы, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2007 - 2010 годы», Республиканская целевая программа «Молодой специалист Республики Башкортостан» на 2008 - 2010 годы».

Но так как молодежная политика охватывает большое количество сфер жизни, полный ее анализ является затруднительным и трудоемки. Для  анализа выделим молодежную политику в сфере работы с молодежными  организациями.

Для начала представим распределение  населения республики по интересующим возрастным группам – от 14 до 30 лет (табл.2.1).

 Таблица 2.1 – Население РБ по возрастным группам (на начало года, человек) 15

Возраст (лет)

2009

2010

от 6 до 15

439148

436570

16-19

254645

228882

20-24

391212

391815

25-29

305520

320636

Всего

951 377

941 333


 

Из данных таблицы видно, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом  произошло небольшое снижение количества молодых людей в возрасте до 30 лет. Это связанно с общим снижением количества населения в регионе. Наибольшее количество молодых людей приходиться на самый социально и экономически активный возраст – 20-29 лет.

Рассмотрим информационно-статистические данные о развитии детских и молодежных организаций в РБ за 2010 год.

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Информационно-статистические данные о развитии детских и молодежных организаций в РБ за 2010 год

Наименование показателя

ед.измерения

данные

Количество детских и  молодежных общественных организаций (зарегистрированных)

единиц

70

Охват подростков и молодежи деятельностью учреждений сферы  молодежной политики

человек

44 000

Доля молодых людей, принимающих  участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в общем числе молодежи

%

5

Количество молодежи, состоящий  и участвующий в деятельности в детских и молодежных общественных объединений

человек

233 000


Как видно из таблицы 2.2, в республике осуществляют свою деятельность 70 молодежных и детских организации (в 2005 году до принятия Стратегии их количество составляло 43), объединяющие в своих рядах свыше 233 тысяч молодых людей, в том числе и детей.

Численность и структура  перечисленных организаций различна. Так, например, Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана» имеет 64 филиала и объединяет в своих рядах более 220 тысяч человек, Союз башкирской молодежи РБ в своих 10 филиалах объединяет более 12 тысяч членов, а Ассоциация объединенных скаутов Республики Башкортостан и ее 11 структурных подразделений включают в себя около одной тысячи человек.

Деятельностью детских и  молодежных общественных объединений  охвачено 20% от числа молодежи в возрасте 14-30 лет.

В 59 муниципальных образованиях действуют 3 и более филиалов республиканских  детских и молодежных общественных филиалов.

В 22 муниципальных образованиях наблюдается уменьшение охвата деятельностью  детских и молодежных общественных объединений. Несмотря на то, что развитие детского и молодежного движение является неотъемлемым условием для формирования духовно - нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи                            в 11 муниципальных образованиях не проводятся семинары для руководителей объединений, в 27 муниципальных образованиях не ведется работа по обучению актива общественных объединений, в 41 муниципальном образовании не проводилась профильная смена для лидеров общественных объединений, в 39 не проводился форум общественных объединений, входящих в Республиканское движение молодежи, в 33 не проводился местный конкурс лидеров и руководителей общественных объединений.

Информация о работе Совершенствование методов государственного регулирования молодежной политики в Республике Башкортостан