Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа
Монархия – В переводе с греческого означает единовластие. Она
является одной самых древних форм правления, при которой верховная
государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что
феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в
результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть
вполне земных процедур.
Введение ………………………………………………………………………. стр.2
Глава 1. Понятие монархии …………………………………………………… стр.3
1.1.Понятие и сущность монархии………………………………………… стр. 5
1.2. Достоинства и недостатки монархии…………………………………. стр.6
Глава 2. Исторические разновидности монархии …………………………… стр.7
2.1. Сакральная монархия…………………………………………………... стр.8
2.2. Деспотическая монархия………………………………………………. стр.9
2.3. Сословно-представительная монархия ………………………………. стр. 9
2.4. Современная абсолютная монархия………………………………….. стр.11
Глава 3. Современная конституционная монархия …………………………. стр.13
Глава 4. Особенности монархии в некоторых странах
(Япония, Великобритания, Испания) ………………………………………... стр.17
Заключение ……………………………………………………………………. стр.23
Список литературы………………………………
воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла
“запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.
Еще одним широко распространенным недостатком монархии является
фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине
XVIII века фаворитизм стал
почти государственным
Оба эти недостатка можно устранить составными политическими
системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в
сочетании с другими формами
– аристократией или
Глава 2. Исторические разновидности монархий.
Монархия как форма правления весьма неоднородна, и показала на
протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым
ей и удается существовать в современных высокоразвитых демократических
государствах. Рассмотрим разновидности монархий.
Патриархальная монархия (традиционная).
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из
развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец
своих подданных).
Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний
обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву
во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода
изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет,
что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской
цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические
обряды).
Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании
людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва,
принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском
богословии.
2.1. Сакральная монархия.
Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции
монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из
библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи
был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными
обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта,
где основной функцией фараона была жреческая.
Многовековая история сакральных монархий привела к относительной
сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности
особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов
королевская кровь считалась настолько священной, что даже
незаконнорожденные
также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства – обожествление
власти монарха.
2.2. Деспотическая монархия.
По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель".
Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если
сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В
деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в
сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных.
Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.
Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь,
армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или
монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая
форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где
государственный переворот был совершен военными.
2.3. Сословно-представительная монархия.
Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления
форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация,
в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм,
в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в
виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь.
Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством
представляет одну из известных феодализму форм государства,
сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция
государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные
структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не
только классовых, но и сословных различий.
Такая форма
монархии в истории
представительная монархия действует в сословных обществах, представляет
собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые
социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно
депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии
появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия
просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место
национальному представительству.
Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие,
только не в высшее, а во второе - в воинское.
В западной
традиции сословных обществ
даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее
монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.
Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья
являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии -
бояр.
Надо отметить,
что сословным обществам
потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать
надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных
конфликтов.
В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию
сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-
представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристокра[2]тической
Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).
Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем
самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за
объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко
встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли
боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и
горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие
тенденции. Становление сословно-
пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только
способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных
странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным
правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации
представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных
учреждений представляют не все население страны или ее отдельные
территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых
эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное
представительство было исторически первой системой представительства (в
Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в
ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ
в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В
настоящее время рудиментом сословного представительства является, например,
Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и
личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и
дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за
единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент -
Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в
отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III - Большое Гнездо
(1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного
впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной
Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с
середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-
представительная монархия - это уже составная политическая система.
2.4. Современная абсолютная монархия.
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической
формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим
сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках
монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “самовластный монарх,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).[3]
Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными
историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и
этатизмом.
Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо
монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с
бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером
Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического
абсолютизма.
Абсолютная
монархия связана с
Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации
западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный
абсолютизм", который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит
абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из
приближенных «просветителей».
В эпоху
Просвещения существовал
принцип общественного
варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах
дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются
государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип
был реализован в абсолютизме.
В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн,
Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние
десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока
не изменили абсолютного характера монархий.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная
теократическая монархия
- особая форма организации
при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой
монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Ватикан
- город-государство,
Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на
правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя
резиденция Пап).
Ватикан - абсолютная теократическая монархия.
Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа
Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему
принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра
исполняет государственный секретарь. Административное управление
территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший
консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви
(последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и
епископский собор.
Практическое руководство религиозной, политической и экономической