Современная конституционная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Монархия – В переводе с греческого означает единовластие. Она

является одной самых древних форм правления, при которой верховная

государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что

феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в

результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть

вполне земных процедур.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. стр.2

Глава 1. Понятие монархии …………………………………………………… стр.3

1.1.Понятие и сущность монархии………………………………………… стр. 5
1.2. Достоинства и недостатки монархии…………………………………. стр.6
Глава 2. Исторические разновидности монархии …………………………… стр.7

2.1. Сакральная монархия…………………………………………………... стр.8
2.2. Деспотическая монархия………………………………………………. стр.9
2.3. Сословно-представительная монархия ………………………………. стр. 9
2.4. Современная абсолютная монархия………………………………….. стр.11
Глава 3. Современная конституционная монархия …………………………. стр.13

Глава 4. Особенности монархии в некоторых странах

(Япония, Великобритания, Испания) ………………………………………... стр.17

Заключение ……………………………………………………………………. стр.23

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Монархия2.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

 

воспоминанием  о  екатерининской   эпохе,   тогда   как   правление   Павла

 

“запечатлелось ощущением  тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.

 

      Еще  одним   широко  распространенным  недостатком   монархии  является

 

фаворитизм, склонность к  выдвижению любимцев. На Руси  во  второй  половине

 

XVIII века фаворитизм стал  почти государственным учреждением.

 

      Оба  эти   недостатка   можно   устранить   составными   политическими

 

системами, в которых монархия  -  не  единственная  форма,  а  действует  в

 

сочетании с другими формами  – аристократией или демократией.

 

 

 

 

Глава 2. Исторические разновидности  монархий.

 

      Монархия  как  форма  правления   весьма  неоднородна,  и  показала  на

 

протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря  которым

 

ей и удается  существовать  в  современных  высокоразвитых  демократических

 

государствах. Рассмотрим разновидности  монархий.

 

      Патриархальная  монархия (традиционная).

 

      Она  характерна  для  традиционных  обществ   и  прямо  происходит  из

 

развития семейного принципа (традиционный монарх  воспринимается  как  отец

 

своих подданных).

 

      Патриархальная  монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний

 

обычай – принесение царской  жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву

 

во имя спасения  своего  народа.  Мифологическое  наследие  подобного  рода

 

изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология".  Он  пишет,

 

что память о жертвоприношении царя  достигла  времен  греческой  и  римской

 

цивилизаций, но уже в  замещенной  форме  (т.е.  сохранились  символические

 

обряды).

 

      Серьезность  царской жертвы, память о которой  сохранялась  в  сознании

 

людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва,

 

принесенная Иисусом Христом -  так  она  и  воспринимается  в  христианском

 

богословии.

2.1. Сакральная монархия.

 

      Сакральная  монархия  -  это  монархия,  где  первенствующие  функции

 

монарха жреческие. Она  нередко  связана  с  патриархальной  монархией.  Из

 

библейского и римского материала  явствует, что глава  патриархальной  семьи

 

был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто  связаны  с  традиционными

 

обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем  царстве  Египта,

 

где основной функцией фараона  была жреческая.

 

      Многовековая  история  сакральных  монархий  привела  к  относительной

 

сакрализации любой  монархической  власти:  сложению  принципа  священности

 

особы  царя  и  даже  королевской  крови.  В  Средневековье   у   французов

 

королевская    кровь    считалась    настолько    священной,    что    даже

 

незаконнорожденные королевские  потомки признавались принцами  крови.  Можно

 

также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства –  обожествление

 

власти монарха.

 

2.2. Деспотическая монархия.

 

      По-гречески,  слово  "деспот"   означает   "владыка",   "повелитель".

 

Деспотическая монархия складывается в  милитаризированных  обществах.  Если

 

сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический  -  генерал.  В

 

деспотических монархиях  мы видим реально  сильную  монархическую  власть  в

 

сочетании с ограждением  чувства собственного достоинства  и прав  подданных.

 

Как уже говорилось, подданные  в таких монархиях - народ-войско.

 

      Классическими   деспотическими  монархами   были   ассирийский   царь,

 

армянский царь Древности  и Раннего Средневековья, а также  хан тюркской  или

 

монгольской орды (выборный деспотический  правитель).   Впоследствии  такая

 

форма монархии выродилась в  военную диктатуру,  свойственную  странам,  где

 

государственный переворот  был совершен военными.

2.3. Сословно-представительная  монархия.

 

      Изучение  феодального общества  невозможно  без  глубокого  осмысления

 

форм его государственного развития. Любая социально-экономическая  формация,

 

в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм,

 

в котором производственные отношения взаимодействуют со своей  надстройкой в

 

виде государства, права  и идеологии обретая с их  помощью  плоть  и  кровь.

 

Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством

 

      представляет  одну  из   известных   феодализму   форм   государства,

 

сложившуюся в условиях политической  централизации.  Политическая  эволюция

 

государства  на  этом  этапе  обнаруживает  такие  своеобразные  социальные

 

структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения  не

 

только классовых, но и  сословных различий.

 

      Такая форма  монархии в  истории  встречается   чаще  всего.  Сословно-

 

представительная монархия действует  в  сословных  обществах,  представляет

 

собой  принцип организации  представительной власти, где действуют  закрытые

 

социальные  группы  -  сословия,  от  которых  избираются   непосредственно

 

депутаты.  В  Западной  Европе  первые  сословно-представительные  монархии

 

появились еще в ХII  веке.  Во  многих  государствах  Европы  эта  монархия

 

просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно  уступила  место

 

национальному представительству.

 

      Для восточно-арийских  обществ характерно включение  царя  в  сословие,

 

только не в высшее, а  во второе - в воинское.

 

      В западной  традиции сословных обществ монарх  был  надсословен.  Можно

 

даже предполагать, что  в  ахейских  обществах  аристократия  была  сильнее

 

монархии, и все же царский  род выделялся и обособлялся.

 

      Точно так   же  в  традиции  Руси  до  монгольского  нашествия  князья

 

являлись своеобразно  обособленным сословием, отстраненным от аристократии -

 

бояр.

 

      Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна,

 

потому  что  монархический  принцип  позволяет  главу  государства  сделать

 

надсословным, а следовательно, сделать его  судьей  в  случае  межсословных

 

конфликтов.

 

      В лучшие  периоды отечественной истории  мы  можем  наблюдать  монархию

 

сословную. С созданием  единой России, был осуществлен переход  к  сословно-

 

представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил  с  аристокра[2]тической

 

Боярской думой и сословным  представительством - Земским собором).

 

Распространенно мнение историков, что  сословное  представительство  и  тем

 

самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы  за

 

объединение   государств   против   феодальной   раздробленности.   Нередко

 

встречаются упоминания (это  характерно для  Западной  Европы),  что  короли

 

боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого  дворянства  и

 

горожан  (бюргеров).   В  истории  России  тоже  можно   проследить   такие

 

тенденции. Становление сословно-представительской  монархии в нашей  истории

 

пришлось как раз на становление Руси, как единого  государства,  что  только

 

способствовало укреплению.  Она  уже  не  существует,  однако  в  отдельных

 

странах сохранились ее реликты  (пережитки),  закрепленные  государственным

 

правом. Сословное представительство  представляет собой  принцип организации

 

представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных

 

учреждений  представляют  не  все  население  страны   или   ее   отдельные

 

территориальной части, а  закрытые социальные группы - сословия, от  которых

 

эти  депутаты  непосредственно  избираются  (или  назначаются).   Сословное

 

представительство было исторически  первой  системой  представительства  (в

 

Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились  еще  в

 

ХII в.) и просуществовало  во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ

 

в., когда окончательно уступило место  национальному  представительству.  В

 

настоящее время рудиментом сословного представительства является, например,

 

Палата Лордов парламента  Великобритании,  где  заседают  наследственные  и

 

личные  духовные  и  светские  лорды,  т.е.  представители  духовенства   и

 

дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе  борьбы  за

 

единство государства. Первый  датируемый  в  Западной  Европе  парламент  -

 

Кортесы Кастилии  (1185  г.).  Первый  датируемый  опыт  парламентаризма  в

 

отечественной истории - Земский  собор кн. Всеволода III  -  Большое  Гнездо

 

(1211 г.), то есть наш парламент  на 54 года старше английского,  созванного

 

впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной

 

Европе XIII-XVI вв. В отечественной  истории эта форма правления  держится  с

 

середины XVI  и  до  конца  XVII  вв.  Впрочем,  строго  говоря,  сословно-

 

представительная монархия - это уже составная политическая система.

 

2.4. Современная абсолютная  монархия.

 

      Абсолютная  монархия представляет  собой   разновидность  монархической

 

формы    правления,    характеризующуюся    юридическим    и    фактическим

 

сосредоточением  всей  полноты  государственной  власти   (законодательной,

 

исполнительной, судебной), а  также духовной (религиозной)  власти  в  руках

 

монарха (по формуле Петровского  Воинского устава  —  “самовластный  монарх,

 

который никому на свете о  своих делах ответу дать не должен”).[3]

 

      Принцип   абсолютизма   генетически   связан   с   тремя    заметными

 

историческими явлениями: с  бюрократизацией, отходом от христианских основ и

 

этатизмом.

 

      Большому  государству свойственна либо  монархия с аристократией,  либо

 

монархия с демократией. Если же они отсутствуют то,  неизбежна  монархия  с

 

бюрократией. Франция в  качестве бюрократического государства  была  лидером

 

Западной  Европы.  В  XVII  столетии  она   стала   страной   классического

 

абсолютизма.

 

      Абсолютная  монархия связана  с  антихристианскими   тенденциями  эпохи

 

Возрождения,  а  эпоха  Просвещения  вся  была  посвящена  дехристианизации

 

западноевропейской  культуры.  Существовал  так  называемый   "просвещенный

 

абсолютизм", который,  подозреваю,  означает  лишь  одно:  на  троне  сидит

 

абсолютный монарх,  которому  на  ухо  нашептывает  умные  советы  один  из

 

приближенных «просветителей».

 

      В эпоху  Просвещения  существовал   принцип  общественного  договора  в

 

варианте Т. Гоббса (принцип  Левиафана). Суть его в  том,  что  в  интересах

 

дворянства или других  сословий  полномочия  раз  и  навсегда  делегируются

 

государству, и подданным  остается только повиноваться. Именно этот  принцип

 

был реализован в абсолютизме.

 

      В настоящее  время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий:  Бахрейн,

 

Бруней,  Катар,  Кувейт,  ОАЭ,  Оман,  Саудовская   Аравия.   В   последние

 

десятилетия в некоторых  из этих стран были проведены реформы, но и они пока

 

не изменили абсолютного  характера монархий.

 

      Особую  разновидность  абсолютной  монархии  представляет  абсолютная

 

теократическая монархия - особая форма организации государственной  власти,

 

при  которой  последняя  принадлежит  церковной  иерархии.  Примером  такой

 

монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная  и  судебная

 

власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией  кардиналов.

 

      Ватикан  - город-государство, расположенный  в Риме,  на  холме  Монте-

 

Ватикано. Территория 0,44 кв. км.  За  пределами  государства,  в  Риме  на

 

правах экстерриториальности находятся 13 зданий и  замок  Гандолфо  (летняя

 

резиденция Пап).

Ватикан - абсолютная теократическая монархия.

Глава  государства  -  избираемый  пожизненно  коллегией  кардиналов   Папа

 

Римский. С  16.10.1978  г.  на  престоле  находится  Иоанн  Павел  II.  Ему

 

принадлежит законодательная  и  судебная  власть.  Функции  премьер-министра

 

исполняет   государственный    секретарь.    Административное    управление

 

территорией   осуществляет   губернатор,    назначаемый    Папой.    Высший

 

консультативные  органы  -  Вселенский  Собор  римско-католической   церкви

 

(последний  раз  созывался   в  1962  -  65  гг.),  коллегия  кардиналов   и

 

епископский собор.

Практическое  руководство   религиозной,   политической   и   экономической

Информация о работе Современная конституционная монархия