Современная конституционная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Монархия – В переводе с греческого означает единовластие. Она

является одной самых древних форм правления, при которой верховная

государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что

феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в

результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть

вполне земных процедур.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. стр.2

Глава 1. Понятие монархии …………………………………………………… стр.3

1.1.Понятие и сущность монархии………………………………………… стр. 5
1.2. Достоинства и недостатки монархии…………………………………. стр.6
Глава 2. Исторические разновидности монархии …………………………… стр.7

2.1. Сакральная монархия…………………………………………………... стр.8
2.2. Деспотическая монархия………………………………………………. стр.9
2.3. Сословно-представительная монархия ………………………………. стр. 9
2.4. Современная абсолютная монархия………………………………….. стр.11
Глава 3. Современная конституционная монархия …………………………. стр.13

Глава 4. Особенности монархии в некоторых странах

(Япония, Великобритания, Испания) ………………………………………... стр.17

Заключение ……………………………………………………………………. стр.23

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Монархия2.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

 

властью - Испания.

 

 

 

 

Заключение.

      В последние   годы  процесс  “республиканизации”   заметно  замедлился.

 

Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими  традициями

 

и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно  уже утвердились

 

республики усиливается  ностальгия по  монархической  системе.  Многие  люди

 

связывают с ней ту  стабильность  и  преемственность  политической  власти,

 

которой так не хватает  многим молодым демократиям. Сказанное  касается таких

 

стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и   России.  В  некоторых

 

странах, истерзанных гражданской  войной, на восстановление монархии смотрят

 

как на последний шанс достичь  национального примирения. Именно с  этой целью

 

впервые за многие годы была восстановлена монархия в  Камбодже  в  1993  г.

 

Всерьез рассматривается  вопрос о возвращении  власти  афганскому  королю  в

 

изгнании Захир-Шаху. В  отдельных  случаях  попытки  восстановить  монархию

 

предпринимаются   и   дикторами-авантюристами   (классический   пример    –

 

провозглашение в 1976 г. императором  Бокассы  в  ЦАР).  Свои  монархические

 

движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

 

      Разговоры   о   том,   что   в   России   сейчас   просто   необходимо

 

восстанавливать  институт  монархии  имеют  под  собой  достаточно   веские

 

основания,  но не лишены некоторой  доли откровенного авантюризма. За  время

 

существования СССР я лишний раз убедился,  что  стабильность  политических

 

систем в России напрямую зависит от чисто экономических  факторов. Советская

 

система,  несмотря  на  кажущуюся   разветвленную   систему   делегирования

 

полномочий, от монархической  отличалась не сильно. Чем Сталин отличался  от,

 

скажем, Ивана Грозного и  Петра I? Не трудно заметить,  что  именно  жесткое

 

единоличное правление в  большинстве случаев  позволяло  нашему  государству

 

добиваться успехов, пусть  и ценой гражданских свобод. В  настоящее время  не

 

имеет смысла говорить непосредственно  о  монархии;  я  считаю,  во-первых,

 

нужно  наделить  президента  большими  полномочиями,  а,  во-вторых,   дать

 

возможность народу влиять на коньюктуру власти, в  области  которой  у  нас

 

наметилась крайне неприятная тенденция.

 

      Кроме   этого,  необходимо  предпринять   ряд  существенных   шагов   в

 

преобразовании   экономической   системы   страны.   Возвращаясь   к   идее

 

восстановления монархического строя  в  России,  могу  привести  цитату  из

 

Макиавелли, которой говорил, что “за любой политической идеей  нужно  искать

 

заурядный интерес к вещам”.  Кому  это  нужно  –  вопрос  открытый,  но,  к

 

счастью, моего реферата не касается. А  монархия ,как это  не печально,является лишь достоянием нашей истории,будущего для этого  строя  в  России

 

уже нет.

Список литературы

     1. “Теория государства  и права”. Учебник для ВУЗов.  М. 2005.

 

     2.   В. О.  Ключевский. “Курс русской истории”. М. 2007.

 

     3.   “История  государства и права России”.  Под. ред. пр. Ю.  П.  Титова.

 

             М. 2008.

 

     4.   Б.А.Страшун  “Конституционное право зарубежных  стран”М. 2007

 

     5.  “Конституции  зарубежных государств” Издательство  БЕК. М.2006

 

     6.  Л.А.Окуньков  ”Конституции государств Европейского  Союза”. М. 2005

 

     7.  “Иностранное  конституционное право”. Под. ред.  В. В. Маклакова.  М.

 

          2006.

 

     8. Абрамов . В.С. Статус монарха  // государство  и право .

      9.  Чиркин .В.е. Учебник : Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321

 

 

2.2. Деспотическая монархия.

 

      По-гречески,  слово  "деспот"   означает   "владыка",   "повелитель".

 

Деспотическая монархия складывается в  милитаризированных  обществах.  Если

 

сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический  -  генерал.  В

 

деспотических монархиях  мы видим реально  сильную  монархическую  власть  в

 

сочетании с ограждением  чувства собственного достоинства  и прав  подданных.

 

Как уже говорилось, подданные  в таких монархиях - народ-войско.

 

      Классическими   деспотическими  монархами   были   ассирийский   царь,

 

армянский царь Древности  и Раннего Средневековья, а также  хан тюркской  или

 

монгольской орды (выборный деспотический  правитель).   Впоследствии  такая

 

форма монархии выродилась в  военную диктатуру,  свойственную  странам,  где

 

государственный переворот  был совершен военными.

2.3. Сословно-представительная  монархия.

 

      Изучение  феодального общества  невозможно  без  глубокого  осмысления

 

форм его государственного развития. Любая социально-экономическая  формация,

 

в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм,

 

в котором производственные отношения взаимодействуют со своей  надстройкой в

 

виде государства, права  и идеологии обретая с их  помощью  плоть  и  кровь.

 

Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством

 

      представляет  одну  из   известных   феодализму   форм   государства,

 

сложившуюся в условиях политической  централизации.  Политическая  эволюция

 

государства  на  этом  этапе  обнаруживает  такие  своеобразные  социальные

 

структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения  не

 

только классовых, но и  сословных различий.

 

      Такая форма  монархии в  истории  встречается   чаще  всего.  Сословно-

 

представительная монархия действует  в  сословных  обществах,  представляет

 

собой  принцип организации  представительной власти, где действуют  закрытые

 

социальные  группы  -  сословия,  от  которых  избираются   непосредственно

 

депутаты.  В  Западной  Европе  первые  сословно-представительные  монархии

 

появились еще в ХII  веке.  Во  многих  государствах  Европы  эта  монархия

 

просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно  уступила  место

 

национальному представительству.

 

      Для восточно-арийских  обществ характерно включение  царя  в  сословие,

 

только не в высшее, а  во второе - в воинское.

 

      В западной  традиции сословных обществ монарх  был  надсословен.  Можно

 

даже предполагать, что  в  ахейских  обществах  аристократия  была  сильнее

 

монархии, и все же царский  род выделялся и обособлялся.

 

      Точно так   же  в  традиции  Руси  до  монгольского  нашествия  князья

 

являлись своеобразно  обособленным сословием, отстраненным от аристократии -

 

бояр.

 

      Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна,

 

потому  что  монархический  принцип  позволяет  главу  государства  сделать

 

надсословным, а следовательно, сделать его  судьей  в  случае  межсословных

 

конфликтов.

 

      В лучшие  периоды отечественной истории  мы  можем  наблюдать  монархию

 

сословную. С созданием  единой России, был осуществлен переход  к  сословно-

 

представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил  с  аристокра[2]тической

 

Боярской думой и сословным  представительством - Земским собором).

 

Распространенно мнение историков, что  сословное  представительство  и  тем

 

самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы  за

 

объединение   государств   против   феодальной   раздробленности.   Нередко

 

встречаются упоминания (это  характерно для  Западной  Европы),  что  короли

 

боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого  дворянства  и

 

горожан  (бюргеров).   В  истории  России  тоже  можно   проследить   такие

 

тенденции. Становление сословно-представительской  монархии в нашей  истории

 

пришлось как раз на становление Руси, как единого  государства,  что  только

 

способствовало укреплению.  Она  уже  не  существует,  однако  в  отдельных

 

странах сохранились ее реликты  (пережитки),  закрепленные  государственным

 

правом. Сословное представительство  представляет собой  принцип организации

 

представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных

 

учреждений  представляют  не  все  население  страны   или   ее   отдельные

 

территориальной части, а  закрытые социальные группы - сословия, от  которых

 

эти  депутаты  непосредственно  избираются  (или  назначаются).   Сословное

 

представительство было исторически  первой  системой  представительства  (в

 

Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились  еще  в

 

ХII в.) и просуществовало  во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ

 

в., когда окончательно уступило место  национальному  представительству.  В

 

настоящее время рудиментом сословного представительства является, например,

 

Палата Лордов парламента  Великобритании,  где  заседают  наследственные  и

 

личные  духовные  и  светские  лорды,  т.е.  представители  духовенства   и

 

дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе  борьбы  за

 

единство государства. Первый  датируемый  в  Западной  Европе  парламент  -

 

Кортесы Кастилии  (1185  г.).  Первый  датируемый  опыт  парламентаризма  в

 

отечественной истории - Земский  собор кн. Всеволода III  -  Большое  Гнездо

 

(1211 г.), то есть наш парламент  на 54 года старше английского,  созванного

 

впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной

 

Европе XIII-XVI вв. В отечественной  истории эта форма правления  держится  с

 

середины XVI  и  до  конца  XVII  вв.  Впрочем,  строго  говоря,  сословно-

 

представительная монархия - это уже составная политическая система.

 

2.4. Современная абсолютная  монархия.

 

      Абсолютная  монархия представляет  собой   разновидность  монархической

 

формы    правления,    характеризующуюся    юридическим    и    фактическим

 

сосредоточением  всей  полноты  государственной  власти   (законодательной,

 

исполнительной, судебной), а  также духовной (религиозной)  власти  в  руках

 

монарха (по формуле Петровского  Воинского устава  —  “самовластный  монарх,

 

который никому на свете о  своих делах ответу дать не должен”).[3]

 

      Принцип   абсолютизма   генетически   связан   с   тремя    заметными

 

историческими явлениями: с  бюрократизацией, отходом от христианских основ и

 

этатизмом.

 

      Большому  государству свойственна либо  монархия с аристократией,  либо

 

монархия с демократией. Если же они отсутствуют то,  неизбежна  монархия  с

 

бюрократией. Франция в  качестве бюрократического государства  была  лидером

 

Западной  Европы.  В  XVII  столетии  она   стала   страной   классического

 

абсолютизма.

 

      Абсолютная  монархия связана  с  антихристианскими   тенденциями  эпохи

 

Возрождения,  а  эпоха  Просвещения  вся  была  посвящена  дехристианизации

 

западноевропейской  культуры.  Существовал  так  называемый   "просвещенный

 

абсолютизм", который,  подозреваю,  означает  лишь  одно:  на  троне  сидит

 

абсолютный монарх,  которому  на  ухо  нашептывает  умные  советы  один  из

 

приближенных «просветителей».

 

      В эпоху  Просвещения  существовал   принцип  общественного  договора  в

 

варианте Т. Гоббса (принцип  Левиафана). Суть его в  том,  что  в  интересах

 

дворянства или других  сословий  полномочия  раз  и  навсегда  делегируются

 

государству, и подданным  остается только повиноваться. Именно этот  принцип

 

был реализован в абсолютизме.

 

      В настоящее  время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий:  Бахрейн,

 

Бруней,  Катар,  Кувейт,  ОАЭ,  Оман,  Саудовская   Аравия.   В   последние

 

десятилетия в некоторых  из этих стран были проведены реформы, но и они пока

 

не изменили абсолютного  характера монархий.

 

      Особую  разновидность  абсолютной  монархии  представляет  абсолютная

 

теократическая монархия - особая форма организации государственной  власти,

 

при  которой  последняя  принадлежит  церковной  иерархии.  Примером  такой

 

монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная  и  судебная

 

власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией  кардиналов.

 

      Ватикан  - город-государство, расположенный  в Риме,  на  холме  Монте-

 

Ватикано. Территория 0,44 кв. км.  За  пределами  государства,  в  Риме  на

 

правах экстерриториальности находятся 13 зданий и  замок  Гандолфо  (летняя

 

резиденция Пап).

Ватикан - абсолютная теократическая монархия.

Информация о работе Современная конституционная монархия