Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Дзержинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Современное государство и церковь |
Фамилия студента |
Карабанов |
Имя студента |
Николай |
Отчество студента |
Евгеньевич |
№ контракта |
1280012403701043 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных
Приложения
Актуальность. В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Данная «политика» отношений Церкви и государства мне представляется крайне порочной и чреватой негативными последствиями. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат.
Давно уже привычным фактом стало
сотрудничество Церкви и государственных
структур. Их взаимодействие оказывается
востребованным при решении многих
социальных проблем, в частности, в
вопросах нравственного и
Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей общественной жизни, ни один визит главы зарубежного государства не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.
Между тем, когда человек обращается
к российскому
Объектом исследования являются взаимоотношения и взаимосвязи возникающие в процессе взаимодействия церкви и государства.
Предметом исследования являются государство, церковь, правовые акты, регулирующие их взаимоотношение.
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.
Методологическая основа. В основу изучения правового регулирования взаимоотношения церкви и государства положен общенаучный диалектический метод познания социальных процессов и явлений и связанные с ним частнонаучные методы: социологический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный.
Структура работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня отношения между Русской Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в общественной жизни. Православная церковь активно призывает не только своих последователей, но и все общество придерживаться традиционных христианских ценностей и традиционных нравственных моральных принципов, т.к. именно на этом базисе, по мнению церкви, можно построить здоровее общество и сильное государство. Власть заинтересована в том, чтобы граждане в отдельности и все общество в целом обратилось к своим историческим корням, традиционным моральным ценностям и воспитало в себе все лучшее из нашей истории. После бурного десятилетия 1990-х гг. общество, да и само государство оказалось в жестком идеологическом разнообразии и жестком национальном вакууме, т.к. не удавалось найти какие-либо приемлемые общественные позиции и установки, которые способствовали бы консолидации нации. Именно поэтому РПЦ стала активно предлагать государству свою общественно-политическую позицию и высказываться по значимым вопросам политической и общественной жизни.
Сам процесс религиозного возрождения России и усиленная интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства был напрямую связан с выработкой церковью своей собственной общественно-политической идеологии. Именно в ней отражен общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом.
Процесс же формирования и выработки
собственной общественно-
В Советском союзе религия была изгнана из публичной сферы, поскольку эта сфера была целиком наполнена другими символами, ритуалами и доктринами – своеобразной квазирелигией, каковой был коммунизм1. В этот период РПЦ была вынуждена сохранять общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать высокую лояльность к существующему режиму и проводимой им политике.
В СССР в качестве основной идеологической программы церкви выступала декларация митрополита (в 1943 – 1944 гг. – Патриарха) Сергия (Старогородского) от 20 июля 1927 г., которая обосновывала положение РПЦ в условиях Советского государства и определяла границы сотрудничества с властью. Декларация появилась в очень непростое для РПЦ время и была написана под сильным давлением со стороны государства, угрожавшим полным пресечением всех легальных форм осуществления церковной жизни. В декларации подчеркивалась патриотическая позиция церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи»2 и отсутствовал критический взгляд в оценке политики советского правительства по отношению к церкви и обществу.
Появление декларации митрополита Сергия было связано, прежде всего, с попыткой сохранить церковь и оставшуюся малочисленную церковную иерархию в новых условиях. Поэтому этой декларацией РПЦ «была поставлена в правильное отношение к советскому правительству и тем самым подчинена интересам государственной политики» .
Наряду с этим уже процесс религиозного возрождения и усиленная интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства поставили перед церковью вопрос о необходимости выработки собственной общественно-политической доктрины, которая бы отражала общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.
Так, вначале 1990-х гг. происходило идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству с ней. Церковь, как и новое государство, активно осуждала коммунистическую идеологию и пыталась предложить свое видение национальной идеи и дальнейшего пути развития. Этот процесс для РПЦ был достаточно тяжелый, так как внутри церкви появились достаточно радикальные и фундаменталистские группы, которые противостояли официальной позиции церкви, и этот процесс также усугублялся возникновением политических партий и общественных движений, использующих христианскую идеологию и символику.
В тоже самое время основная позиция РПЦ сводилась к преодолению «противостояния в обществе», снижению политических противоречий, достижению единства и согласия, социальной справедливости и укреплению нравственного начала в жизни. Наряду с этим подчеркивалась необходимость отстаивания собственной культурной идентичности и мировоззрения, четкого осознания национальных интересов и защиты общества от влияния разрушающей западной культуры и идеологии. По словам патриарха Алексия II: «Часто раздаются голоса, что нам нужно найти национальную идею. И ищут национальную идею где-то за океаном или в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея - в трудном, но славном прошлом, в том, что пережила Россия за тысячелетний период своей истории. Важно вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым» .
Для обсуждения проблем и путей национального развития РПЦ стала одним из инициаторов создания нового общественного форума – Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в 1993 г., который стал формой публичного поддержания контактов с различными политическими и общественными организациями. Тем самым, церковь оказалась включена в прямой институциональный канал сотрудничества с политическими силами, позволяющий ей излагать свои взгляды на пути развития государства и общества.
В течение этого времени РПЦ так и не удалось выработать всеобъемлющую концепцию, которая бы излагала общецерковный взгляд на вопросы церковно государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Только в середине 1999 г. в общем виде общественно-политические ориентации РПЦ были изложены в статьях Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата7, «Норма веры, как норма жизни».
Наиболее полно высказанные общественно-политические взгляды РПЦ были отражены в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее ОСК РПЦ), принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. ОСК РПЦ стали первой наиболее полной идеологической доктриной РПЦ за более чем тысячелетнюю историю ее развития в России.
ОСК РПЦ – базисный документ Русской Православной Церкви, где излагаются базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем (христианская этика и светское право; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светская наука, культура, образование; светские средства массовой информации; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма). В документе отражается официальная позиция Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом9 и выработанный документ представляет собой долгосрочную программу общественного служения церкви, опирающуюся на православное богословское осмысление положения церкви в плюралистическом секулярном обществе10. В ОСК РПЦ церковь представила свою концепцию церковно-государственных отношений и отразила свои взгляды на ее природу.
В ОСК РПЦ Московский Патриархат сформулировал и предложил свою концепцию церковно-государственных отношений – концепцию «соработничества государства и церкви», где церковь заявила о себе как равноправном партнере и акторе политических отношений. Исключив свое прямое вмешательство в политику и политическую борьбу, она умело отразила процесс церковно-государственного взаимодействия, который осуществляется путем прямого сотрудничества с «органами государственной власти любых ветвей и уровней», что придает этим отношений публичный характер. В концепции церковь заявляет о своем участии во всех сферах общественной жизни и государство не только не должно этому препятствовать, а наоборот, всячески содействовать этому процессу. В тоже время церковь категорически отвергла участие государства во внутри церковных делах, тем самым, подчеркивая свою независимость и самостоятельность в управлении. Это попытка церкви не допустить создания в структурах органов государственной власти органа, наподобие Совета по делам религий, который существовал в период СССР.
В основе разделения компетенций государства
и церкви лежит принцип светскости,
понимаемый РПЦ не в его либеральной
западной трактовке, как вытеснение
религии из сферы общественной жизни
и отстранения религиозных
Церковь гарантирует свою лояльность государству и рассчитывает на его поддержку и «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».
Одновременно с этим в документе содержатся положения о недопустимости ситуации, когда государство превышает свои полномочия, вступает в прямое противоречие с идеалами, представленными церковью, что не раз происходило в истории (например, национал-социализм в Германии, коммунизм в России), но что прямо не указывается в ОСК РПЦ. Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно-государственных отношений, так как напрямую в концепции звучит учение о праве церкви и христиан на сопротивление: если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
Наряду с определением церковной политики в области церковно-государственных отношений и формулировкой концепции «соработничества» в ОСК РПЦ была сформулирована общественно-политическая идеология РПЦ, которая впоследствии была востребована государством. Выделим наиболее важные доктринальные положения церкви: