Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

karabanov_kursovaia_rabota14.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Дзержинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Современное государство  и церковь

Фамилия студента

Карабанов

Имя студента

Николай

Отчество студента

Евгеньевич

№ контракта

1280012403701043


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Идеологическое оформление  позиций РПЦ по отношению к  власти и сотрудничеству

    2. Проблемы и перспективы  взаимоотношения церкви и государства на современном этапе

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Актуальность. В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства  стоит довольно остро. Некоторые  доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Данная «политика» отношений Церкви и государства мне представляется крайне порочной и чреватой негативными последствиями. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат.

Давно уже привычным фактом стало  сотрудничество Церкви и государственных  структур. Их взаимодействие оказывается  востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в  вопросах нравственного и патриотического  воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной  властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей общественной жизни, ни один визит главы зарубежного  государства не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.

Между тем, когда человек обращается к российскому законодательству, он обнаруживает, что последнее, к  сожалению, имеет мало общего с реальным положением вещей в области церковно-государственных  отношений. Все религиозные объединения в России одинаково отделены от государства и равны перед законом. Отношения с религиозными организациями в нашей стране основывается на нормах международного права. Ратифицированная нами Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими». Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

Объектом исследования являются взаимоотношения и взаимосвязи возникающие в процессе взаимодействия церкви и государства.

Предметом исследования являются государство, церковь, правовые акты, регулирующие их взаимоотношение.

Цель данной работы – рассмотреть  сущность государства, церкви, а также  их правовое взаимоотношение на современном этапе.

Поставленная цель потребовала  выполнения следующих задач:

- рассмотреть сущность государства,

- выявить современную сущность  церкви, её влияние на формирование  правовых систем,

- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.

Методологическая основа. В основу изучения правового регулирования  взаимоотношения церкви и государства положен общенаучный диалектический метод познания социальных процессов и явлений и связанные с ним частнонаучные методы: социологический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный.

Структура работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Основная часть

1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству

 

Сегодня отношения между Русской  Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в общественной жизни. Православная церковь активно призывает не только своих последователей, но и все общество придерживаться традиционных христианских ценностей и традиционных нравственных моральных принципов, т.к. именно на этом базисе, по мнению церкви, можно построить здоровее общество и сильное государство. Власть заинтересована в том, чтобы граждане в отдельности и все общество в целом обратилось к своим историческим корням, традиционным моральным ценностям и воспитало в себе все лучшее из нашей истории. После бурного десятилетия 1990-х гг. общество, да и само государство оказалось в жестком идеологическом разнообразии и жестком национальном вакууме, т.к. не удавалось найти какие-либо приемлемые общественные позиции и установки, которые способствовали бы консолидации нации. Именно поэтому РПЦ стала активно предлагать государству свою общественно-политическую позицию и высказываться по значимым вопросам политической и общественной жизни.

Сам процесс религиозного возрождения  России и усиленная интеграция РПЦ  в общественно-политическую жизнь  государства был напрямую связан с выработкой церковью своей собственной  общественно-политической идеологии. Именно в ней отражен общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом.

Процесс же формирования и выработки  собственной общественно-политической идеологии для РПЦ был непростым, и, в первую очередь, был связан с положением церкви в государстве и степени ее относительной и самостоятельной свободы.

В Советском союзе религия была изгнана из публичной сферы, поскольку  эта сфера была целиком наполнена  другими символами, ритуалами и  доктринами – своеобразной квазирелигией, каковой был коммунизм1. В этот период РПЦ была вынуждена сохранять общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать высокую лояльность к существующему режиму и проводимой им политике.

В СССР в качестве основной идеологической программы церкви выступала декларация митрополита (в 1943 – 1944 гг. – Патриарха) Сергия (Старогородского) от 20 июля 1927 г., которая обосновывала положение РПЦ в условиях Советского государства и определяла границы сотрудничества с властью. Декларация появилась в очень непростое для РПЦ время и была написана под сильным давлением со стороны государства, угрожавшим полным пресечением всех легальных форм осуществления церковной жизни. В декларации подчеркивалась патриотическая позиция церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи»2 и отсутствовал критический взгляд в оценке политики советского правительства по отношению к церкви и обществу.

Появление декларации митрополита  Сергия было связано, прежде всего, с  попыткой сохранить церковь и  оставшуюся малочисленную церковную  иерархию в новых условиях. Поэтому  этой декларацией РПЦ «была  поставлена в правильное отношение к советскому правительству и тем самым подчинена интересам государственной политики» .

Наряду с этим уже процесс  религиозного возрождения и усиленная  интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства поставили  перед церковью вопрос о необходимости выработки собственной общественно-политической доктрины, которая бы отражала общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.

Так, вначале 1990-х гг. происходило идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству с ней. Церковь, как и новое государство, активно осуждала коммунистическую идеологию и пыталась предложить свое видение национальной идеи и дальнейшего пути развития. Этот процесс для РПЦ был достаточно тяжелый, так как внутри церкви появились достаточно радикальные и фундаменталистские группы, которые противостояли официальной позиции церкви, и этот процесс также усугублялся возникновением политических партий и общественных движений, использующих христианскую идеологию и символику.

В тоже самое время основная позиция  РПЦ сводилась к преодолению  «противостояния в обществе», снижению политических противоречий, достижению единства и согласия, социальной справедливости и укреплению нравственного начала в жизни. Наряду с этим подчеркивалась необходимость отстаивания собственной культурной идентичности и мировоззрения, четкого осознания национальных интересов и защиты общества от влияния разрушающей западной культуры и идеологии. По словам патриарха Алексия II: «Часто раздаются голоса, что нам нужно найти национальную идею. И ищут национальную идею где-то за океаном или в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея - в трудном, но славном прошлом, в том, что пережила Россия за тысячелетний период своей истории. Важно вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым» .

Для обсуждения проблем и путей  национального развития РПЦ стала  одним из инициаторов создания нового общественного форума – Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в 1993 г., который стал формой публичного поддержания контактов с различными политическими и общественными организациями. Тем самым, церковь оказалась включена в прямой институциональный канал сотрудничества с политическими силами, позволяющий ей излагать свои взгляды на пути развития государства и общества.

В течение этого времени РПЦ  так и не удалось выработать всеобъемлющую  концепцию, которая бы излагала общецерковный  взгляд на вопросы церковно государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Только в середине 1999 г. в общем виде общественно-политические ориентации РПЦ были изложены в статьях Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата7, «Норма веры, как норма жизни».

Наиболее полно высказанные  общественно-политические взгляды  РПЦ были отражены в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее ОСК РПЦ), принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. ОСК РПЦ стали первой наиболее полной идеологической доктриной РПЦ за более чем тысячелетнюю историю ее развития в России.

ОСК РПЦ – базисный документ Русской Православной Церкви, где излагаются базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем (христианская этика и светское право; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светская наука, культура, образование; светские средства массовой информации; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма). В документе отражается официальная позиция Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом9 и выработанный документ представляет собой долгосрочную программу общественного служения церкви, опирающуюся на православное богословское осмысление положения церкви в плюралистическом секулярном обществе10. В ОСК РПЦ церковь представила свою концепцию церковно-государственных отношений и отразила свои взгляды на ее природу.

В ОСК РПЦ Московский Патриархат сформулировал и предложил свою концепцию церковно-государственных отношений – концепцию «соработничества государства и церкви», где церковь заявила о себе как равноправном партнере и акторе политических отношений. Исключив свое прямое вмешательство в политику и политическую борьбу, она умело отразила процесс церковно-государственного взаимодействия, который осуществляется путем прямого сотрудничества с «органами государственной власти любых ветвей и уровней», что придает этим отношений публичный характер. В концепции церковь заявляет о своем участии во всех сферах общественной жизни и государство не только не должно этому препятствовать, а наоборот, всячески содействовать этому процессу. В тоже время церковь категорически отвергла участие государства во внутри церковных делах, тем самым, подчеркивая свою независимость и самостоятельность в управлении. Это попытка церкви не допустить создания в структурах органов государственной власти органа, наподобие Совета по делам религий, который существовал в период СССР.

В основе разделения компетенций государства  и церкви лежит принцип светскости, понимаемый РПЦ не в его либеральной  западной трактовке, как вытеснение религии из сферы общественной жизни  и отстранения религиозных объединений  от участия в решении общественно значимых задач и оценки действий властей, а как невмешательство двух институтов во внутренние дела друг друга .

Церковь гарантирует свою лояльность государству и рассчитывает на его  поддержку и «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».

Одновременно с этим в документе  содержатся положения о недопустимости ситуации, когда государство превышает свои полномочия, вступает в прямое противоречие с идеалами, представленными церковью, что не раз происходило в истории (например, национал-социализм в Германии, коммунизм в России), но что прямо не указывается в ОСК РПЦ. Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно-государственных отношений, так как напрямую в концепции звучит учение о праве церкви и христиан на сопротивление: если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

Наряду с определением церковной политики в области церковно-государственных отношений и формулировкой концепции «соработничества» в ОСК РПЦ была сформулирована общественно-политическая идеология РПЦ, которая впоследствии была востребована государством. Выделим наиболее важные доктринальные положения церкви:

Информация о работе Современное государство и церковь