Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

karabanov_kursovaia_rabota14.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

- отрицание принципа свободы  совести, который рассматривается  как признак «распада системы  духовных ценностей, потери устремленности  к спасению большей части общества»,  «массовой апостасии, фактической  индеферентности к делу Церкви и к победе грехом». За человеком как личностью признаются все права «декларации прав человека», за исключением права свободы совести, по мнению церкви для религиозного человека – это право не является центральным, так как в данном случае, речь идет о том, чтобы верить свободно, а вовсе не о вере во что угодно. Одновременно с этим церковь видит единственную пользу принципа свободы совести в том, что он позволяет РПЦ иметь легальный статус в неблагоприятных светских условиях безрелигиозного мира. Свобода совести признается утилитарным образом только для себя, но не для других;

- осуждение либерализма и либеральной  идеологии. РПЦ осуждает либеральное  (западное) мировоззрение как безрелигиозное  и индивидуалистическое, но в  тоже время допускает его право  на существование в современном мире. Такое мировоззрение не может приниматься, по мнению церкви, в качестве нормы, особенно – всемирной, глобальной. Существуют и имеют не меньшее право на существование и «традиционные» мировоззрения - исламское, православное, и другие, явно религиозно обоснованные и более или менее укорененные в жизни других (не западных) народов. Здесь идет речь не о религиях, но о культурных комплексах, определяющих всю жизнь того или иного народа. Мировой порядок должен в равной мере ориентироваться на все эти мировоззрения. Отсюда следует, что процесс глобализации (помимо его технической составляющей) определяется как неправомерная экспансия либеральной, секулярной цивилизации против остальных: «…наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многим в христианском мире сопоставляется с построением вавилонской башни»;

- утверждается необходимость сохранения  религиозной, национальной, цивилизованной  идентичности. Церковь отстаивает  право сообществ и сохранение  социально-культурного своеобразия  государств и связывает универсализм  с политической сферой, утверждая, что социально-политическое бытие народов определяет их историческое развитие и культурные особенности. Вследствие чего на фоне глобальных тенденций человечество должно формироваться как сообщество, состоящее из различных цивилизационных групп. Фактически РПЦ предлагает своеобразную версию мультикультурализма. На основании цивилизационной идентичности и концепции «групповых прав» РПЦ выводит понятие «православный народ», который и формирует концепцию «русской цивилизации»: «когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры - православный народ»;

- подчеркивается укорененность  доктрины естественных прав человека в библейском учении, но в тоже время утверждается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения», которое связывается с правосознанием. Церковь формулирует христианское обоснование достоинства человека, с одной стороны, и критикует современную демократическую концепцию прав человека с другой. Христианская трактовка человека противопоставляется либеральной, в которой человек рассматривается как самодостаточный, а значит, и падший субъект).

Дальнейшее развитие идеологии  РПЦ связано с обоснованием православного, т.е. русского, понимания прав человека. Впервые положение о «православных  правах человека» были сформулированы на Х Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в апреле 2006 г. В принятой Собором «Декларации о правах и достоинстве человека» подчеркивается отрицание западной концепции прав человека, так как либеральные ценности, предлагаемые Западом миру в качестве универсальной модели, ошибочны, потому что игнорируют понятие нравственности. «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество».

Принятая декларация обеспечила духовную поддержку государственной идеологии  и приводимой политике, так как  она фактически оформила сложившуюся систему ценностей. По мнению С.Лаврова, концепция прав человека, предложенная РПЦ, подчеркивает внешнеполитическую самостоятельность России, «которая выражает, в том числе нашу национальную самобытность, включающую православную традицию…демократические ценности реализуются в каждой стране с учетом ее традиций и культуры, важной частью которых являются религиозные убеждения».

Идеи, изложенные позиции в декларации ВРНС, наиболее полно были озвучены и доктринально оформлены в виде «Учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом на Архиерейском Соборе в июне 2008 г. На Соборе была идеологически сформулирована православная концепции прав человека, как вызов западному неолиберальному идеологическому мышлению. В ее основе лежит утверждение о нравственной ответственности человека и то, что сами права человека не могут быть «выше ценностей духовного мира» и «не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины семьи». С точки зрения РПЦ высшей ценностью являются не права человека, а, прежде всего, интересы Отечества – государства и подчеркивается высшее призвание граждан государства - долг служения своему государству .

Перед нами наиболее полная идеологическая доктрина РПЦ, отражающая ее взгляды на современные проблемы мира и общества и предлагающая государству свою концепцию церковно-государственных отношений. Ее особенностью является то, что она предает РПЦ одну из ведущих ролей на политическом пространстве не только России, но и мирового сообщества. Государство в этой концепции не может обойтись без церкви так, как ему просто необходима ее помощь в решении не только социальных проблем, но и всего спектра государственной политики. Взамен на плодотворное сотрудничество РПЦ гарантирует государству свою лояльность, но эта лояльность ограниченная, церковь ее обеспечивает до тех пор, пока интересы обоих институтов совпадают и государство не начинает ущемлять права церкви и ее последователей, что в свою очередь является вызовом государству. В тоже время РПЦ обосновала для государства новую доктринальную концепцию - право на существование не западной идеологической концепции мышления. Она предложила иное понимание высших ценностей человека и его прав, которые нужны ему для осуществления высокого призвания «служения» церкви, государству, семьи и народу. Она положила начала формирования новой идеологической концепции – концепции «русской цивилизации».

Религия и церковь выполняют  ряд функций и играют определенную роль в обществе.

Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния церкви связана  с ее местом в обществе, а это  место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте  процессов сакрализации (лат. sacer -- священный) и секуляризации (позднелат. saecularis -- мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

 

2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе

 

Дальнейшее развитие общественно-политической идеологии РПЦ связано с деятельностью  нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл провозгласил приверженность духу симфонических отношений в построении модели церковно-государственных отношений, что должно предполагать гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности, где государство заботится о земном, а церковь о небесном и это сочетание небесного и земного, усилий церковных и усилий государственных должно быть направлено на духовное и материальное процветание людей. Именно дух симфонии должен реализовывать себя в рамках существующей нормативно-правовой базы и Патриарх подчеркивает, что это открывает замечательную перспективу развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы ни государство, ни церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, уважали взаимно позицию друг друга по этим внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества.

В новейший период предложенная в ОСК РПЦ концепция «соработничества» приобретает новое значение – в нее включается исторический дух симфонической модели взаимоотношений между церковью и государством. В новой стратегии церковно - государственных отношений церковь сохраняет автономию по отношению к государству, не участвует в политической борьбе и не претендует на политическое лидерство, но и одновременно заявляет о своем праве быть свободной от любых политических влияний, но участвует в решении жизненно важных вопросов таких, как вопросы нравственности — личной и общественной; вопросы культуры; вопросы нравственного комментария; сохранение памятников, забота о неимущих, забота о военнослужащих. Основная задача церкви в этих отношениях – содействие процессу создания сильной личности, крепкой семьи и сильного государства.

Тем самым РПЦ претендует на свое определенное место в общественной жизни государства, т.к. практически  все вопросы с которыми сталкивается сегодня общество, так или иначе, имеют в своей оценке нравственную категорию, где церковь выступает в роли духовно-нравственного института с правом участия в решении возникающих проблем. Реализация декларируемых принципов церковно-государственных отношений на практике при сочетании концепции «соработничества» и «духа симфонической модели» и поддержка этих принципов государством позволяют РПЦ занимать свое привилегированное место в политической системе России .

Особое место в общественно-политической идеологии РПЦ сегодня отводится  анализу причин и последствий  финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг., оказавшего свое влияние на политику и внутреннее развитие практически каждого государства. Со специальным заявлением по этому поводу выступил Экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, которое поддержал Священный Синод РПЦ и призвал к публичному обсуждению представленного Заявления. В нем определяется, что застигнувший мир кризис – это не только финансово-экономический кризис, а еще и кризис ценностей и мировоззрения.

Преодоление кризиса, по мнению церкви, возможно только в изменении существующей системы экономических отношений  и созданию новых методов управления экономикой, сочетающих в себе эффективное  государственное регулирование  с поощрением частной инициативы и развитием человеческого потенциала. Для этого необходимо возвращение к нравственной ответственности и обращение к нуждам людей  без чего не возможно преобразование существующей социально-экономической модели. В основе преобразований и построении отношений должны лежать принципы справедливости, эффективности и общественной солидарности.

РПЦ не обошла стороной и процесс  обсуждения стратегии долгосрочного  развития России до 2020 г. и высказала  комплекс переложений к «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». Это отражено в Заявлении Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском всея Руси в связи с обсуждением стратегии долгосрочного развития России до 2020 года, одобренным Священным Синодом РПЦ на своем заседании 27 июля 2009 г.26 Церковь призывает государство реализовывать Стратегию развития России до 2020 года с учетом исторического опыта и духовно-нравственных ценностей: «Стратегия - 2020 задает четкий ориентир идеологии общенационального развития...Эта идеология, несомненно, должна иметь прочный базис, основанный на традиционных для нашего общества ценностях, укорененных в культуре и ментальности нашего народа, в том числе в нравственных постулатах традиционных религий России, в первую очередь православия». Здесь важной целью социально-экономического развития становится уже не рост доходов, а «сбережение народа, возрождение и развитие его творческого потенциала с опорой на духовное богатство российской культуры, на ее уникальные достижения» в основе которого лежит «идеал служения ближним и своему Отечеству». Для того, чтобы осуществить заложенный в Стратегии – 2020 переход на инновационный путь развития РПЦ выделяет три необходимых условия, без которых достижение перехода будет не возможно :

1. возрождение трудовой этики, уважения к человеческому труду через ответственную социальную политику, направленную на поддержку всех граждан России, в первую очередь «основных производителей - тружеников промышленности и сельского хозяйства, работников «некоммерческих» секторов экономики (оборона, медицина, образование, наука и культура)»;

2. наличие справедливой конкуренции  которая заключается в выгоде  для всего общества в целом  и социальной ответственности  за результаты экономической  деятельности. Для этого необходимо избавиться от коррупции, монополизации рынка, снять «все имеющиеся барьеры чиновничьего произвола» и реализовать меры «полновесной государственной поддержки» малого и среднего бизнеса, который призван обеспечить «максимальную занятость населения». Признается необходимость совместных усилий власти, предпринимателей и общества по продвижению на рынке товаров и услуг отечественного производителя. При этом поддержка иностранного капитала на российском рынке должна быть обусловлена его «обязательным участием в решении стратегически важных для страны задач не в ущерб отечественному производству и национальным традициям ведения хозяйства»;

3. солидарность поколений и различных  социальных групп общества, основанная  на принципах социальной справедливости. Солидарность же заключается в воспитании чувства нравственной гражданской ответственности, преодолении отчужденности человека труда от распределения его плодов, от власти и других сфер общественной жизни, в которых происходит формирование и развитие свободной и творческой личности. В свою очередь «техническое перевооружение производства в рамках инновационной модели должно сочетаться с возрождением проверенных временем российских трудовых традиций, в том числе коллективизма, нисколько не наносящего ущерб частной инициативе».

В Заявлении содержится призыв ко всем ведущим политическим партиям, профсоюзам, религиозным организациям, объединениям предпринимателей разработать  адекватные национальному менталитету  практические меры и механизмы по усилению роли нравственной ценностной мотивации в реализации Стратегии 2020.

Церковь с точки зрения своей  мировоззренческой позиции и  своих духовных принципов выработала рекомендации и предложила формы  их реализации для дальнейшего стратегического  развития страны, а также критически оценила существующие итоги финансового и социально-экономического кризиса. В основе всего, по мнению РПЦ, лежит нравственная деградация всего общества и утрата морально-этических и нравственных норм, материальное обогащение и жажда постоянного прироста капитала определили нынешнее состояние всей мировой системы. Подчеркивается усиливающаяся пропасть между богатыми и бедными и нарушение прав человека в их христианском понимании, свобода понимается теперь как свобода служения греху и получения своей максимальной прибыли и жажды развлечений в ущерб другому человеку. РПЦ указывает на современное пагубное состояние российского общества и последствия связанные с результатами деятельности господствующей модели социально-экономических отношений и обращает внимание на пагубность развития государства и общества в такой же перспективе и системе ценностей. Церковь призывает государство обратиться к морально-этическим и нравственным идеалам российского общества и традиционных религий с целью сохранения российской цивилизации с опорой на ее базовые ценности – ценности служения ближним и Отечеству .

Информация о работе Современное государство и церковь