Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
- отрицание принципа свободы
совести, который
- осуждение либерализма и
- утверждается необходимость
- подчеркивается укорененность доктрины естественных прав человека в библейском учении, но в тоже время утверждается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения», которое связывается с правосознанием. Церковь формулирует христианское обоснование достоинства человека, с одной стороны, и критикует современную демократическую концепцию прав человека с другой. Христианская трактовка человека противопоставляется либеральной, в которой человек рассматривается как самодостаточный, а значит, и падший субъект).
Дальнейшее развитие идеологии
РПЦ связано с обоснованием православного,
т.е. русского, понимания прав человека.
Впервые положение о «
Принятая декларация обеспечила духовную
поддержку государственной
Идеи, изложенные позиции в декларации ВРНС, наиболее полно были озвучены и доктринально оформлены в виде «Учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом на Архиерейском Соборе в июне 2008 г. На Соборе была идеологически сформулирована православная концепции прав человека, как вызов западному неолиберальному идеологическому мышлению. В ее основе лежит утверждение о нравственной ответственности человека и то, что сами права человека не могут быть «выше ценностей духовного мира» и «не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины семьи». С точки зрения РПЦ высшей ценностью являются не права человека, а, прежде всего, интересы Отечества – государства и подчеркивается высшее призвание граждан государства - долг служения своему государству .
Перед нами наиболее полная идеологическая доктрина РПЦ, отражающая ее взгляды на современные проблемы мира и общества и предлагающая государству свою концепцию церковно-государственных отношений. Ее особенностью является то, что она предает РПЦ одну из ведущих ролей на политическом пространстве не только России, но и мирового сообщества. Государство в этой концепции не может обойтись без церкви так, как ему просто необходима ее помощь в решении не только социальных проблем, но и всего спектра государственной политики. Взамен на плодотворное сотрудничество РПЦ гарантирует государству свою лояльность, но эта лояльность ограниченная, церковь ее обеспечивает до тех пор, пока интересы обоих институтов совпадают и государство не начинает ущемлять права церкви и ее последователей, что в свою очередь является вызовом государству. В тоже время РПЦ обосновала для государства новую доктринальную концепцию - право на существование не западной идеологической концепции мышления. Она предложила иное понимание высших ценностей человека и его прав, которые нужны ему для осуществления высокого призвания «служения» церкви, государству, семьи и народу. Она положила начала формирования новой идеологической концепции – концепции «русской цивилизации».
Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе.
Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения.
Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer -- священный) и секуляризации (позднелат. saecularis -- мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
Дальнейшее развитие общественно-политической
идеологии РПЦ связано с
В новейший период предложенная в ОСК РПЦ концепция «соработничества» приобретает новое значение – в нее включается исторический дух симфонической модели взаимоотношений между церковью и государством. В новой стратегии церковно - государственных отношений церковь сохраняет автономию по отношению к государству, не участвует в политической борьбе и не претендует на политическое лидерство, но и одновременно заявляет о своем праве быть свободной от любых политических влияний, но участвует в решении жизненно важных вопросов таких, как вопросы нравственности — личной и общественной; вопросы культуры; вопросы нравственного комментария; сохранение памятников, забота о неимущих, забота о военнослужащих. Основная задача церкви в этих отношениях – содействие процессу создания сильной личности, крепкой семьи и сильного государства.
Тем самым РПЦ претендует на свое определенное место в общественной жизни государства, т.к. практически все вопросы с которыми сталкивается сегодня общество, так или иначе, имеют в своей оценке нравственную категорию, где церковь выступает в роли духовно-нравственного института с правом участия в решении возникающих проблем. Реализация декларируемых принципов церковно-государственных отношений на практике при сочетании концепции «соработничества» и «духа симфонической модели» и поддержка этих принципов государством позволяют РПЦ занимать свое привилегированное место в политической системе России .
Особое место в общественно-
Преодоление кризиса, по мнению церкви,
возможно только в изменении существующей
системы экономических
РПЦ не обошла стороной и процесс обсуждения стратегии долгосрочного развития России до 2020 г. и высказала комплекс переложений к «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». Это отражено в Заявлении Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском всея Руси в связи с обсуждением стратегии долгосрочного развития России до 2020 года, одобренным Священным Синодом РПЦ на своем заседании 27 июля 2009 г.26 Церковь призывает государство реализовывать Стратегию развития России до 2020 года с учетом исторического опыта и духовно-нравственных ценностей: «Стратегия - 2020 задает четкий ориентир идеологии общенационального развития...Эта идеология, несомненно, должна иметь прочный базис, основанный на традиционных для нашего общества ценностях, укорененных в культуре и ментальности нашего народа, в том числе в нравственных постулатах традиционных религий России, в первую очередь православия». Здесь важной целью социально-экономического развития становится уже не рост доходов, а «сбережение народа, возрождение и развитие его творческого потенциала с опорой на духовное богатство российской культуры, на ее уникальные достижения» в основе которого лежит «идеал служения ближним и своему Отечеству». Для того, чтобы осуществить заложенный в Стратегии – 2020 переход на инновационный путь развития РПЦ выделяет три необходимых условия, без которых достижение перехода будет не возможно :
1. возрождение трудовой этики, уважения к человеческому труду через ответственную социальную политику, направленную на поддержку всех граждан России, в первую очередь «основных производителей - тружеников промышленности и сельского хозяйства, работников «некоммерческих» секторов экономики (оборона, медицина, образование, наука и культура)»;
2. наличие справедливой
3. солидарность поколений и
В Заявлении содержится призыв ко всем ведущим политическим партиям, профсоюзам, религиозным организациям, объединениям предпринимателей разработать адекватные национальному менталитету практические меры и механизмы по усилению роли нравственной ценностной мотивации в реализации Стратегии 2020.
Церковь с точки зрения своей
мировоззренческой позиции и
своих духовных принципов выработала
рекомендации и предложила формы
их реализации для дальнейшего