Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству
2. Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

karabanov_kursovaia_rabota14.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

РПЦ предлагает новую концептуальную модель построения российского общества и государства в целом, основанную на духовно-нравственных идеалах исторической Руси или как говорит церковь «российской цивилизации» в основе которой лежат нравственные основы традиционных религий, прежде всего, православия. В построении этой модели РПЦ предлагает государству определенный свод принципов и правил построения этих отношений – новой модели социально-экономического и политического развития страны с сильным государством и сильной нацией.

С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными  отношениями. С одной стороны  она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования было выяснено, что государство  — это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом  управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Нормы религиозного права во всём мире оказывают существенное влияние  на формирование правовых систем. В  своём большинстве эти нормы  оказывают позитивное влияние на поведение людей, влияют на культуру государства, но нельзя не сказать и  о резко негативных проявлениях воздействия на общественную и государственную жизнь идеологических установок, сформированных на базе отдельных религиозных учений.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат  новых взаимоотношений государства  и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

Что бы ни говорили законы о равенстве  всех религий в России, объективно это невозможно и фактически религиозные  организации у нас равными никогда не были и сейчас таковыми не являются. Все религиозные организации имеют разный вес, значение и занимают несопоставимые места в жизни общества и общественном сознании. Никто не будет спорить, что в России есть традиционные религиозные организации, которые составляют часть исторического, национального и культурного наследия страны. Они оказали значительное влияние на становление российского государства. Преобладающее большинство людей России на протяжении веков исповедует традиционные религии. Благодаря их объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов. Трудно переоценить влияние Православия на формирование российской культуры. Сегодня большинство населения страны остаются приверженцами именно традиционных религий. Невозможно представить национальное самосознание народов России без Православия или ислама. Духовный строй, идеалы народа сформированы Церковью за долгие века российской истории. В годы репрессий и гонений Православие часто оказывалось нравственной опорой для большинства россиян. Не будет преувеличением сказать, что духовные ценности Православия, многовековое православное воспитание в значительной мере помогли выстоять народам России в войнах и испытаниях ХХ века, сделали возможными свершения Советского Союза в экономической, научной, военной и многих других областях.

В настоящее время созидательной  духовной силой общества выступают  традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту. Исполнение Церковью ее спасительной миссии в этом мире неизбежно служит благу личности и общества. Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности. Поэтому статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Всемирный Русский Народный Собор

 

Является крупнейшим российским общественным форумом. Он существует с 1993 года, на протяжении этих лет он является об-щественной площадкой и  местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о насто¬ящем и будущем России, играет немалую роль в формировании гражданского общества

 

2

Государство

Особый институт политической системы, организующий, направляющий и  контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих  групп, классов.

3

Идеология

Система концептуально  оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей  к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются  существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные  знания): в отличие от науки идеология  не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни

 

4

Квазирелигия

Понятие (термин), которое  используется для описания совокупности возникающих в обществе, под влиянием секуляризации, новых образований, феноменов или форм сознания, внешне обладающих некоторыми признаками религии, но в сущности таковой не являющимися. Квазирелигия с самого своего зарождения вступает в противоборство с классической религией и стремится её

5

Общественно-политическая доктрина

Неотъемлемая составная  часть политической системы общества. Их функциональная роль неоднозначна и имеет несколько аспектов. Прежде всего, совместно-политические доктрины определяют политический курс, стратегию  и тактику тех или иных партий и общественно-политических движений, их деятельность как субъектов политического процесса. Доктрины находят свое отражение в программах и политических платформах партий и общественно-политических движений, и является существенным условием действенности их усилий в избирательных кампаниях.

6

«Основы Социальной концепции  Русской Православной Церкви» 

 

Документ, принимаемый  Освящённым Архиерейским Собором Русской  Православной Церкви, излагает базовые  положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа  определяется его обращённостью  к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного  исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

 

7

Патриарх Московский и всея Руси

Титул предстоятеля Русской  православной церкви. В разные годы использовались разные вариации титула: «Патриарх Московский и всея Русии», «Патриарх Московский и всея России», «Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России» и другие. Современная форма, «Патриарх Московский и всея Руси», использовалась в древности и используется современными историками для обозначения всех патриархов, при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году стала официальным титулом

8

Русская Православная Церковь

Автокефальная поместная  православная Церковь. Занимает пятое  место в диптихе автокефальных  поместных Церквей мира.

 

9

Стратегия

Общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в  ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

 

10

Священный Синод РПЦ

Согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период Святейший  Правительствующий Синод был  высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

 


 

Список использованных источников

1

Выступление Святейшего Патриарха  Кирилла в прямом эфире украинского  телеканала «Интер» от 28 июля 2009 г. [Электронный  ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Патриархия.ru: 2005 – 2010. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/706055.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

 

2

Выступление Патриарха Московского  и всея Руси Кирилла на Приёме от имени Президента России в честь архиереев – участников Поместного собора Русской православной церкви [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Администрация Президента РФ: 2009 – 2010. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/02/1255_type63376type122346_212362.shtml, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012); 

 

3

Декларация о правах и достоинстве  человека X Всемирного Русского Народного  Собора [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Патриархия.ru: 2005 – 2010. –  Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/103235.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

 

 

4

Заявление Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси в связи с мировым  финансово-экономическим кризисом от 27 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Патриархия.ru: 2005 – 2010. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/705099.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012); 

 

5

Костюк К. Социальная доктрина как вызов традиции и современности РПЦ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: РЕЛИГИЯ и СМИ. – Режим доступа: http://www.religare.ru/print2169.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

 

6

Лавров C. поддержал Декларацию о  правах и достоинстве человека [Электронный  ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: РЕЛИГИЯ  и СМИ. – Режим доступа: http://www.religare.ru/article28843.htm, свободный. – Загл. с экрана. –  Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

 

7

Основы социальной концепции Русской  Православной Церкви. - М.: Отдел внешних  церковных связей Московского Патриархата. 2010.- С.129 

8

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и  правах человека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Русская Православная Церковь Отдел внешних церковных связей: 1997 - 2010. – Режим доступа: http://mospat.ru/index.php?mid=463, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012); 

 

9

О концепции «русской цивилизации» и ее идеологическом оформлении в Филатов С. Русская Православная Церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: РЕЛИГИЯ и СМИ. – Режим доступа: http://www.religare.ru/2_33930.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

10

Филатов С. Осознает ли Третий Рим  свое родство с Римом первым? Журнальный / С.Филатов // Неприкосновенный запас [Электронный  ресурс]. – Электрон. ст. – [М.].: «Русская линия» - православное информационное агентство. – Режим доступа: http://rusk.ru/monitoring_smi/2004/06/09/osoznaet_li_tretij_rim_svoe_rodstvo_s_rimom_pervym/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

11

Фролов К. Русская церковь под  прицелом «оранжевых технологий». Самосознание и действия Русской православной церкви не устраивают геополитических оппонентов нашей страны [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: РЕЛИГИЯ и СМИ. – Режим доступа: http://www.religare.ru/2_40566.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата Обращения: 15.11.2012);

 


 

Приложения

А





Информация о работе Современное государство и церковь