Современное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хочу разобраться, что такое современное государство сегодня, какие исторические этапы предшествовали появлению такого государства и ,самое главное – действительно ли свободен, защищен и материально обеспечен обычный гражданин такого государства. Попробую разобраться.

Содержание работы

1. Введение.
2. Темы обсуждений.
1) Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства.
2) Учения о сущности и назначении современного государства.
3) Определение государства: единство и различие в подходах.
4) Признаки современного государства и их характеристика.
5) Проблемы международного признания государства.
6) Основные функции современного государства.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Титул.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение.
  2. Темы обсуждений.
    1. Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства.
    1. Учения о сущности и назначении современного государства.
    2. Определение государства: единство и различие в подходах.
    3. Признаки современного государства и их характеристика.
    4. Проблемы международного признания государства.
    5. Основные функции современного государства.
  1. Заключение.
  1. Список литературы.

 

Часть 1.

Введение.

Мы живем в очень интересное время (вообще любой период истории всегда чем-то интересен). Мир разделен на государства, и сейчас продолжают появлятся новые государства. А что есть государство? В моем понимании это группа людей, которые с согласия населения обязались управлять. Если население этим людям доверило всем распоряжаться, то естественно на условиях своего благополучия.

В мире много стран в каждой есть свои правители, каждая располагает  разным количеством ресурсов. Справедливо  предположить, что население страны с большими ресурсами должно и  жить лучше, однако, на примере нашего государства мы видим, что это не так! Стало быть многое (если не все!) зависит от эффективного управления государством. 

В своей курсовой работе я хочу разобраться, что такое современное  государство сегодня, какие исторические этапы предшествовали появлению такого государства и ,самое главное – действительно ли свободен, защищен и материально обеспечен обычный гражданин такого государства. Попробую разобраться. 
                                                                Часть 2.

1. Государственность как достижение человеческой цивилизации.

Государственность —  это строй общественных отношений, при котором с помощью государства  обеспечивается стабильная, сбалансированная, самодостаточная жизнедеятельность  общества. Это одно из определений, по-моему понятное и обобщающее.  
Прежде всего возникает вопрос: государственность и государство, разные ли это понятия или тождественные? Очевидно, что понятие «государственность» шире и глубже, чем понятие «государство», но, безусловно, включает в качестве своего компонента государство, хотя и не сводится только к нему. И следовательно одно не имеет места без другого. Существует несколько теорий возникновения государства и следовательно государственности. Рассмотрю их кратенько, в общем.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Но особенно широкое распростронение данные идеи получили в средневековой Европе VI-ХIII вв. Согласно теологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство — это результат «божественного промысла».

2. Патриархальная теория  рассматривает возникновение государства  из разросшейся семьи, в которой  власть монарха представляет  собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государств

3. Договорная теория  происхождения государства появилась  в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее  аспекты разрабатывались мыслителями  Древней Греции и Древнего  Рима.  Согласно этой теории  государство возникает в результате  договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

4. Марксистская концепция происхождения  государства (XIX в.) опирается на  историко-материалистическое учение  об обществе и общественном  развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали  происхождение и существование  государства с возникновением и  существованием классов. Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает.

5. Теория насилия (завоевания) являлась  одной из распространенных на  Западе в конце XIX — начале XX в. Ее сторонниками были Е.  Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными. Само по себе насилие не может стать причиной появления государства, но оказывает влияние на процесс его формирования.

6. Представители психологической теории видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. В результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения — государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

7. Автором расовой  теории происхождения государства  был французский писатель Ж.  Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие  расы на «высшие», призванные  господствовать, и «низшие», которые  обязаны подчиняться «высшим»  расам. В основе подобного разграничинения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами.

В обществе всегда есть некие  стандарты, представления о желанном поведении, тенденциях, государство несомненно должно обеспечить людей этими ценностями для более менее комфортного существования:

  • Поддержание общественного порядка
  • Противостояние разрушительному воздействию, как стихийному, так и социальному
  • Достойные условия жизни и постоянное их улучшения
  • Разрешение социальных споров
  • Соблюдение установленных правил общественных отношений.

Разобрав  это, могу сказать, что мне наиболее близка договорная теория, она подразумевает свободу, по ней люди приходят к государственности как бы естественным путем,  всем все понятно, все довольны. Конечно в процесс возникновения государства можно взять по немногу от каждого. Но, думаю, договорная теория может служить надежным фундаментом государства и государственности при определенных условиях .

Государство, каким мы его знаем сегодня, формировалось, принимало свою форму, может быть, даже стандарты, в течении всей человеческой истории. Появлялись новые идеи, которые  притворялись в жизнь не без насилия  и не сразу, а лишь спустя поколения, иногда против воли правящей элиты.  Государство и государственность я рассматриваю, все же  как достижение цивилизации, продолжающее развиваться по ходу нашей истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учения о сущности и назначении современного государства.

Что же такое сущность государства? Сущность, то есть существовать – то,  благодаря чему может существовать государство.

Государств - особая организация  суверенной власти, распространяющая её посредством права на всю территорию и население страны. Следовательно  сущностью государства является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.  Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. По моему эта теория вполне соответствует сегодняшнему положению в России – уральскую  сменила питерская элита и к этому можно добавить множество примеров о полицейской, сказать помягче, вседозволенности – щепотка полицейского государства. Не для кого это не секрет, а впрочем это моё личное мнение. Пока одна группа почует на лаврах - другая постепенно растет, крепнет и разными путями сменяет правящую группу.

Сейчас появилась “теория множественности элит”. Элит несколько, ни какая из них во власти не доминирует, а государство обеспечивает между ними свободную конкуренцию. Баланс в управлении государством обеспечивается тем, что элит много и они мирно, без насилия обо всем договариваются на обоюдовыгодных условиях. 

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.  

Технократическая теория, по сути, является материализацией идеи, имевшей  место еще в античной политической и правовой культуре, о том что  править должны знающие. Данная теория интерпретирует отправление властных полномочий как некий технологический процесс, требующий определенных знаний и соответствующей квалификации. Технократическая теория, отвергает классовые основы власти, место которых занимает соответствующая квалификация в области государственного менеджмента, что в определенной мере способствует реализации социально ориентированных функций государства

Модернизированная доктрина технократии исходит из факта все большего воздействия на жизнь человека технических новинок, вследствие чего власть в государстве должна сосредотачиваться в руках у нового политического класса-класса технократов.

Есть несколько ветвей технократического учения. Одна из них-теория корпоративного государства. Согласно теории государство выступает  в форме успешной корпорации, производящей общественные блага для граждан.

Другая ветвь – государство “социального контракта”. Создание власти действующей согласно социальному контракту. Заказчики-избиратели, исполнители- избранные профессионалы в государственном управлении.

Далее рассмотрю учение о правовом государстве. Правовое государство! Главным приоритетом власти являются законные права гражданина! Ни о каких элитах или технократах речи быть не может - стране правит Закон, который одобрен (принят) народом (или его представителем, например парламентом). Приведу одно из определений правового государства. Правовое государство - это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечиваются максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом.  Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. 

Разбираемся дальше. В каждой же стране есть свои законы и права граждан. Но даже Россию правовым государством не назовешь, к нашему всеобщему сожалению.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о  правовых отношениях в обществе. К  ним относятся Устав Организации  Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Информация о работе Современное государство