Современное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хочу разобраться, что такое современное государство сегодня, какие исторические этапы предшествовали появлению такого государства и ,самое главное – действительно ли свободен, защищен и материально обеспечен обычный гражданин такого государства. Попробую разобраться.

Содержание работы

1. Введение.
2. Темы обсуждений.
1) Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства.
2) Учения о сущности и назначении современного государства.
3) Определение государства: единство и различие в подходах.
4) Признаки современного государства и их характеристика.
5) Проблемы международного признания государства.
6) Основные функции современного государства.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Титул.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Различают внутренний и  внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет  — это верховенство в решении  внутренних дел. Внешний суверенитет  — это независимость во внешних  делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно  указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным  государствам (единый государственный  язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы международного признания государства.

Международное признание, как сказано  выше, является одним из признаков  современного государства. Без признания  государство не имеет возможности  участвовать в международных  отношениях, по сути будет политически  изолировано, как минимум. Чтобы  государство признали, оно должно удовлетворять условиям определенными международным сообществом. Как правило это демократические принципы управления, соблюдение прав и свобод человека и т.п. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.

Есть две сложившиеся теории признания государства: декларативная, когда граждане могут самоопределиться и никакое международное признание не требуется и конститутивная теория,  здесь наоборот, необходимо международное признание.

Конечно, более либеральной на первый взгляд выглядит декларативная теория, мол люди сами выберут как им жить, они сами себе хозяева и прочее. С другой стороны посмотреть на это, получится многие территории от государств захотят отделиться, хотя бы по национальному признаку. И что получится? Множество мелких государств, у каждого своя армия (какая никакая), думаю из за этого в мире проблем только прибавиться.

В современном мире критерием признания  государства может служить членство в ООН. Согласно Уставу ООН открыто “для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять”  Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает .его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения. Интересно, что для приема нового члена, необходима поддержка 9 из 15 — членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи. Тем не менее на сегодняшний день в состав этой организации входят 193 государства из 195.

Признание государства как  субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства неконституционным путем. Данная ситуация породила ряд юридических доктрин.

В современных условиях признание  правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти. 
Проблема признания может возникать применительно к национально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны. 
Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Это облегчает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные функции современного государства.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Выполняя свои функции добросовестно, государство удовлетворяет интересы различных сфер населения страны, прежде всего. Интересы в каждое время  существования государства могут  быть разными в зависимости от внешних и внутренних факторов. Например, если дело идет к войне, государство старается её избежать дипломатическим путем и готовит население к отражению агрессии, наращивает военное производство. Хотя бы из этого примера видно: государство решает вопрос и внутри и во вне. Следовательно имеют место быть внутренние и внешние функции у государства, при этом они бывают тесно связаны между собой.



 



          Экономическая                                              Оборона          


 

          Политическая                                               Дипломатическая функция                    


                                                                                   

          Социальная                                                    Миротворческая


 

          Правоохранительная                                    Внешнеэкономическая функция                        


 

         Экологическая                                               Культурное сотрудничество         


                                                                                  

 

                                                    Сотрудничество в решениях                                               глобальных проблем 


 

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

 Экономическая функция выражается  в выработке и координации  государством стратегии и тактики  развития страны в наиболее  оптимальном режиме. Экономическая  деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

 Политическая функция  обусловлена необходимостью осуществления  им гармонизации интересов различных  социальных групп. Используя такие  методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство  способно выявить действительную  расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия  в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

 Правоохранительная  функция, или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность  государства по обеспечению точного  и полного выполнения положений  законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

 Экологическая функция  в последнее время выдвигается  в разряд основных функций  государства. Человечество подошло  к такому рубежу, когда его  деятельность ставит под угрозу  само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Внешние функции - это  основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.  

Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В  настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

Дипломатическая функция  способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

 Миротворческая  функция заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

Информация о работе Современное государство