Современное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хочу разобраться, что такое современное государство сегодня, какие исторические этапы предшествовали появлению такого государства и ,самое главное – действительно ли свободен, защищен и материально обеспечен обычный гражданин такого государства. Попробую разобраться.

Содержание работы

1. Введение.
2. Темы обсуждений.
1) Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства.
2) Учения о сущности и назначении современного государства.
3) Определение государства: единство и различие в подходах.
4) Признаки современного государства и их характеристика.
5) Проблемы международного признания государства.
6) Основные функции современного государства.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Титул.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Правовое государство  можно отличать по его признакам, в них верховенство держат Закон  и Право. Итак, его признаки:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отмечу теорию «государства благоденствия». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений. Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30-х гг.

Суть теории состоит в том, что  государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток – умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Существует так же теория “государства, благоприятствующего  труду”. Согласно теории государство обеспечивает гражданам самым необходимым, остальное уже зависит от человека, больше работы - больше благ. По моему справедливо.

В 80-х годах прошлого века появилась теория глобализации мирового государства. То есть стираются границы между государствами, образуется единое правительство, все люди – сограждане. Сегодня человечество уже сталкивается с некоторыми проявлениями глобализации – Евросоюз, НАТО, Всемирный банк и т.д. Нужно отметить, что все эти организации – порождение Запада и несут западные ценности и стандарты всему миру, если не сказать – навязывают. Чего стоят только войны в Ираке, в Ливии. Не для кого не секрет, что действо проходило не без активного участия НАТО, между прочим, это самые нефтеносные районы.

А если говорить о мировом правительстве, очевидно значительные посты займут представители Запада. А что может  сделать, скажем, английский министр  для народа, например, Чили? Да и сильно ли он в этом будет заинтересован? Считаю, что эта теория боле интересна Западу, который получат доступ без кровопролития ко всем мировым ресурсам.

 

 

 

3. Определение государства: единство и различие в подходах.

Как упоминалось выше, есть множество  определений государства, но нельзя не согласиться, что это понятие настолько широкое и объять все его критерии в одном определении представляется маловероятным.

 Чтобы сформулировать наиболее  точное, всеохватывающее определение  нужно разобраться с подходами,  из которых строится определение. Надо сказать, подходов к определению государства существует немало, буду работать с указанными ниже. Разобью их на типы и дам краткую характеристику:  власти (политологический подход), связи государства и граждан (социологический подход), функционирование государства (функциональный подход), юридические обязательства государства перед обществом (юридический подход), влияние граждан на власть (общедемократический подход).

Политологический подход можно  определить как власть, т. е. “подчинять своей воле других, заставлять других соопределять своё поведение с волей властвующего”. Из такого примитивного понятия власти и состоит в определении государства понятие государственной власти. Отличительно, публичная власть употребляется в определениях раздельно от государственной.

Социальный подход рассматривает  государство как тип социальной организации в масштабе всего  общества.

Функциональны подход в определении  государства уделяет внимание на осуществлении государством своих  функции управления при помощи гос. органов.

Юридический подход указывает на отношения между государством и гражданином, с тем, что государство хоть издает и корректирует законы, но должно само их придерживаться.

Общедемократический подход вытекает из действующих в стране демократических норм правового государства: главенство закона, соблюдение прав человека и др.

Единство в перечисленных подходах меня видится в объединяющей роли государства в обществе, а также в регулировании поведения граждан.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Признаки современного государства и их характеристика.

Вернусь снова к определению  понятия государства. Отличить государство  от иных организаций можно по, присущим ему свойствам и признакам. Собственно эти свойства и делают возможным  руководство государства над  гражданами. Можно сказать больше: можно указав признаки и свойства государства, понять его сущность. Вот они:



 



          Территория                                                         Единый государственный язык


 

          Население                                                           Единая дорожная транспортная                 


                                                                                        система

 

          Публичная власть                                              Единая энергетическая система


 

          Право                                                                  Единая денежная единица


 

         Правоохранительные органы                           Единое экономическое                    


                                                                                       пространство

 

          Армия                                                                 Единая информационная система


 

          Налоги                                                                Единая внешняя политика


 

         Государственный суверенитет                        Государственные символы


 

Опишу  основные признаки.

  1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
  2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.
  3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей этого государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной  власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

  1. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
  2. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется  неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

  1. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
  2. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
  3. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Информация о работе Современное государство