Современное понимание права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации
человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой
организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы
сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,
предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его
членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия
соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является
признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная
нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает
официальную социальную власть от господства физической силы и
непосредственного насилия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. История развития понимания права. 5
Глава 2. Современное понимание права. 13
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 13
2.2. Принципы права. 18
2.3. Функции российского права. 19
2.3.1. Классификации функций права. 19
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 20
2.3.3. Неосновные функции права. 23
2.3.4. Социальное назначение права. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение. 3

Глава 1. История  развития понимания права. 5

Глава 2. Современное  понимание права. 13

2.1. Понятие,  сущность, основы функционирования  права. 13

2.2. Принципы  права. 18

2.3. Функции  российского права. 19

2.3.1. Классификации  функций права. 19

2.3.2. Основные  функции права: регулятивная и  охранительная. 20

2.3.3. Неосновные  функции права. 23

2.3.4. Социальное  назначение права. 26

Заключение. 29

Список использованной литературы. 30

 

 

Введение.

 

Право – это один из важнейших  институтов человеческой цивилизации.

Возникновение права обусловлено  процессом социализации и рационализации

человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой

организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического  развития человеческий коллектив для  того, чтобы

сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,

предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его

членов правила и нормы  поведения – нормативный порядок.  Без наличия

соответствующего порядка  невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является

признаком и назначением  всякой общественной власти.  Именно определенная

нормативная организация  всего социума и упорядочение применения силы отличает

официальную социальную власть от господства физической силы и

непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает

наличие права.  Право (оформленное  в виде государственной власти) возникает

тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные  люди.  Власть в

первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.

Свободные и несвободные  индивиды появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и  нормам родовой власти приходят право  и государство, как

всеобщая и необходимая  форма защиты свободы индивидов  – субъектов права и

государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство  возникают и

развиваются как две взаимосвязанные  части единого по своей сути способа

существования свободных  людей.  Под государством понимается такая форма

официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в

соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет

права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей  (объектов права

и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс

права как формы свободы  привел к ликвидации института рабства, хотя

фактическое неравенство  не исчезло.  Однако природа и  сущность права, его

основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его

существования.

 

Глава 1. История  развития понимания права.

 

История теории правовой мысли  знает две основные концепции  понимания права:

юридическую и легистскую.  Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон)

отождествляет право и  закон.  Право по ней – это  продукт, норма официальной

власти, государства, которое  существует лишь как закон, указ, постановление,

судебный прецедент, обычное  право, т.е. как позитивное  (существующее,

действующее) право.  Для  легизма в целом характерно пренебрежение правами

человека и гражданина.

Для юридического типа понимания  права (от латинского "jus" – право)

характерно, прежде всего, различие права как социального явления, которое

объективно существует и  действует независимо от других, со своей сущностью,

принципами, функциями и  позитивного права, выраженного  в законе и

государстве.  В рамках юридического правопонимания существуют два подхода:

естественно-правовой и современный  либертарно-юридический.

Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку

изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право,

которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и

является безусловным  источником и абсолютным критерием  всех человеческих

установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что

всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ

принцип противопоставления идеального "естественного", права  человеческому

"искусственному", позитивному  праву, которое справедливо и  правильно

постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".

В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается

не естественное право  в его различных формах, а бытие  и нормативное выражение

принципа формального  равенства, который понимается как  единство трех основных

компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права  нормы и меры,

свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер).

Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство  являются

позитивным выражением права.

Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся  к

ранним мифологическим и  религиозным воззрениям на земные порядки, формы

устройства общественной жизни людей.  Они появились  еще во времена

формирования первобытных  человеческих сообществ.  Согласно ним все правила и

установления, действующие  в отношениях между людьми, восходят к

сверхчеловеческому, божественному  источнику и должны быть земным воплощением

естественного (т.е. божественного)  порядка справедливости.  Например, у

древних греков выражение  такого порядка воплощено в богине справедливости

Фемиде (образ которой  и сегодня символизирует право).  Исследования

представлений о праве  в Древней Греции развивались  в целом в русле поисков

объективных основ полиса.

Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение

космического порядка, нечто  общее, одинаково божественное и  разумное по их

истокам и смыслу.  Справедливость состоит в том, чтобы следовать

божественному порядку.  К концепции Гераклита восходят те естественно-

правовые доктрины, которые  под правом понимают норму всеобщего  разума,

подлежащую выражению в позитивном законе.  У Демокрита в развернутом виде

встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к

"природе", соответствие  ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости.

В дальнейшем многие философы  четко противопоставляют искусственному закону

полиса право по природе  как разумное начало.  Причем некоторые, например,

Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы

устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в

господстве сильных над слабыми.  Другие, например, Алкидам обосновывали идею

естественного равенства  и свободы всех людей (включая  и рабов).  Они

утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство  же

проистекает из человеческих законов.

Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные,

идеальные, божественные начала.  Так, Сократ считал, что мерой соответствия

закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о

нравственно-прекрасном).  Согласно Платону, справедливость предполагает

"надлежащую меру, определенное  равенство", –пропорциональное и

количественное.  Эти положения  были развиты Аристотелем в его  учении о двух

видах права: естественном и волеустановленном (позитивном).  По Аристотелю,

естественное право –  то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит

от признания его положений, т.е. объективно существует.  Аристотель трактовал

право как политическую справедливость, а справедливость как норму

естественного права.  Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей

основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

Понимание права и государства  в рамках естественно-правовой доктрины

характерно и для древнеримской  юриспруденции, которая опиралась  на

древнегреческие учения.  Поскольку первоначально право  понималось как

божественное явление, то и впоследствии, после появления  светского права, –

собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство

добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально

данное, а потому правильное.  У всех выдающихся римских юристов: Цицерона,

Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-

правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось

частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права  носило не

просто обязательный, а  сакрально-императивный характер, закон  понимался как

"общая клятва республики", общий обет государства.

В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а

римское право было исходным пунктом их деятельности.  С X-XI вв. в результате

синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе

которой лежит разработанная  римскими юристами идея правовой справедливости,

согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и  заменена

правилом, диктуемым справедливостью.

У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).  В ее

представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и

позитивным правом, его  разрешение принадлежит законодательной  власти, при

этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли

значительный вклад в  разработку позитивного права, отработку  его системной

логики.

Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-

XV вв. трактовала естественное  право как вечное, разумное начало, выводимое

из природы вещей и  соответствие его критериям необходимо для признания норм

закона (позитивного права).

С XVI в. в юриспруденции  главенствует гуманистическое направление,

представители которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского

права с новыми историческими  условиями.  Право для них –  прежде всего

позитивное право, хотя они  не отрицали полностью нормы естественной

справедливости.

Подобный подход к праву  был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая

сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена"

[1].  Под законом он понимал все действующее, позитивное право.  Такое

понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители  различных

направлений юридического позитивизма.

Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную природу человека

как социального существа, которому "присуще стремление к... руководимому

собственным разумом общению  человека с себе подобными".

[2]  Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а

волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий,

выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

Информация о работе Современное понимание права