Современное понимание права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации
человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой
организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы
сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,
предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его
членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия
соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является
признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная
нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает
официальную социальную власть от господства физической силы и
непосредственного насилия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. История развития понимания права. 5
Глава 2. Современное понимание права. 13
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 13
2.2. Принципы права. 18
2.3. Функции российского права. 19
2.3.1. Классификации функций права. 19
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 20
2.3.3. Неосновные функции права. 23
2.3.4. Социальное назначение права. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

Дж. Локк в XVII в. утверждал, что  естественный закон "требует мира и

безопасности для всего  человечества". Но в естественном состоянии нет

достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо

общественное согласие, которое  ведет к общественному договору об учреждении

государства, причем "великой  и главной целью объединения  людей в государство и

передачи себя под власть правительства"

[3] является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и

собственность.

Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие

законы.  Он представлял их как связь различных факторов (религиозных,

национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые

влияют на законодательство.  Правовой смысл "духа законов" по-разному

проявляется в различных  формах права (церковном, государственном,

гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры

общего учения о праве  с учетом как их единства, так и различий между ними.

Огромное влияние на развитие теории права оказало учение Иммануила Канта.  Он

разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве.

"Чистое", философское,  рациональное право – это система  априорных максим

(велений, долженствований), вытекающих из требований разума.  Эти максимы

выступают как категорические императивы, т.е. требования должного.  Правовой

императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего

произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".

[4]

На базе философского учения Канта о праве и государстве, немецкий юрист Г.

Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое  учение о

позитивном праве с  его исторического трактовкой.  Он считал, что

юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии  права, и

истории права.  В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф.

Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права.  Они обосновывали

первичность исторически  трактуемого права по отношению  к праву позитивному.

Принцип историзма здесь  заменяет принцип разума в естественно-правовых

концепциях.  Вместо разумного права представители этого направления считали

"народный дух", т.е.  правовые представления каждого  народа в конкретное время

основным правообразующим  фактором.  Историчность права означает живую связь

права с жизнью народа, с  развитием его культуры, языка, нравов.  Отсюда

исходит консерватизм исторической концепции.  Так, Савиньи отмечал, что

право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале  создается его

нравами и верованиями, а  лишь затем – юриспруденцией, не произволом

законодателя, а незаметно  действующими внутренними силами народной жизни.

Георг Гегель считал, что  только философия права является подлинной наукой о

праве.  Право, по Гегелю, – это действительность свободы, "наличное бытие

свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с помощью правильного

мышления, философского познания права.  Он считал, что "Законы природы

абсолютны и имеют силу так, как они есть....  Чтобы знать, в чем состоит закон

природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными  могут быть

лишь наши представления  о них", для чего, – "В праве  человек должен найти свой

разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и  этим занимается

наша наука в отличие  от позитивной юриспруденции."

[5].  Такой подход обусловлен представлениями Гегеля о тождестве бытия и

мышления.

В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал  в школе

аналитической юриспруденции.  Видное место в ней занимает "чистое учение о

праве" Г. Кельзена.  Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку о позитивном

праве, об официальных установлениях государства, без использования методов

других наук – психологии, социологии, этики, политической теории.  В отличие от

них, опирающихся на причинно-следственное объяснение действительности,

правоведение по Кельзену – это нормативная наука с нормативными, т.е.

формально-логическими методами, опирающимися на долженствование, т.е. по сути

законоведение.  Согласно его нормативизму "всякое государство  и есть правовое

государство".  "С  точки зрения последовательного  правового позитивизма право,

как и государство не может  быть понято иначе, нежели как принудительный порядок

человеческого поведения .."[6].

При этом он отвергает понятие  правового государства, "которое  отвечает

требованиям демократии и  правовой безопасности", поскольку  это, –

"предрассудок, основанный  на теории естественного права"

[7].  Под правопорядком он понимает позитивное право с любым произвольным

содержанием.  Такой нормативизм  является юридическим оформлением  авторитаризма

и деспотизма.

Нормативизм Кельзена оказал большое влияние на модернизацию позитивистского

направления в XX в.  в неопозитивистском  учении Г. Харта о праве.  Система

норм, его составляющая, делится  на первичные – правила обязывания и вторичные

– правила признания, изменения  и решения.  "Познавательно-критическая  теория

права" О. Вайнбергера относит к главным дисциплинам правовой науки философию

права, догматику права, историю  права, социологию права, сравнительное  право.

Каждое из этих учений выполняло  свою функцию в рамках систематического

разделения научно-юридического труда, содействовало углублению юридических

исследований и развитию юридической науки.

Представители социологического направления (О. Конт, Г. Спенсер)

рассматривали общество как  органически целое.  Назначение права  в их

позитивистской социологии, заключается в способствовании  гармонизации и

прогрессу общества, утверждению  в нем порядка.

Сторонники психологических  концепций права – Т. Тард, Ф. Гиддинг, Л.

Петражицкий видели основы и истоки права и общества в психике людей.  Так,

Тард причиной возникновения права (как и любого социального явления) считал

приспособление, подражание, открытие.  Благодаря им первоначальные открытия

систематизировались и складывались в систему законов и правительство.

Согласно Гиддингу, причиной возникновения общества, государства и

соответственно, права является сознание породы (расы,), т.е. поиск людьми

подобных себе.

Согласно марксистской концепции, представленной в трудах К. Маркса и  Ф.

Энгельса, а также Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, право  и государство, как

общественные явления, являются настройкой по отношению к базису –

производственным отношениям.  Правовые отношения и соответственно, право

возникает из экономических  отношений по поводу частной собственности,

обслуживают эти отношения, и являются необходимой формой их выражения и

существования.  Поэтому  негативное отношение к частной  собственности,

присущее марксизму, распространяется и на надстроечные явления, порожденные

частнособственническим  способом производства.  Коммунизм, по Марксу, это

прежде всего ликвидация буржуазной частной собственности, и вместе с тем, –

всякой частной собственности, поскольку буржуазная собственность  представляет

собой исторически наиболее развитую форму собственности.  Соответственно,

буржуазное право (как  и право вообще), подлежит ликвидации, после чего в

условиях коммунистического общества какое-либо право невозможно в принципе,

поскольку всякое право есть право неравенства.

Однако фактически, в условиях Советского государства, установилась, по сути,

легистская концепция понимания права, поскольку в ее основе лежит

отождествление права  и действующего законодательства, правовыми  нормами

считались практически любые  субъективные и произвольные приказы  и

установления власти.

В XX веке, особенно во 2-й половине концепции естественного права  вновь стали

актуальны, благодаря их антитоталитарной интерпретации.  Этому способствовала

ведущая роль его представителей в разработке проблем неотчуждаемых  прав и

свобод человека, ценности права, правового государства.  Особую роль в этом

сыграла работа Г. Радбруха "Законное неправо и надзаконное право".  Он

подчеркивал, что юридический  позитивизм ответствен за извращение права при

национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил

немецких юристов перед  лицом законов с произвольным и преступным содержанием"

[8]. Такому подходу Радбрух противопоставляет неокантианскую трактовку

справедливости как сущности понятия надзаконного права, которому должно

соответствовать позитивное право.

 

Глава 2. Современное  понимание права.

 

 

2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права.

 

В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права как

метода регуляции общественных отношений.  Основой такого регулирования  является

равенство всех субъектов  права, т.е. правовое равенство.  Правовое равенство –

это формальное равенство  свободных людей.  Можно сказать, что "Основанием

правового уравнивания различных  людей является свобода индивидов  в социальных

отношениях".[9]  Поэтому говорить о

равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

В реальности люди, т.е. субъекты права фактически обладают различными

имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными  знаниями и

навыками, а, следовательно, и различными возможностями в  жизни.

Формально-правовое равенство  означает равную возможность для  всех свободных

людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную

правоспособность.  Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими

возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их

реальные права будут  неравными.  Такое различие в приобретенных правах (или

обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения

принципа формального  равенства, – "Основанием (и критерием) правового

уравнивания различных людей  является свобода индивидов в  социальных отношениях,

признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и  правосубъектности".

[10]  Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное

равенство свободных индивидов  есть необходимое условие существования  права и

правового государства.  Можно сказать, что люди свободны в меру своего

равенства и равны в  меру своей свободы.  Свобода человека (как физическая, так

и свобода его воли) и  равенство прав членов общества неотделимы и взаимно

предполагают друг друга.

Право преобразует фактические  различия между людьми в порядок  равенств и

неравенств, согласованных  по единым нормам.  Другие концепции  понимания

права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие  свободу в пользу

принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

Равные права свободных  членов общества охватывают все сферы  жизни человека,

включая и экономические (базовые для его физического  существования), а

Информация о работе Современное понимание права