Современное понимание права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации
человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой
организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы
сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,
предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его
членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия
соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является
признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная
нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает
официальную социальную власть от господства физической силы и
непосредственного насилия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. История развития понимания права. 5
Глава 2. Современное понимание права. 13
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 13
2.2. Принципы права. 18
2.3. Функции российского права. 19
2.3.1. Классификации функций права. 19
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 20
2.3.3. Неосновные функции права. 23
2.3.4. Социальное назначение права. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

Экологическая функция тесно  связан с экономической, ее объектами являются

земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство.

Появление этой функции права  связано не с тем, что экономическая  функция

оказалась не в состоянии  решить задачи экологической защиты общества, а с

тем, что экологическая  сфера стала в современных  условиях очень важной и

превратилась в одну из проблем существования человечества.  У права своя ниша

в ее решении, – юридическое  воздействие на деятельность человека, в целях

защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет  все возрастать.

Идеологическая функция  отражает способность права воплощать  в жизнь идеологию

индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли  и чувства.  В той

мере, в какой в праве  выражаются соответствующие интересы личности

предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной

из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания

граждан, осознания необходимости  соблюдения норм права.  Исходя из этого,

идеологическую функцию  называют также воспитательной.

Элементом идеологической функции  является информационная функция права.

Законодатель выражает в  правовых предписаниях определенную информацию: о

государственном устройстве, о структуре органов власти и управления, о правах

и обязанностях граждан и  должностных лиц, вообще о правилах поведения в

обществе.  Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с

Основного закона и другие правовые акты.

В настоящее время в  системе функций права в качестве отдельной выделяется

функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав,

т.е. социальной функции в  узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы

как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое  обслуживание,

систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры.

Защиту социальных прав граждан  обеспечивает, прежде всего, Конституция  и

отраслевое законодательство.

Одна из основных функций  права – регулирование общественных отношений, оно

осуществляется как с  помощью методов принуждения, так  и убеждением.

Например, методом таких  функций как идеологическая и информационная является,

безусловно, убеждение, но и  в охранительной функции присутствуют оба метода.

То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем

или иным способом в зависимости  от конкретных обстоятельств.  Принуждение  и

убеждение в праве находятся  в балансе друг с другом.  Когда  совершается

преступление, к преступнику  применяется принуждение, так же как в случае

установления запрета, наложения  санкции или ответственности  имеет место

принуждение в форме ограничения  каких-либо прав или свобод.  Однако сам факт

наказания или иного принуждения  оказывает влияние на некоторых  лиц, побуждая

их отказаться от совершения правонарушения.  Таким образом, оба этих метода,

каждый по-своему, позитивно  или негативно, выполняют задачу закрепления и

охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.

 

2.3.4. Социальное  назначение права.

 

Понимание права как воли господствующего класса характерно и для марксизма.

Действительно, отдельные  правовые средства закрепляли и закрепляют

имущественные или иные интересы различных классов, групп общества,

корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д. Однако классовый компонент  права

является выражением общесоциального начала права, т.е. базового,

определяющего, поскольку  и происхождение, и основное назначение права как

важнейшего регулятивного  социального института (наряду с  религией, этикой),

его встроенность в существование человеческой цивилизации позволяет говорить

о том, что в праве концентрируется  индивидуальная воля всех членов общества.

Поэтому можно говорить об общей воле социума как основе сущности права.

Действительно, реальную силу праву придает именно соответствие согласованным

интересам, общей воле индивидов (субъектов права). Если же требования норм

права не выражают общей  воли, то никакими механизмами, в т.ч. и принуждением

государства невозможно обеспечить их полное исполнение. Таким образом, можно

сказать, что сущность права  – это обусловленная материальными и социально-

культурными условиями жизни  общества, характером социальных групп  и индивидов

общая воля, как результат  согласования их интересов, признаваемая

государством и выступающая общесоциальным регулятором поведения, мерой

свободы и ответственности  субъектов права.

Отсюда можно вывести  понятие социальной сущности права  как способности

служить целью и средством  для удовлетворения социально справедливых

потребностей и интересов как индивидов, так и общества в целом. Оно

характеризует те явления  объективной действительности, которые  способны

удовлетворять потребности  субъекта социума, полезные и необходимые  для его

существования и развития.

Назначение права в  социальном смысле состоит в том, что оно обеспечивает

потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в  подчинении их

поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства  прав,

свободы и справедливости[16].

Социальное назначение права  складывается из потребностей общественного

развития. В соответствии с ними создаются законы, направленные на закрепление

определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное

назначение права выступает  тем отчетливее, чем острее ощущается  необходимость

в закреплении регулирования  или охраны общественных отношений. Социальная

роль государства характеризуется  в юридической науке термином функция права.

Функция права охватывает одновременно как назначение права, так и вытекающие

из него направления воздействия  права на общественные отношения. Такое

воздействие возможно либо в форме упорядочения общественных отношений при

помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений и

предписаний), т.е. правового  регулирования, либо при помощи идеологического,

психологического воздействия  на сознание и действия людей, т.е. собственно

правового воздействия.

Функционирование права  в реальной жизни основывается на общеобязательных для

всех его субъектов  исходных нормативно-юридических положениях, которые

определяют содержание правового  регулирования, и выступают мерой  их

поведения, т.е. принципах права. Влияние права на общественные отношения в

форме правового регулирования  или воздействия базируется на принципах  права,

которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе

правового регулирования.

 

Заключение.

 

Изучение права и государства  было важно всегда, но в современный  период

особенно.  Право –  это развивающийся институт, поскольку  развивается само

общество, а в наше время  в обществе происходят большие изменения.

Направление его развития в недавнем прошлом определялось противоречием между

капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и  его фактическим

отрицанием.

Исторически развитие человеческого  общества – от первобытной родовой  общины к

рабству и феодализму, от них к капитализму и социализму, а затем к

посткапиталистическому и постсоциалистическому гражданскому цивилитарному

строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы.  Однако

это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно.  В современном

понимании, право и государство  неразрывно связаны.  Форма власти, в которой

не обеспечивается свобода  и формальное равенство прав граждан, не может

называться государством.  В таких обществах господствует деспотический строй.

В зависимости от исторического  типа общества, деспотизм принимает  различные

формы.  Различия между  древневосточными или феодальными  деспотиями и

современными тоталитарными  и авторитарными обществами огромно.  Однако у них

есть общая черта –  все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии

властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, –

древний император или  современный класс номенклатуры.  Нормы, регулирующие

отношения в таких обществах  не могут называться правом, как  сами деспотии не

могут называться государством.

Государством следует  признать лишь такую форму организации  официальной

социальной власти, которая  обеспечивает соблюдение прирожденных и

неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенство правового закона,

организации системы государственной  власти на основе принципа разделения

властей на законодательную, исполнительную и судебную.  Такая форма правовых

взаимосвязей между индивидами, обществом и государством является основой

правового государства и  гражданского общества, создание которых  в нашей

стране – важнейшая  и актуальная задача.

 

Список использованной литературы.

 

1.          Гегель Г. Философия права.  М., 1990.

2.          Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.

3.          Гроций Г.  О праве войны и мира.  Три книги, в которых

объясняются естественное право  и право народов, а также принципы публичного

права. - М., 1956.

4.          Кудрявцев В.Н.  О правопонимании и законности. // Государство и

право, 1995, № 3.

5.          Лазарева В.В. Общая теория  права и государства. - М.: Юрист, 2000.

6.          Лейст О.Э.  Три концепции права. // Советское государство и

право, 1991, № 12.

7.          Локк Дж. Избранные философские  произведения. Т.2. - М., 1960.

8.          Мальцев Г.В.  Социальная справедливость  и право. - М., 1977.

9.          Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства.  Учебник для

вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.

10.      Пратасов В.Н.  Что и как регулирует? - М., 1995.

11.      Радищев  А.Н.  Избранные философские сочинения. - М., 1949.

12.      Рассловова М.М., ЛучинаВ.О., ЭбзееваБ.С. Теория государства и права.

Учебник.  - М.: Закон и  право, 2000.

13.      Сандсвуор П.  Введение в право. - М., 1994.

14.      Теория  государства и права. Учебно-методическое  пособие. / Сост.

Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000.

15.      Тихомиров  Ю.А.  Публичное право. - М., 1995.

16.      Чистое  учение о праве Ганса Кельзена. / Сб. переводов. - М., 1988,

вып.2.

17.      Штаммер Р.  Сущность и задачи права и правоведения. - СПб, 1908.

18.      Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1985.

 

 

 

[1] Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936. С. 214.

[2] Гроций Г.  О праве войны и мира.

Три книги, в которых объясняются  естественное право и право народов, а также

принципы публичного права. - М., 1956, - С. 52.

[3] Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960. - С.72.

[4] Цит. по "Общая теория права и

государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. -

С.120.

[5] Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. - С. 57.

Информация о работе Современное понимание права