Современные формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является раскрытие особенностей различных форм правления преимущественно в современных условиях.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и дать общую характеристику формам правления.
2. Раскрыть понятие и дать общую характеристику монархии как форме правления.
3. Раскрыть понятие и дать общую характеристику республики как форме правления.
4. Классифицировать нетипичные формы правления.

Содержание работы

с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Понятие и общая характеристика форм правления_______________5
Глава 2. Основные формы правления_________________________________7
2.1. Монархия как форма правления.____________________________7
2.2. Республика как форма правления.____________________________10
Глава 3. Понятие и общая характеристика нетипичных форм правления._____12
3.1. Нетипичные формы монархий._____________________________13
3.2. Нетипичные формы республик.______________________________17
Глава 4. Причины возникновения нетипичных форм правления.____________26
Заключение________________________________________________________27
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Филиал в г. Перми

Кафедра ____________________________

 

Оценка____________

Подпись преподавателя____________

«____»_______________2011 г.

 

Современные формы  правления

                                                                                                   Курсовая работа

по_Теории государства и права

                                                                                                       (название учебной дисциплины)

_Мауль Альбины Александровны

студентки курса_I_курса, группы_Ю-311_

Специальность:__юриспруденция

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011

 

 

 

 

 

Оглавление

                                                                                                                                    с.                 

Введение _________________________________________________________3

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика форм правления_______________5

Глава 2. Основные формы правления_________________________________7

           2.1. Монархия как форма правления.____________________________7

           2.2. Республика как форма правления.____________________________10

Глава 3. Понятие и общая характеристика нетипичных форм правления._____12

            3.1. Нетипичные формы монархий._____________________________13

            3.2. Нетипичные формы республик.______________________________17

Глава 4. Причины возникновения нетипичных форм правления.____________26

Заключение________________________________________________________27

Список использованных источников и литературы_______________________28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В период всего существования  политически организованного общества вопросы формирования государственных  органов и осуществления государственной власти не утрачивают своей актуальности. Стабильность политической ситуации во многих странах напрямую зависит от правильного выбора формы правления в том или ином государстве с учетом традиций и менталитета народа. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

Форма правления как  элемент формы государства является основополагающим фундаментом для формирования и функционирования правовых институтов, взаимоотношений личности и государства, эффективности правового регулирования.

В теории государства  и права различают две основные формы правления: монархию и республику, которые подразделяются на классические виды, присущие большинству стран. В современных динамичных условиях развития общества и государства возникают нетипичные формы правления, которые проявляются в одном или нескольких государствах.

Основной целью исследования является раскрытие особенностей различных форм правления преимущественно в современных условиях.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих  задач:

1. Раскрыть понятие и дать общую характеристику формам правления.

2. Раскрыть понятие и дать общую характеристику монархии как форме правления.

3. Раскрыть понятие  и дать общую характеристику  республики как форме правления.

4. Классифицировать нетипичные формы правления.

5. Охарактеризовать нетипичные формы монархий.

6. Охарактеризовать нетипичные формы республик;

7. Выявить причины возникновения нетипичных форм правления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и общая характеристика форм правления.

 

Форма правления является одной из важнейших частей формы  государства. Понятие формы государства зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, "осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)". В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанные критерии остались прежними: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

В теории государства  и права различают две основные формы правления: монархию и республику.

Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной  и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом  и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Разумеется, форму современного государственного правления характеризует  статус верховной власти в целом, который складывается из содержательной характеристики так называемых высших государственных органов, среди  которых чаще всего фигурируют глава государства, парламент и правительство в разной последовательности. Подобная схема организации верховной власти в государстве органически вытекает из современных требований разделения властей, самостоятельного (автономного) существования так называемых ветвей власти, триада которых включает власть законодательную (парламент, надпарламентские структуры и другие органы учредительной власти), исполнительную (правительство, иногда президент) и судебную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные формы правления.

2.1. Монархия  как форма правления.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству.1 Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой  выделяют также следующие преимущества:

  • Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
  • При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
  • Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской  диктатурой выделяют также следующие  преимущества:

  • Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;
  • После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

  • Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии — после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.
  • Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
  • Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
  • При монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры;
  • При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при республике;

Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а  фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Республика как форма правления.

Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Республике присущи  следующие признаки:

  • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Источником власти признается народ.
  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республики).

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

  • как избирается парламент,
  • как формируется правительство,
  • какой объём полномочий принадлежит президенту.

Современные республики подразделяются на парламентарные и  президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

Информация о работе Современные формы правления