Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 10:33, курсовая работа
Основной целью исследования является раскрытие особенностей различных форм правления преимущественно в современных условиях.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и дать общую характеристику формам правления.
2. Раскрыть понятие и дать общую характеристику монархии как форме правления.
3. Раскрыть понятие и дать общую характеристику республики как форме правления.
4. Классифицировать нетипичные формы правления.
с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Понятие и общая характеристика форм правления_______________5
Глава 2. Основные формы правления_________________________________7
2.1. Монархия как форма правления.____________________________7
2.2. Республика как форма правления.____________________________10
Глава 3. Понятие и общая характеристика нетипичных форм правления._____12
3.1. Нетипичные формы монархий._____________________________13
3.2. Нетипичные формы республик.______________________________17
Глава 4. Причины возникновения нетипичных форм правления.____________26
Заключение________________________________________________________27
Список использованных источников и литературы
Правление политической организации. Субъектом высшей государственной власти является партия или иная политическая организация. Например, в западноафриканском государстве Буркина-Фасо верховная власть была присвоена политической партией, председатель которой стал главой государства, правительства и обладателем других должностей. Государство и политическая организация нераздельны, структурно совпадают. Блэйз Компаоре возглавил новое военное руководство Буркина-Фасо. Сумев удержаться у власти в 1990-е гг., он пошел на некоторую демократизацию политической системы страны. Сам он одержал победу на президентских выборах 1991 г., а его партия "Организация за народную демократию - Движение труда" победила на парламентских выборах 1992 и 1997 г. В 1997 г. были отменены ограничения на количество переизбраний президента, что дало Компаоре право занимать этот пост фактически пожизненно. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национальной ассамблеи и Палаты представителей. Собственно законодательным органом является Национальная ассамблея, которая состоит из 111 депутатов, избираемых путем всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. Палата представителей играет консультативную роль. Она избирается косвенным путем и обновляется каждые 3 года. Глава государства - Президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет. Он может быть переизбран неограниченное число раз. Согласно Конституции, президент определяет общие направления политики нации, следит за соблюдением Конституции, обеспечивает национальное единство. Исполнительная власть осуществляется президентом и Правительством во главе с премьер-министром. Президент по своему усмотрению назначает и освобождает от должности премьер-министра, а по предложению последнего - и других министров Правительства. Для принятия наиболее важных решений президент созывает Совет министров и председательствует на нем.
Отличительной особенностью
социалистических республик является
идеология, закладываемая в основу
правового регулирования
Еще одним примером социалистической республики является Лаос, где существует единственная политическая партия, Народно-революционная партия Лаоса, именуемая в Конституции "руководящим ядром политической системы".
Джамахирия. При данной форме правления основные государственно-правовые институты упраздняются либо вообще отрицаются. Существует в Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. Государственно-политическое устройство Ливии отличается своеобразием. Конституции нет, основным законом общества считается Коран. Официальной идеологической доктриной является "третья мировая теория" М. Каддафи, основные положения которой изложены им в "Зеленой книге". В соответствии с ней традиционные формы современной демократии были отвергнуты как фальшивые и введена система прямого народовластия джамахирия ("государство масс"), понимаемая как участие всего населения страны в решении вопросов государственной жизни. В марте 1977 г. были официально упразднены прежняя государственная структура, включая правительство и политические партии, а также парламент в его классической форме. Первичные народные собрания (ПНС), объединяющие все взрослое население страны соответствующей коммуны (деревни, квартала), наделены правом законодательной инициативы, решения вопросов хозяйственной и культурной жизни на местах, а также правом вынесения рекомендаций по вопросам внутренней и внешней политики страны в целом. Каждое народное собрание возглавляет секретариат, состоящий из секретаря, его заместителя, секретарей по делам народных собраний, народных комитетов и профессиональных союзов. Исполнительными органами являются народные комитеты, избираемые народными собраниями соответствующего уровня. Высший законодательный орган Ливии - Всеобщий народный конгресс (ВНК), в состав которого автоматически входят секретари ПНС, руководители отраслевых народных комитетов и представители массовых общественных организаций (всего около 800 - 1000 человек). Высшим органом исполнительной власти (правительством) СНЛАД является Высший народный комитет (ВНК), состав которого утверждается Всеобщим народным конгрессом по представлению революционного руководства. Глава Ливийской Джамахирии полковник М. Каддафи, именуемый "лидером революции 1 сентября", является Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Не занимая никаких других официальных постов, М. Каддафи поставлен как бы над государственными структурами, он не избирается и никому не подотчетен, обладает неограниченными полномочиями. Без санкции М. Каддафи не принимается ни одно важное государственное или политическое решение. Для контроля за деятельностью органов народной власти и выполнением решений руководства, а также для борьбы с оппозицией созданы революционные комитеты, подчиняющиеся непосредственно М. Каддафи.
Правление коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством. Такая форма правления сложилась в Нигере (Высший военный совет); Нигерии (Федеральное военное правительство); Мьянме (Совет по восстановлению государственного порядка, состоящий из 19 представителей генералитета); Гвинее (Военный комитет национального возрождения); Бурунди (Военный комитет национального спасения). Руководитель высшего коллегиального органа обычно возглавляет государство и занимает другие ключевые должности. В Бурунди в 1987 - 1993 гг. в стране правил военный режим. В 1992 г. введена многопартийная система, в 1993 г. состоялись первые многопартийные президентские выборы. В 1996 г. произошел новый военный переворот, приостановлены действие Конституции 1992 г. и деятельность Национального собрания и партий. В 1998 г. создано Переходное национальное собрание. Законодательная власть принадлежит Военному комитету национального спасения (121 депутат), избираемому всеобщим голосованием. Законодательные полномочия парламента строго ограничены установленным Конституцией кругом вопросов, за пределами которого регулирование осуществляется президентскими декретами в порядке регламентарной власти. Глава государства - президент. Правительство несет ответственность только перед президентом. Наиболее важные решения принимаются на общем собрании членов Правительства - Совете министров, в котором председательствует президент или, по его поручению, первый вице-президент.
Квазипарламентская республика. Республика Маршалловы острова. Законодательная власть принадлежит Парламенту (Nitijela) в составе 33 депутатов, избираемых населением на 4 года. Глава государства и правительства - президент, избираемый Парламентом из своего состава сроком на 4 года. Исполнительная власть принадлежит Кабинету, назначаемому президентом из числа депутатов Парламента и несущему перед ним коллективную ответственность. Парламент может абсолютным большинством голосов вынести вотум недоверия Кабинету, после чего президент считается подавшим в отставку. Если в течение последующих 14 дней Парламент не изберет нового президента, вотум недоверия теряет силу. Президент вправе распустить Парламент в случае двукратного выражения последним вотума недоверия (если оба раза новый президент не был избран), а также в случае, если в течение 30 дней после выборов президента не удалось сформировать Кабинет. Существует также специальный орган - Совет вождей (Council of Iroij) из 12 членов, который консультирует правительство по вопросам применения обычного права и землевладения. Совет вождей может потребовать от Парламента дополнительного рассмотрения любого законопроекта, затрагивающего вопросы обычного права и землевладения, в течение 7 дней после принятия его в третьем чтении.
Глава 4. Причины возникновения нетипичных форм правления.
Возникновение нетипичных форм правления является закономерным процессом, обусловленным разнообразием традиций и культур разных стран, особенностями менталитетов народов. Кроме того, тому есть некоторые причины.
Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управления государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Создание смешанных и гибридных форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления. Во-вторых, чистые формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. В-третьих, возникновение смешанных, гибридных форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов.
Заключение
В заключении можно отметить, что возникновение нетипичных форм правления является закономерным процессом, обусловленным разнообразием традиций и культур разных стран, особенностями менталитетов народов.
В целом создание смешанных и гибридных форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, несложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному "разброду и шатаниям".
В современной мире в результате соединения элементов различных форм правления возникают новые, зачастую более эффективные в данных условиях формы, позволяющие наиболее рационально использовать достоинства каждого из вышеупомянутых элементов.
Нетипичные формы правления, как правило, формируются в определенных исторических условиях для преодоления кризиса, вызванного политическим противостоянием различных ветвей власти.
Наблюдаются самые различные
сочетания элементов
Список использованных источников литературы
1. Абрамова А.И., Боголюбов С.А., Мицкевич А.В. «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов», «Городец», 2003.
2. Гелиева И.Н. – «Общество и право», статья Некоторые вопросы формы государственного правления в России, №1, 2008.
3. Козырин А.Н. «Правовое регулирование экономических отношений. Альманах», выпуск 1, 2008.
4. Корельский В.М., Перевалова В.Д. «Теория государства и права: Учебник для вузов», «Норма», 2003.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права: Учебник», «Юрист», 2004.
6. Мелехин А.В. «Теория государства и
права: Учебник», «Маркет ДС», 2007.
7. Пиголкин А.С. – «Теория государства
и права: Учебник для юридических вузов»,
«Городец», 2003.
8. Шумилов В.М. – «Проспект», 2009.