Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 10:33, курсовая работа
Основной целью исследования является раскрытие особенностей различных форм правления преимущественно в современных условиях.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и дать общую характеристику формам правления.
2. Раскрыть понятие и дать общую характеристику монархии как форме правления.
3. Раскрыть понятие и дать общую характеристику республики как форме правления.
4. Классифицировать нетипичные формы правления.
с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Понятие и общая характеристика форм правления_______________5
Глава 2. Основные формы правления_________________________________7
2.1. Монархия как форма правления.____________________________7
2.2. Республика как форма правления.____________________________10
Глава 3. Понятие и общая характеристика нетипичных форм правления._____12
3.1. Нетипичные формы монархий._____________________________13
3.2. Нетипичные формы республик.______________________________17
Глава 4. Причины возникновения нетипичных форм правления.____________26
Заключение________________________________________________________27
Список использованных источников и литературы
Глава 3. Понятие и общая характеристика нетипичных форм правления.
Организация некоторых государств принципиально отличается от монархий и республик. Поэтому формы правления в данной группе государств можно условно обозначить как особые.
Обычно особые формы правления устанавливаются в странах, где отсутствует возможность хотя бы формально придерживаться республиканских или монархических традиций. Их государственный строй, как правило, неустойчив, состояние этих стран чрезвычайное, экстремальное. Особую форму правления нужно отличать от чрезвычайных режимов управления. В условиях чрезвычайного, осадного, военного положения, состояния опасности изменения в государственном строе действительно происходят. Особое состояние страны создает необходимость применять особые методы управления. Объем полномочий правительства, администрации увеличивается, а компетенция парламента сокращена.
Особая форма правления
Особая форма правления не имеет всех признаков монархии. В таких странах отсутствует глава государства, обладающий законным собственным правом на власть. Хотя формы ответственности главы государства юридически не закреплены, он все же принципиально подвержен ответственности. Для носителя монархии - суверена - это не свойственно. В особых формах правления отсутствуют юридические формы, позволяющие установить отношения прямой или опосредованной ответственности главы государства и иных институтов власти перед обществом. Формы передачи народной власти в ведение государства, его органов отсутствуют.
Таким образом, вопрос об источнике суверенитета в государствах с особой формой правления юридически не урегулирован. Даже если народный суверенитет провозглашается, конкретные способы его реализации не выявлены. Лица в особых формах правления имеют статус граждан.
Существуют как нетипичные формы монархий (избирательная, коллективная, теократическая, патриархальная, квазипарламентская), так и нетипичные формы республик (теократические, президентские монократические (социалистические и правления политической организации), правление коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством, джамахирия, квазипарламентские.
3.1. Нетипичные формы монархий
К нетипичным формам монархий относятся: избирательная, коллективная, теократическая, квазипарламентская, патриархальная.
При избирательной монархии главой государства является монарх, который получил право на трон не в результате престолонаследия, а в результате избрания.
Ярким примером избирательной монархии является Малайзия. Правовое положение штатов - членов Федерации - определяется федеральной Конституцией и конституциями отдельных штатов. Во главе 9 малазийских штатов стоят наследные конституционные монархи (в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Паханг, Перак, Селангор и Тренгану - султаны, в штате Негри-Сембилан - большой правитель, в штате Перлис - раджа). Штаты Малака, Пинанг, Саравак и Сабах возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой (правителем) Малайзии. Наследные правители штатов образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на 5 лет верховного правителя (Янг ди-Пертуан Агонг), т.е. конституционного монарха, выполняющего главным образом представительские функции главы государства. Губернаторы входят в Совет без права участия в голосовании. Помимо избрания верховного правителя государства Совет правителей "дает советы" при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы, которая ведает назначением на административные должности и перемещением государственных служащих. Совет принимает или отвергает законы, касающиеся вопросов, связанных с изменениями границ княжеств. Согласно Конституции, любое решение правительства выносится от имени и с согласия Верховного правителя. На практике он принимает решения исходя из рекомендаций правительства или парламента, хотя может иметь и собственную позицию. Верховный правитель утверждает принятые парламентом законы, кандидатуру премьер-министра и состав Верховного суда, имеет право помилования и является главнокомандующим вооруженными силами страны. Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров во главе с премьер-министром. Им назначается лидер партии, завоевавшей большинство мест в Палате представителей. Премьер-министр председательствует на заседаниях Кабинета, координирует политику правительства и административную деятельность министерств и ведомств. Он "дает советы" монарху при назначении судей, членов Избирательной комиссии, Комиссии государственной службы и других высших служащих.
Еще одним примером избирательной монархии является Катар. Согласно Конституции, вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит главе государства - эмиру, который избирается из своей среды мужскими членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 чел.).
При коллективной монархии главой государства является не одно лицо, а коллективный орган, осуществляющий функции монарха. Объединенные Арабские Эмираты - пример коллективной монархии. Федеральные органы власти ОАЭ состоят из Высшего совета федерации, главы федерации и его заместителя, Совета министров, Федерального национального совета и Федерального Верховного суда. Высшим органом государственной власти является Высший совет федерации, состоящий из правителей эмиратов. Каждый эмират имеет в Совете один голос. Для принятия решения необходимо большинство в 5 голосов из 7 с обязательным согласием правителей эмиратов Абу-Даби и Дубай. Высший совет федерации выбирает из своих членов сроком на 5 лет председателя Совета и его заместителя, которые являются по должности президентом (главой государства) и вице-президентом ОАЭ. С 1971 г. Президентом ОАЭ является правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян, в 1996 г. он переизбран на шестой срок. Пост вице-президента по традиции занимает правитель Дубая. Глава государства наделен широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Он может принимать декреты и акты по всем вопросам, за исключением компетенции Высшего совета; с согласия последнего имеет право распустить Национальный совет, назначает на высшие гражданские и военные должности. Федеральный национальный совет (ФНС) - совещательный орган парламентского типа, действующий при правительстве и состоящий из представителей эмиратов. Порядок выдвижения последних эмираты устанавливают самостоятельно. Исполнительная власть принадлежит Совету министров (Кабинету), который непосредственно руководит всеми внутренними и внешними делами под контролем президента и Высшего совета федерации. Совет министров возглавляет премьер-министр, назначаемый и смещаемый президентом с согласия Высшего совета. По предложению премьер-министра президент назначает и смещает заместителя премьер-министра и министров. Совет министров ответствен только перед главой государства и Высшим советом федерации. В эмиратах вся полнота власти принадлежит наследному правителю, являющемуся главой правящей династии. Хотя некоторые из эмиратов имеют собственные конституции, все они являются абсолютными монархиями, так как правитель может принять любое решение или отменить акт любого органа своего эмирата.
В квазипарламентской монархии глава государства, ограниченный в осуществлении своей власти представительским органом, исполняет функции главы правительства. Например, в Кувейте законодательная власть принадлежит эмиру (главе государства) и Национальному собранию. Однопалатное Национальное собрание (парламент) по Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов избираются прямым тайным голосованием сроком на 4 года и 25 назначаются эмиром). Избирательным правом пользуются только мужчины, грамотные, урожденные кувейтцы <3>. Глава государства - наследный эмир, который фактически обладает всей полнотой власти в стране. Эмир сам назначает наследника престола. Это назначение затем утверждается парламентом. В период между сессиями Национального собрания он может издавать декреты, имеющие силу закона, которые затем должны быть внесены в парламент для утверждения. Эмир может распускать Национальное собрание декретом, обозначив причины такого решения. Однако Собрание не может быть распущено повторно по тем же причинам. Исполнительная власть принадлежит эмиру и Совету министров. Согласно Конституции, эмир после традиционных консультаций назначает премьер-министра и освобождает его от должности. Эмир также назначает и освобождает министров по рекомендации премьер-министра. Со времени принятия конституции главой правительства Кувейта назначается наследный принц. Национальное собрание имеет право обращаться к членам правительства с вопросами и интерпелляциями, а также выразить недоверие отдельному министру правительства (но не его главе), что влечет его отставку. Однако это право используется редко.
Особую разновидность
абсолютной монархии представляет абсолютная
теократическая монархия - особая форма
организации государственной
Примером такой монархии
является Ватикан, где законодательная,
исполнительная и судебная власти принадлежат
Папе, пожизненно избираемому коллегией
кардиналов. Ему принадлежат
В единичных странах
Африки существует патриархальная монархия.
В Свазиленде король - это, по существу,
вождь племени. При нем создан
племенной совет ликоко в составе
17 других вождей, возглавляемый королевой-
3.2. Нетипичные формы республик.
В современном мире существуют и нетипичные виды республик, а именно: теократические, президентские и монократические (социалистические и правления политической организации), правления коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством, джамахирия, квазипарламентские.
Теократические республики.
Характерной чертой теократической
республики является сочетание светской
и духовной власти в руках выборного
главы государства. По способу выбора
главы государства
До недавнего времени теократической республикой под руководством правительства талибов являлся Афганистан.
Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики (их еще называют монархическими республиками): в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства". В данной форме правления можно выделить следующие подвиды:
1) правление политической организации;
2) социалистическая республика.
Так, в соответствии со ст. 220 Конституции социалистической Югославии 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента Й. Броз Тито, занимавшего свой пост до своей смерти в 1980 г. Примерами также могут служить такие государства, как Заир, Малави, Уганда, Тунис, Экваториальная Гвинея, где при провозглашении республики фактически существует абсолютная монархия.
Пример президентской монократической республики на современном этапе - Федеративные Штаты Микронезии. Политические партии отсутствуют. Законодательная власть принадлежит федеральному однопалатному парламенту - Национальному конгрессу ФШМ, состоящему из 14 сенаторов (4 сенатора избираются по одному от каждого штата сроком на 4 года, 10 в одномандатных округах с примерно равным числом избирателей сроком на 2 года). Глава государства и правительства - президент, избираемый членами Национального конгресса ФШМ из числа 4 сенаторов от штатов сроком на 4 года. Одновременно избирается вице-президент. Государственное устройство штатов устанавливается их собственными конституциями и в целом аналогично федеральному.
К примеру, в Уганде на референдуме, прошедшем в июне 2000 г., избиратели отклонили многопартийную демократию в пользу существующей системы (формально беспартийной, а фактически однопартийной). Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту - Национальному собранию (276 депутатов). 214 депутатов избираются всеобщим прямым голосованием, 62 депутата, представляющих различные социальные слои и гендерные группы (военных, рабочих, молодежи, женщин, инвалидов), избираются коллегией выборщиков. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Президент с одобрения Парламента назначает вице-президента и может освободить последнего от должности. Исполнительная власть осуществляется правительством (Кабинетом), возглавляемым президентом. Министры назначаются президентом с одобрения Парламента из числа членов Парламента или иных лиц. Министры индивидуально ответственны перед президентом за управление своими министерствами и все вместе ответственны за любое решение, принятое Кабинетом. Парламент может выносить вотум осуждения в отношении отдельных министров.