Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:08, курсовая работа
Разные подходы к праву согласуются с демократизацией общества, признанием, в частности, плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности. Цель исследования данной курсовой работы; во-первых проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и нахождения их достоинств и недостатков; во-вторых нахождение основных сущностных характеристик права; в третьих рассмотреть право не только в «чистом» виде, а проследить его роль и взаимодействие с различными социальными явлениями.
Введение……………………………………………………………………….3-4
1. « Основные концепции правопонимания »……………………………...4-7
2 . « Нормативный » подход к праву……………………………………….7-10
3 . « Социологический » подход к праву………………………………….11-16
4 . « Позитивное право в России »…………………………………. …….16-20
5 . « Естественное право в правовом государстве »………………………21-16
6. «Интегративный подход к пониманию права»………………………...26-29
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список литературы……………………………………………………………..31
Причем человеку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Именно господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, каждому свое, уважение друг друга, общего блага и т.д.) отличают эту теорию от других теорий. Универсальный естественноправовой принцип (и равным образом - универсальное понятие и универсальная модель естественного права) в силу своей абсолютной ценностной природы воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности (например, справедливости, равенству, разумности, истинности, достоинству человека и т.д.) либо к какой-то конкретно определенной их совокупности.
Абстракция безусловной
и абсолютной ценности естественного
права вообще, т.е. абстрактной идеи
естественного права, остается здесь
(на уровне универсального принципа, понятия
и модели естественного права) совершенно
не конкретизированной в виде определенных
правообразующих ценностей, хотя вместе
с тем ни одна из возможных таких
ценностей и не отрицается. Выбор
определенной ценности (например, справедливости,
если брать самый распространенный
случай) и содержательная трактовка
ее правообразующего смысла (как господство
сильных – у Фрасимаха и
Калликла, как той или иной формы
равенства – у Платона, Аристотеля,
римских юристов и т.д.) осуществляя
на уровне отдельной концепции
6. «Интегративный подход к пониманию права»
Подробное ознакомление с разными теориями права создает впечатление, будто нет или мало положений, которые бы кем-то не оспаривались. Спорят о том, что есть право, выражает ли оно чью-то волю, где его искать, чем оно отличается от иных явлений, чем обеспечивается его действие и т.п. Мы обнаруживаем также массу фикций, которые до поры до времени могут служить практике. Так, закон, коль скоро он не отменен, считается целесообразным и справедливым, соответствующим общественным потребностям, выражающим волю большинства и т.п. А между тем он может быть и несправедливым, и необоснованным, и нецелесообразным, и народной воли не выражающим. Были фикции другого рода, прямо призванные скрыть реалию. Практиков всегда ориентировали на то, чтобы они руководствовались только законом. Этот принцип фиксировался законодателем. И в то же время все знали, что куда более весомым регулятором общественных отношений было «партийное право». Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в этой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Но уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отношению к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны главенствующей структуры данного социума. Таким образом, для практика (судьи, прокурора, работника полиции, юрисконсульта) не столь уж и важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, – в писаных актах-документах, в правовых отношениях, в правосознании (интеллектуальный или чувственной его части), – главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. В противном случае неизбежны конфликты, попрание всякой справедливости. Представляется интересным давнее суждение Л. Петражицкого: «Проблема определения известного класса явлений есть проблема теоретическая (изучение сущего, как оно есть), а вопрос о том, к чему следует стремиться, что разумно, что было бы идеалом в данной области, есть проблема практическая (указания желаемого, должного и т.д.). Ответ второго типа на вопрос первого рода есть недоразумение, смешение совершенно различных вопросов и точек зрения»5. И далее: «Определение права должно обнять и те нормы, которые нам представляются неразумными, которые не содействуют достижению разумных целей и т.д.»4. Итак, право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные приходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничиваются формальными признаками. Но содержательная сторона указывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оправданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах.
При демократических процедурах
предполагается непременное выражение
в принимаемых актах
Заключение
По поводу различия между естественным (философским) и позитивным правом хочу согласиться с великим философом XVIII века Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, который замечает: «Представлять себе различия между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным; первое относится ко второму, как институции к пандектам»1 6. Делая для себя личный вывод, опять-таки хочу согласиться еще с одним видным деятелем в области юридических наук, академиком, доктором юридических наук Владимиром Николаевичем Кудрявцевым, который считал: «При всех различных подходах к пониманию права, профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое положение, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащем образом. Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа».
Список литературы :
Конституция Российской Федерации ст. 2, 1993
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1995.
Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. – М.: Юристъ, 1998.
Петражицкий Л.И. Теория государства
и права в связи с теорией
нравственности./История
Катков В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 391,407.
Новгородцев П.И. «Историческая школа юристов» М.- 1992 г.
Шрешеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. I, Москва. 1910. С. 290
1 См.: Нерсесянц В.С.; Философия права. М., 1997;
2 См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб., 1911.
3 Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М.,1904. С12.
5 Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности./История русской правовой мысли под ред. С.А.Пяткиной. М.: Остожье, 1998.