Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:19, курсовая работа
Выбранная тема работы в современных условиях достаточно актуальна. Понимание современного позитивного права невозможно вне его генезиса, вне первоначальных форм возникновения и развития. У всех народов правовые обычаи являлись первичной формой соционормативного регулирования, что как раз подчеркивается в трудах компаративистов.
В данной работе я преследую цель – исследовать современные правовые системы. Достичь эту цель, мне необходимо выполнить такие задачи, как сформулировать понятие правовой системы, изучить её структуру, классифицировать их и понять значение правовых систем.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие и структура правовой системы.…………………………..……..5
Классификация …………………………………………………..………..10
Англо-саксонская правовая семья…………………………….………….16
Романо-германская правовая семья…………………………….….……..19
Традиционные и религиозные правовые семьи……………….…………22
Российская правовая система……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………….………...29
Библиография…………………………………
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Ни одна из классификации правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. Своеобразие правовой семьи определяется характером её источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.
Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное, другие юридические качества. Проведение рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремятся создать с помощью правовой системы.
В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно – в правотворческом процессе, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.
Классификации правовых систем, по мнению французского правоведа Р. Родьера, «существует почти столько же, сколько и компаративистов». Это связанно с тем, что каждый исследователь использует разные факторы в качестве критериев типологии, начиная от расовых, религиозных и завершая юридической техникой и правовым стилем.
Первые классификации правовых систем в западной компаративистике акцентировали внимание на исторических особенностях развития права. Так, участники первого Международного конгресса сравнительного права в 1900 г. различали французскую, англо-американскую, германскую, славянскую и мусульманскую правовые семьи.
А. Эсмен подразделял правовые системы, исходя из исторических особенностей их формирования, на следующие группы: латинская (бельгийское, французское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран), германская, англосаксонская, славянская, мусульманская группа правовых систем.
Историческое происхождение выступало основанием классификации правовых систем у Э. Глассона. Он выделял следующие группы:
• группа римского права;
• группа стран, где римское влияние невелико и право основано по преимуществу на обычаях и варварском праве;
• правовые системы, которые собрали в себя в равной мере черты римского и германского права.
Для А. Леви-Ульмана
критерием классификации
Ограниченность простых классификаций, при которых типология строится на одном критерии, выражается в большом разбросе самих типов правовых семей. Это заставило авторов искать сложные (комплексные) критерии, позволяющие находить большее число общих признаков.
В западной науке преобладает типология французского компаративиста Р. Давида, который использует два критерия: правовую идеологию и юридическую технику. Он выдвинул идею трихотомии правовых систем, но есть доминирования романо-германской, англосаксонской и социалистической правовых систем, к которым примыкают все остальные «религиозные и традиционные системы».
Значительно большее число критериев, объединенных собирательным понятием «правовой стиль», используют немецкие правоведы К. Цвайгерт и Х. Кейтц:
• происхождение и эволюция правовой системы;
• своеобразие юридического мышления;
• специфика правовых институтов;
• природа источников права и способы их толкования;
• идеология.
Попытка соединить социально-экономический (формационный) критерий с особенностями исторического развития правовых систем и их структурой была предпринята А.Х. Саидовым. Однако выделенные им два типа правовых систем (социалистической и буржуазной) и соответственно четыре и восемь подвидов внутри каждого типа не соответствуют новой исторической реальности. Сохраняет актуальность выделение лишь восьми правовых семей в рамках так называемого буржуазного права.
Учитывая достоинства и недостатки каждой классификации, можно выделить повторяющие критерии, позволяющие описать основные правовые семьи. Среди них: исторические особенности формирования, источники права и структура права.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Внутри романо-германской правовой семьи выделяют:
В процессе совершенствования классификации правовых систем, Р. Давид объединил идеологический и юридический критерии, изменил конфигурацию своей концепции и оставил только четыре больших семейства правовых систем: романо-германские правовые системы, социалистические системы права, правовые системы, основанные на «обычном праве», религиозные и традиционные правовые системы.
Я исследовав литературу ограничилась такими правовыми семьями, как семья общего права, романо-германская правовая семья, семья традиционного и религиозного права и славянская правовая семья, в которой подробнее рассмотрела российскую правовую систему.
Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет определенную новизну. Подобный подход, безусловно, интересен, поскольку разрушает представления многих зарубежных исследователей, в частности, о российской правовой системе как о «блудном сыне романо-германской семьи» (Л. Фридмэн). Рассматривать отдельно славянскую правовую семью я не стала потому, что она частично имеет черты романно-германской семьи.
Сущность её правовой системы нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.
Юридические источники славянской правовой семьи через Византию (Восточно-Римскую империю) унаследовали законодательные традиции римского права и таким своего рода «кружным» путём примыкают к романо-германской правовой семье.
Основные правовые семьи.
Англо-саксонская правовая семья
Англо-американская правовая семья исторически берёт начало в системе общего права Англии. Её создание началось после завоевания Англии в 1066 году нормандцами. Оно развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула общего право. До этого момента права, общего для всей Англии, не существовало, было англосаксонское право, которое носило партикулярный характер, было сугубо местным.
Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением англоязычных стран. Страны, которые политически были связаны с Англией, заимствуют подобную правовую систему с некоторыми модификациями. Сегодня семью общего права составляют 42 страны: Англия, члены Британского Содружества, США, Северная Ирландия, Канада, Австрия, Новая Зеландия и другие.
В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.
В английском праве нет деления ни на право частное и публичное, ни на гражданское, торговое или административное право. Это обусловлено тем, что право создавалось королевскими судами в процессе решения конкретных случаев. Решение конкретного спора не преследовало цель создание правил общего характера. В связи с этим в английском праве норма носит менее общий характер и абстрактный характер, и по этой причине в английском праве невозможна кодификация.
Основным в английском праве до судебной реформы 1873 – 1875 гг. являлось деление на общее право и право справедливости. Вмешательство лорда-канцлера никогда не состояло в создании новых норм права. Появление права справедливости в 13 веке было обусловлено необходимостью создания особой юрисдикции, которая могла бы смягчить жесткость общего права, дополнить его в соответствии с требованиями морали и совести защитой законных интересов частных лиц.
В суде лорда-канцлера общее права не нарушается, в нем дается только средство, которое оно само предоставить не может. Общее право рассматривает судебный процесс как своего рода турнир, в котором суд выступает как простой арбитр. Суд лорда-канцлера может вмешаться и предписать одной из сторон сделать что-либо. В связи с этим в ряде случаев в результате вмешательства канцлера образуются дополнительные нормы, называемые нормами права справедливости.
После реформ конца 19 века появилась возможность для определенной рационализации английского права. Она выразилась в возрастании роли статутного права, создаваемого актами парламента и вошедшего в структуру английского права наряду с общим правом и правом справедливости. Однако этот процесс не вошел за рамки устоявшихся веками традиции.
По своей структуре американское право относится к семье общего права с некоторыми оговорками. В частности, статутного право имеет приоритет над прецедентным. Кроме того, с США имеется различия между федеральным правом и правом отдельных штатов, которого нет в Англии. Законодательство относится к компетенции штатов, в то время как компетенция федеральных властей в этой области – скорее исключение. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права.
В статутном праве США действует большое число кодексов, которыми охватывает трудовое, торговое право, право товариществ, банковское право и т.д. в то же вренмя между правом разных штатов существует немало резличий, которые связаны с законодательными решениями или являются следствием толкования общего права.
Вопросы коллизии законов не урегулированы в США в федеральном плане: в принципе, каждый штат имеет свою систему их разрешения и обязан признавать решения, принятые в других штатах. Наряду с судами общей юрисдикции в США существуют суды справедливости. В сферу их деятельности входят те вопросы, которые в Англии относятся к церковной юрисдикции. Компетенция судов справедливости необходима в тех случаях, когда право не предоставляет никаких средств для решения возникших споров.
Существенные отличия английского общего права от романно-германской правовой системы выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, нормах права. В английском права нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, торговое, административное, право социального обеспечения. В первую очередь в английском праве находим деление на общее право и право справедливости. В английском праве есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, треспасс, эстоппель и другое, которые не встречаются в романно-германской правовой системе. В английском паве нет деления норм на императивные и диспозитивные, сама норма менее общая и абстрактная, чем норма, например, французского, итальянского права. Структура английского права была определена его историей, оно складывалось в рамках судебной процедуры.
Романно-германская правовая семья
Романно-германское семейство правовых систем объединяет юридические системы, в основе которых лежит римское право. Эти правовые системы строятся главным образом на базе писаного закона, иногда на систематизации и, являясь отражением христианской цивилизации, ориентируются на правила поведения, связанные с понятием морали и справедливости.
Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1в. до н.э. – 6в. н.э.). Основным, первостепенным и почти единственным источником права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Также в качестве источника права данное семейство использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Юридическое заключение, не имеющие основы в законе, несостоятельно. Другие источники права в системе этого принципа занимают подчиненное место по сравнению с законом.
Законодатель (орган государственной власти) должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решений, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.