Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:19, курсовая работа
Выбранная тема работы в современных условиях достаточно актуальна. Понимание современного позитивного права невозможно вне его генезиса, вне первоначальных форм возникновения и развития. У всех народов правовые обычаи являлись первичной формой соционормативного регулирования, что как раз подчеркивается в трудах компаративистов.
В данной работе я преследую цель – исследовать современные правовые системы. Достичь эту цель, мне необходимо выполнить такие задачи, как сформулировать понятие правовой системы, изучить её структуру, классифицировать их и понять значение правовых систем.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие и структура правовой системы.…………………………..……..5
Классификация …………………………………………………..………..10
Англо-саксонская правовая семья…………………………….………….16
Романо-германская правовая семья…………………………….….……..19
Традиционные и религиозные правовые семьи……………….…………22
Российская правовая система……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………….………...29
Библиография…………………………………
Судебная практика в большинстве стран романо-германской правовой семьи не признается в качестве источника права. Отношения между законом и судебной практикой достаточно непростые. Во всех странах романо-германской правовой семьи юристы стремятся опереться на закон, а судьи открыто признают наличие у них власти по созданию правовых норм при наличии пробелов в законах. Однако существует правило, согласно которому, во-первых, судебная практика действует в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит в установлении этих рамок. Во-вторых, правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы.
Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается значение судебной практики в качестве источника права. Р. Давид в труде «Основные правовые системы современности» отмечает, что в ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев являются не чем иным, как изложением судебной практики. Значение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определенное значение в качестве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания, компромисса различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.
Судья романно-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах.
Судья, работающий в стране, входящей в зону романно-германской правовой семьи, главным образом осуществляется лишь процесс квалификации – строит цепь силлогистических умозаключений, где роль большей посылки играет норма, а меньшей – обстоятельства конкретного случая. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. Тогда как его коллега, осуществляющий свою деятельность в пространстве общего права, чаще всего обращается к иной схеме рассуждений, а именно, аналогиям, позволяющим оценить степень «похожести» рассматриваемого дела и имеющихся в судебных отчётах иных, подобных случаев.
Семья традиционного и религиозного права.
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционным и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское, иудейское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Правовые системы, составляющие семью религиозного права, существуют в тех незападных обществах, в которых право тесно переплетено с религией. К этой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права.
Источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрение развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм, во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.
Мусульманское право – эта система норм общины верующих зафиксирована в шариате (с араб. шариа – правильный путь, обязательные предписания) шариат как религиозный закон представляет собой совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда.
Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составляющей частью которого является религиозные установления, предписания также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом и ислама, нравственные и юридические нормы. Мусульманское право в узком смысле входит в социально-нормативную систему ислама, санкционировано им, но в то же время выступает как автономное явление.
Широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как и мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. В этом качестве индуизм выступает элементов государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо, - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
Индусское право – это система норм индусской общины, исповедует религию индуизма. Оно распространено в Индии, Пакистане, Сингапуре, Малайзии, Танзании, Уганде, Кении и др. Одним из постулатов индуизма является понимание человека как некой абстракции. Люди с рождения разделены на социальные категория, каждая из которых наделена системой прав и обязанностей. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Система права является неизменной, в ней расписана вся жизнь человека.
Традиционные правовые
системы распространены в
Право Китая. Отношение к праву в китайском обществе на всем протяжении его многовековой истории не было однозначным. Различные философско-этические системы по-разному понимали место и роль права в регуляции общественных отношений. Так, конфуцианство исходило из вспомогательной роли права, которое необходимо тогда, когда не действуют нормы ритуала, морали. Подобное понимание вытекало из идеи патриархального общества, в котором основной ячейкой является семья с абсолютной властью главы семьи и жестким делением всего населения на три группы в зависимости от выполняемых функций: старшие, средние и младшие. Конфуций идеализировал человека, приписывая ему различные добродетели, послушание, следование обычаям и ритуалам.
Согласно традиционной философии Китая гармония и социальный порядок на земле складываются из взаимодействия земли, неба и людей. В основе социального порядка лежат гармония между человеком и природой и идея согласия людей друг с другом. Социальный порядок и справедливость обеспечиваются не с помощью права, а достигается на основе следования морали и ритуалам. Социальный порядок должен охраняться преимущественно методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками своего поведения, духом умеренности и согласия.
Японское право. Японское право развивалось преимущественно путем заимствований, поскольку не смогло сформировать развитой философско-этической традиции. Первоначально японское право создавалось на основе перенесения ценностей конфуцианской этики, отрицающей идею субъективных прав и акцентирующей внимание на обязанностях. В соответствии с этим японское общество делилось на сословия, каждое из которых выполняет в государстве определенные функции. Обязанности каждого сословия уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-ре, которые включали в себе репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре).
В силу своей абстрактности идея субъективного права пока не стала элементом правовой доктрины современного японского общества, поскольку обезличивает человеческие отношения. С точки зрения этики, долга и согласия, обращение в суд – поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно разрешить полюбовно. Вмешательство судьи является признаком социального неблагополучия. Заимствование идей и институтов западного права в Японии всегда осуществлялось путем облечения их в привычные, понятые населению, традиционные формы.
Африканское право. Африканское право представляет собой пёструю мозаику обычаев различных племен и общин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни. Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, природой. Нарушение обычая может повлечь невероятную негативную реакцию духов земли.
Зависимость индивида от силы коллектива (касты, общины, племен) обуславливает корпоративный (коллективистский) характер традиционного права Африки. В связи с этим отрицается идея субъективных прав, а само право понимается как обязанность. Совокупность обычаев одновременно используется для регламентации взаимоотношений внутри племени и между ними, по этой причине деления права на отрасли отсутствует, как и их систематизация.
В африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. В этой связи часто возникает коллизия закона и обычая, которая часто разрешается в пользу обычая. Скорее всего обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в силу раскола африканского общества на множество субкультур заметно будет возрастать роль закона в качестве универсального источника права, обеспечивающего справедливость и гражданское согласие.
Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.
Российская правовая система.
Ведущий элемент славянской правовой семьи – российская правовая система. Её историческими, региональными и юридическими источниками выступают право Российской империи и советское право, обусловленными социалистической идеологией.
Право Росси по самой её правокультурной сущности – это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов.
Инкорпорация идеи субъективных прав и свобод в российскую культуру осложняется тем, что она не корреспондирует с основными постулатами православия, отрицающими и принижающими роль материального начала в жизни человека. Право призвано согласовывать корпоративные и индивидуальные устремления. В связи с этим механизм преодоле6ния культурных противоречий на пути формирования правовой традиции в России должен переносить универсальные ценности и принципы права, облекая их в привычные для всех национальных формы, при этом произойдет заметное расширение круга источников права, субъектов законотворчества (учитывая федеральный характер государства).
Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждой республике, иных субъектах Федерации – своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновения различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.
Одна из задач проводимых демократических преобразований в России – создание устойчивой, четко работающей и эффективной правовой системы, в центре которой должен стоять человек. С другой стороны, сама правовая система – мощный инструмент этих преобразований, нормативная база, опора всех реформ.
Российская правовая система как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических правовых систем находится сейчас в открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой переходном состоянии. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей. Если переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, то формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права.
По своим основным юридическим
классификационным признакам российское право
всегда относилось к романо-германской правовой