Современные проблемы института двойного гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. 1Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.
Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Гражданство РФ.
Понятие гражданства……………………………
Основные принципы гражданства РФ……………………
ГЛАВА II. Двойное гражданство.
2.1.Понятие двойного гражданства в РФ……………..
2.2. Правовое регулирование двойного гражданства в России и за рубежом…
ГЛАВА III. Современные проблемы института двойного гражданства….
Заключение……………..
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Законом от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно важные условия  приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили  основные споры сторонников и  противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие  на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

  • родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  • состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  • являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Кроме того, согласно этому  закону в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий  ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего  СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Что касается прекращения  гражданства, то его условия практически  остались неизменными в сравнении  с законом 1991 г. и в целом разработаны  на основе общепринятых международных  принципов.

Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что гражданство Российской Федерации  прекращается:

  • вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
  • по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением  следующих случаев:

  • гражданин РФ имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • гражданин РФ привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей  которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным  гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей  либо по заявлению единственного  родителя.

Итак, гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние индивида. Данная юридическая категория выступает, как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданином государства признается лицо, имеющее с данным государством определенную связь, которая и будет определять понятие гражданства. Граждане Российской Федерации обладают большим перечнем прав, в отличие от лиц, имеющих гражданство или подданство другого государства, а также большим перечнем по отношению к лицам, имеющим двойное гражданство.

1.2.Основные принципы гражданства РФ.

В Законе о гражданстве  в ст. 4 «Принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства в Российской Федерации» 8 закреплено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Закон закрепляет следующие  принципы гражданства:

1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации.

Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному  принципу. В Конституции Российской Федерации 9 в ч. 1 ст. 6 закреплено, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик в нем не признается.

2. Принцип равного  гражданства.

Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших  гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с Принятием в гражданство  по рождению и другим различным основаниям. В РФ отсутствует деление граждан на «природных» и «натурализованных», т.е. принятых в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1. ст. 4 Закона о гражданстве) 10

3. Принцип свободы  и добровольности выбора гражданства.

В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее  в качестве предпосылки для свободной  реализация каждым человеком своего естественного желания иметь  гражданство и в силу этого  пользоваться защитой со стороны  государства, а так же конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве РФ» 11

4. Принцип недопустимости  лишения гражданства.Основания прекращения гражданства РФ, за исключением отмены решения о приеме в гражданство,12 предусматривают добровольное волеизъявление гражданина.

5. Принцип недопустимости  выдачи гражданина Российской  Федерации другому государству.

Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема экстрадиции становится актуальной.

6. Принцип допустимости  двойного гражданства.

В Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.13

Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин РФ, имею­щий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.14

7. Принцип сокращения  безгражданства.

Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

8. Принцип защиты  и покровительства граждан Российской  Федерации, находящихся за ее  пределами.

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства  государства оказывать всемерную  защиту своим гражданам, находящимся  за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

9. Принцип сохранения  гражданства при заключении или  расторжении брака.

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства  без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры.

В ст. 8 Закона о гражданстве РФ закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.15

10. Принцип предоставления  почетного гражданства.

Поскольку не определен правовой статус почетных граждан, в частности, не ясно, будет ли он полностью совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них; необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного гражданина.

11. Принцип приоритета  норм международного права и  международных договоров по вопросам  гражданства над национальным  законодательством.

Данный принцип является не специальным принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет  необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции  Российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

 

ГЛАВА II. Двойное гражданство.

2.1.Понятие двойного гражданства в РФ.

Статья 6 Конституции РФ16 гласит: «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, и  несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего гражданства  или права изменить его».

Гражданин Российской Федерации  может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст.62 Конституции РФ). При этом гражданин  РФ, имеющий иное гражданство (гражданство  или подданство иностранного государства), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением  случаев, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом.

До последнего времени  российское гражданство стояло на позиции  непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству  иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его  только как российского гражданина.

 Российский гражданин  может одновременно иметь и  гражданство иностранного государства,  но допускается это только  в одном из следующих случаев: 

  • если такую возможность предусматривает федеральный закон
  • если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции  федерального закона означает, что  решение вопросов двойного гражданства  в других законодательных актах  недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству  иметь одновременно гражданство, другого  государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства  при приобретении российского гражданства  может сохранить гражданство этой страны. Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным  с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это  касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства  «не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства»17.Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Кроме того, в Конституции  определено правовое положение в  России иностранных граждан и  лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан  подпадают и лица, обладающие подданством  иностранного государства.

Информация о работе Современные проблемы института двойного гражданства