Современные проблемы института двойного гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. 1Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.
Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Гражданство РФ.
Понятие гражданства……………………………
Основные принципы гражданства РФ……………………
ГЛАВА II. Двойное гражданство.
2.1.Понятие двойного гражданства в РФ……………..
2.2. Правовое регулирование двойного гражданства в России и за рубежом…
ГЛАВА III. Современные проблемы института двойного гражданства….
Заключение……………..
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Двойная лояльность, как  считает автор, может быть даже выгодна  для соответствующих государств. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и  ослабления напряженности между  государствами, гражданство которых  они имеют. В ряде случаев лица с двойным гражданством «могут даже способствовать предотвращению войны».

Кроме того, двойное гражданство в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке.29

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной  политики, за некоторыми исключениями Исключения составляют государства, с  которыми у России действуют договоры о предотвращении двойного гражданства, придерживается и Россия. Так, «проблема  российских соотечественников в  государствах - республиках бывшего  СССР постоянно находится в поле зрения Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ. Возникшие коллизии в сфере сложившихся правовых систем России и государств ближнего зарубежья могут быть преодолены путем расширения и укрепления международно - правовой базы: заключения договоров и соглашений в рамках СНГ, двусторонних и многосторонних договоренностей об урегулировании вопросов двойного гражданства…».30

Отдельные государства используют двойное гражданство не столько  в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния  в дружественных государствах. При  этом государство может извлечь  пользу из деятельности и опыта своих  сохранивших гражданство соотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения».31

Некоторые страны, такие  как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускают двойное гражданство, а следовательно, и двойную лояльность, но только в отношении своих граждан, постоянно проживающих за границей. Гражданам, имеющим постоянное местожительство на территории этих государств, иметь двойное гражданство запрещается, ст. 5,14 Кодекса о греческом гражданстве.32

Таким образом, в завершение необходимо сказать, что государства  по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для  своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и  даже оказывают свое позитивное влияние  на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

При определении курса  внутренней и внешней политики государства  в вопросах гражданства нельзя руководствоваться  положительным или отрицательным  влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны  двойного гражданства рассматривать  в совокупности. И когда их общее  позитивное влияние значительно  перевесит, для этого государства  закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

Однако при введении данного  правового института необходимо путем заключения соответствующих  международных договоров скорректировать  или вовсе нейтрализовать негативные стороны гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.1993г.),  гл. 1, ст.2, ст. 6.

2 Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - №46. - Ст.45.

3 Приказ МВД РФ от 6 февраля 2003 г. №82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - №16.

4 Боярс Ю.Р. вопросы гражданства в международном праве.- М., 1986г. С. 26.

5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство НОРМА, 2010. С.276.

6 Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №4. - С.3-4.

7 Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2003. - №9.

8 Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, в ред. от 02.11.2004. СПС: Консультант Плюс.

9  Конституция РФ. – М.: Проспект, 2005.

10 Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

11 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999, стр. 102.

12 Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, в ред. от 02.11.2004. СПС: Консультант Плюс.

13 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997, стр. 105.

14 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999, стр. 104.

15 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999.стр. 108.

16 Конституция РФ ( с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.93г.)

17 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. ст. 62

18 Постановление ВС РФ от 22.11.1991г. №1920-1 « о Декларации прав и свобод человека и гражданина»

19 ФЗ РФ от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004)

20 А.В. Белов « Двойное гражданство и проблема лояльности».// Правоведение.№2-2005г. С.157-161.

21 Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка?// Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С.119.

22 Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2007.С. 5

23 Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994. С. 47.

24 Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С.27.

25 Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997г.// ETS №166.

26 Броунли Я. Международное право: В 2 кн. Кн.2 М., 1977. С.57.

27 Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47.

28 Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.5

29 Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.6.

30 Доклад О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник. №3 1998. С.45.

31 Шерер Р.Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47.

32 Законодательные акты о гражданстве./ Сост. П.Г. Громушкин. С.165-168.


Информация о работе Современные проблемы института двойного гражданства